Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века актуализировал изучение адаптационных возможностей национальных экономических систем к динамичным изменениям в условиях усиления их взаимодействия и взаимовлияния. Резкое обострение проблем безработицы в мировой экономике требует согласованных действий всех государств по изучению и преодолению их последствий. По оценке Международной организации труда (МОТ), к концу 2011 г. возможно увеличение численности безработных до 210 млн. человек, в сравнении со 190 млн. человек в 2007 году. Вопросы защиты и поддержки устойчивых предприятий, расширения возможностей трудоустройства, помощи безработным были в числе приоритетных в повестке дня саммитов, посвященных преодолению экономического кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................2
1 Теоретические основы безработицы…………………………………………..3
1.1 Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения………………3
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы и методы борьбы с ней…………………………………………………………………......................6
2 Анализ уровня безработицы в республике Казахстан на современном этапе………………………………………………………………………………10
2.1 Анализ уровня безработицы в Казахстане за 2007-2009г………………...10
2.2 Анализ уровня безработицы в регионах Казахстана за 2007-2009 годы.......................................................................................................................13
3 современная государственная политика борьбы с безработицей………….16
3.1 Реализация программы занятости 2020…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

4. В  случае, если переселение осуществляется из одного района в другой в пределах области, районная комиссия направляет список потенциальных участников в региональную комиссию для согласования и формирования общего списка участников Программы.

Региональная  комиссия принимает окончательное  решение о включении граждан  и оралманов в число участников данного направления Программы  и направляет в районные комиссии и местные органы занятости соответствующую  информацию.

Управление  реализацией программой будет иметь  вертикальную структуру, в состав которой  войдут Межведомственная комиссия при  Правительстве РК и аналогичные  комиссии областного и районного  уровня. Для эффективной реализации Программы планируется на районном (городском) уровне создать Центры занятости  населения. 

Кроме этого на сегодняшний день принята  программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

- обучение  и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного  населения на рынке труда

- содействие  развитию предпринимательства на  селе

- повышение  мобильности трудовых ресурсов

Программу предлагается реализовать в три  этапа: 2011 год будет пилотным, это  позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

На основе проведенного исследования во время  прохождения преддипломной практики можно прийти к следующим выводам:

-  в  экономической литературе встречаются  самые разнообразные трактовки  понятия безработица;

-  есть  множество критериев, согласно  которым человека считают безработным,  но к основным критериям относятся:  трудоспособный возраст, отсутствие  у человека постоянного источника  заработка в течение некоторого  времени, доказанное стремление  человека найти работу;

-  выделяют  следующие основные причины безработицы:  избыток населения в определенных  регионах, установление ставок заработной  платы выше равновесного уровня, низкий платежеспособный спрос;

-  в  зависимости от причин возникновения  различают безработицу: фрикционную,  структурную, естественную, циклическую,  сезонную, застойную, институциональную,  скрытую и технологическую;

-  выделяют  экономические и неэкономические  последствия безработицы, которые  проявляются как на индивидуальном  уровне, так и на общественном  уровне;

-  экономические  последствия безработицы бывают  отрицательные и положительные. 

Отрицательные: обесценивание последствий обучения, сокращение производства, затраты на помощь безработным, утрата квалификации, снижение жизненного уровня, недопроизводство национального дохода, снижение налоговых  поступлений.

Положительные: создание резерва рабочей силы для  структурной перестройки экономики, конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду, перерыв в занятости  для переобучения и повышения  уровня образования, стимулирование роста  интенсивности и производительности труда.

-  неэкономические  последствия безработицы - это  психологические и социальные  и политические последствия;

Социальные  последствия безработицы также  бывают отрицательные и положительные. Отрицательные: обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности, рост количества физических и душевных заболеваний, увеличение социальной дифференциации, снижение трудовой активности. Положительные: повышение социальной ценности рабочего места, увеличение личного свободного времени, возрастание свободы выбора места работы, увеличение социальной значимости и ценности труда.

-  к  особенностям государственной политики  по борьбе с безработицей в  США относятся:

1) применение  инфраструктурных проектов как  основного способа снижения безработицы; 

2) снижение  налогового бремени в момент  кризиса как способ поддержания  малого бизнеса; 

3) индивидуальный  подход к каждому безработному, предоставлению каждому трудоспособному  члену общества не просто любой  работы, а возможности в наибольшей  степени развить и реализовать  свой потенциал, получая соответственно  достойное вознаграждение за  свой труд;

4) дифференциация  уровня пособия по безработице  в зависимости от наличия в  семье безработного детей и  иждивенцев;

К особенностям современной безработицы в Республике Казахстан относится:

- наибольший  удельный вес среди безработных  занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных  в этом возрасте, намного больше, чем мужчин;

- наименьший  удельный вес в структуре безработного  населения занимают молодежь  в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного  возраста;

