Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века актуализировал изучение адаптационных возможностей национальных экономических систем к динамичным изменениям в условиях усиления их взаимодействия и взаимовлияния. Резкое обострение проблем безработицы в мировой экономике требует согласованных действий всех государств по изучению и преодолению их последствий. По оценке Международной организации труда (МОТ), к концу 2011 г. возможно увеличение численности безработных до 210 млн. человек, в сравнении со 190 млн. человек в 2007 году. Вопросы защиты и поддержки устойчивых предприятий, расширения возможностей трудоустройства, помощи безработным были в числе приоритетных в повестке дня саммитов, посвященных преодолению экономического кризиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................2
1 Теоретические основы безработицы…………………………………………..3
1.1 Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения………………3
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы и методы борьбы с ней…………………………………………………………………......................6
2 Анализ уровня безработицы в республике Казахстан на современном этапе………………………………………………………………………………10
2.1 Анализ уровня безработицы в Казахстане за 2007-2009г………………...10
2.2 Анализ уровня безработицы в регионах Казахстана за 2007-2009 годы.......................................................................................................................13
3 современная государственная политика борьбы с безработицей………….16
3.1 Реализация программы занятости 2020…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 55.71 Кб (Скачать)

Неустойчивая  ситуация на рынке труда, экономические  реформы, безработица, социальная незащищенность особенно молодежи влечет рост преступлений, наркомании и алкоголизма среди  молодого населения. Многие семьи, оказавшиеся  на грани бедности, в связи с  потерей работы, а, следовательно, единственного  источника дохода, ищут средства к  существованию в теневом бизнесе. Одним из таких является распространение  наркотических средств, а также  их распространение, среди молодежи, что негативно складывается на умственном и физическом развитии детей.

Методы  борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство  конкретной страны.

Современные мальтуазианцы предлагают поддерживать стабильность на рынке труда с  помощью государственной политики ограничения рождаемости.

Пигу  и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой  заработной плате, предлагают:

- содействовать  снижению заработной платы;

- разъяснять  профсоюзам, что рост заработной  платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы;

- государству  трудоустраивать работников, претендующих  на невысокий доход, в частности,  поощрять развитие социальной  сферы.

Кейсианские программы борьбы с безработицей предполагают использование двух блоков мероприятий.

Первый  блок нацелен на ослабление безработицы  в краткосрочном периоде, когда  положительные сдвиги в экономике  ещё не ощущаются. Его содержанием  становятся общественные работы, которые  должно организовать и оплатить государство  за счёт своего бюджета. Рекомендуется  эти работы сосредоточить в области  формирования производственной и социальной инфраструктуры (строительство дорог, больниц и т.д.). Главное – занять население во имя социальной стабильности и поддержания хотя бы минимального потребительского спроса со стороны работников.

Второй  блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру  рынка, сформировать инвестиции и, как  следствие - потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный  заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно и при росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить  государственный заказ крупным  фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных  связей. Такой заказ поставщикам  и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая  их сеть, что, безусловно, увеличивает  спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

Кейсианские программы успешно применялись  после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные  трудности для их претворения  в жизнь. Источниками финансирования этих программ всегда был государственный  бюджет, а точнее государственный  долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается.

Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство  не могло решить восполнением недостатка спроса. Резко подорожали ресурсы, что  привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие  к росту предложения.

Такие пути были найдены экономической  школой, получившей название монетарной. Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять  все нагрузки на государственный  бюджет, срочно уменьшить государственный  бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся  от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости.

Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых  не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет  постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства  приобретают массовый характер. После  этой суровой операции рынок выдвигает  на авангардные позиции сильных  и адаптированных производителей, которые  наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают  спрос на рабочую силу.

Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому  ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные  формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда  страна быстро справляется с трудностями  экономического кризиса. Важным для  ликвидации безработицы является снятие административных, правовых и экономических  ограничений, препятствующей свободной  продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма  государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования  занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство  непосредственно на предприятии  путем создания новых рабочих  мест, расширения или создания  подразделений, переквалификация  на другие специальности и  т.д.

2. Организация  общественных работ: благоустройство  территорий, лесных массивов и  городских улиц, работа на овощных  базах, по уборке сельскохозяйственной  продукции.