- уровень  женской долгосрочной безработицы  намного выше, чем мужской безработицы,  причем эта разница сильнее  в городе, чем в деревне;

- в структуре  безработного населения по уровню  образования наибольший удельный  вес занимают, безработные со  средним профессиональным образованием, наименьший удельный вес занимают  безработные с основным и незаконченным  высшим образованием

- по  республике наблюдается тенденция  увеличения числа безработных,  имеющих высшее и незаконченное  высшее образование: с 112,6 тыс.  человек в 2007 году до 129,9 тыс.  человек в 2009 году или на 15,4%;

- самый  высокий уровень безработицы  в 2007 году наблюдался в Мангистауской  области, в 2008 году и в 2009 году - в г. Алматы, а самый низкий в 2007 году в Восточно-Казахстанской области, в 2008 году в Карагандинской области, в 2009 году в Актюбинской области; 

- на  сегодняшний день, численность безработного  населения, занятого поиском работы  в качестве наемных работников  немного превышает численность  безработного населения, занятого  поиском любой работы, причем  это очень ярко выражено в  Алматинской области, Южно-Казахстанской  области и в г. Астане.

- в нашей  республике ведется активная  государственная политика по  борьбе с безработицей. В частности  на сегодняшний день действует  программа «С дипломом – в  село», благодаря ее реализации  успешно решается проблема дефицита  дипломированных специалистов разного  профиля в сельской местности.  Молодые специалисты после окончания  вузов с удовольствием уезжают  работать в село. Стимулом для этого служат условия программы: выплата специалистам единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, социальная поддержка для приобретения жилья (бюджетный кредит сроком на 15 лет со ставкой вознаграждения 0,01% в размере 630 МРП с 1 января 2010 года), повышение не менее чем на 25% должностных окладов специалистам учреждений социальной сферы, финансируемых из республиканского бюджета и расположенных в сельских населенных пунктах.

Кроме этого на сегодняшний день принята  программа занятости 2020, реализация которой будет осуществляться по следующим трем направлениям:

- обучение  и содействие в трудоустройстве  самозанятого, безработного и малообеспеченного  населения на рынке труда;

- содействие  развитию предпринимательства на  селе;

- повышение  мобильности трудовых ресурсов.

Программу предлагается реализовать в три  этапа: 2011 год будет пилотным, это  позволит отработать механизмы реализации Программы и её правовое обеспечение. Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1.    Бункина М.К. Макроэкономика. - М.: ДИС, 2002. - 320 с. 

2.  Вишневкая Н.Т. Рынок рабочей силы в ретроспективе XX столетия. //МэиМО, 2011, №2. - С. 37-39.

3.  Гендлер Г., Гильдингерш М. Социальные последствия безработицы // Человек и труд. 2006. № 3. - С.47-49.

4.  Гимпельсон В., Монусова Г. Динамика рабочего времени: сравнительный анализ //МэиМО, 2010, №1. - С.69-77.

6.  Елкин  С.Е. Экономические и социальные  последствия безработицы (по результатам  анкетного социологического опроса  безработных). // Вестник Омского  университета. 2008. Вып. 4. - С. 85-88.

7.  Зиброва Е. Официальная безработица в России: последние данные.

8.  Ишкин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 328 с.

9.  Кабалина В.И. Новые формы занятости. Материалы российско-британского исследования. - М.: ИМЭМО, 2008. - 236 с.

10.  Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструктуризации. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 446 с.

11.  Кашепов А. Проблема предотвращения массовой безработицы в России. // Вопросы экономики. 2007. № 5. - С. 23 - 28.

12.  Клинов В.Г. Экономическая программа Клинтона. (Обзор критических оценок) //США - ЭПИ. 2009. №1. - С. 44-49.

13.  Лебедева Л.Ф. США: государство и социальная политика. - М.: Наука, 2007. - 197 с.

14.   Лютов А.А. Государственная политика США в области занятости и безработицы на рубеже XX-XXI в. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 241 с.

15.  Лютов А.А. Старение населения и рынок рабочей силы в США, //США-Канада - экономика, политика, культура. №4, 2008. – С. 66-75.

16.  Мак Е.В. Структурные особенности безработицы в США.

17.  Макаров Н. Безработица в России 2010-2011 статистика, мониторинг численности безработных в стране.

18.  Маслова И.С. Эффективная экономика и рынок рабочей силы. //Вестник статистики. № 12, 2010. - С. 17-25.

19.  Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - М: Наука, 2006. - 262 с.

20.Рогов С.М. Американское государство накануне третьего тысячелетия.//США-ЭПИ. 2008. №11. С. 58-63.

21.  Рогов С.М. Государство и общественное благо: мировые тенденции и российский путь. - М.: ИСКРА, 2005. – 222 с.

22.  Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда. - М.: ИНФРА-М.

23. Экономическая активность населения Казахстана. Статистический сборник. - Астана, 2010. – 368 с.

Информация о работе Безработица