3. Поощрение  частного предпринимательства и  стимулирование самозанятости населения,  развитие малого бизнеса в  форме товарищества, кооператива,  фермерских хозяйств.

4. Переподготовка  и профессиональная подготовка  по дефицитным специальностям  и профессиям.

5. Использование  гибких форм занятости: надомный  труд, неполный рабочий день, неделя.

6. Широкая  информация населения о возможности  трудоустройства, проведение ярмарок  вакансий, дней открытых дверей  и т.д. 
 
 

2 Анализ уровня  безработицы в  республике казахстан  на современном  этапе

2.1 Анализ уровня  безработицы в  Казахстане за 2007-2009 годы

По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике за исследуемый период число безработных динамично  уменьшается: с 597,2 тыс. человек до 554,5 тыс. человек в 2009 году, т.е. за эти  три года численность безработных  уменьшилась на 42,7 тыс. человек или  на 7,1% (рисунок 1).

Рисунок 1 Численность безработного населения  в Казахстане в 2007-2009 годы

Проведенный анализ структуры безработного населения  по возрасту и полу показал, что наибольший удельный вес среди безработных  занимает молодежь в возрасте 25-29 лет, причем женщин, безработных в этом возрасте, намного больше, чем мужчин (таблица 1). Так в 2007 году было зарегистрировано 25-29 летних безработных женщин 71,7 тыс. человек, а безработных мужчин этого  возраста было 48,1 тыс. человек, в 2008 году эти показатели составляли 64,4 тыс. женщин и 48,3 тыс. мужчин, 2009 году – 69,5 тыс. женщин и 59,8 тыс. мужчин.

таблица 1

Безработное население по возрастным группам  и полу тысяч человек

  2007 2008 2009
1 2 3 4
Все население      
Безработные – всего 597,2 557,8 554,5
в том  числе в возрасте, лет:      
15 0,3 0,6 -
16-19 35,9 18,4 15,6
20-24 90,6 77,6  71,5
25-29 119,9 112,7 129,3
1 2 3 4
30-34 90,8 87,2 82,7
35-39 57,3 59,3 53,1
40-44 56,3 43,7 48,6
45-49 60,6 55,8 55,2
50-54 47,3 51,5 52,9
55-59 32,7 37,8 36,0
60-64 5,6 13,2 9,5
Мужчины      
Безработные - всего 244,5 226,5 239,3
в том  числе в возрасте, лет:      
15 0,2 0,2 -
16-19 22,7 10,6 6,9
20-24 39,9 37,5 32,1
25-29 48,1 48,3 59,8
30-34 34,1 30,8 33,4
35-39 21,5 21,5 21,6
40-44 21,2 16,8 22,3
45-49 20,3 21,0 22,4
50-54 17,0 17,2 19,6
55-59 14,7 14,7 15,0
60-64 4,8 7,7 6,1
Женщины      
Безработные - всего 352,7 331,4 315,2
в том  числе в возрасте, лет:      
15 0,1 0,5 -
16-19 13,2 7,8 8,7
20-24 50,6 40,1 39,4
25-29 71,7 64,4 69,5
30-34 56,6 56,4 49,3
35-39 35,7 37,7 31,5
40-44 35,1 26,9 26,3
45-49 40,3 34,8 32,8
50-54 30,3 34,3 33,3
55-59 18,1 23,1 21,1
60-64 0,8 5,5 3,3

Достаточно  большой удельный вес среди безработных  занимают люди в возрасте 30-34 лет  и молодежь в возрасте 20-24 лет. Причем безработных 30-34 летних женщин больше, чем безработных мужчин. А безработных 20-24 летних мужчин больше, чем безработных женщин. Наименьший удельный вес в структуре безработного населения занимают молодежь в возрасте 16-19 лет и люди предпенсионного возраста.  

 В  2009 году структура безработного населения по возрасту в Казахстане выглядело следующим образом: безработные в возрасте 16-19 лет – 3% от общего числа безработных, молодежь в возрасте 20-24 лет – 13%, молодежь в возрасте 25-29 лет – 22%, безработные в возрасте 30-34 лет – 15%, безработные в возрасте 40-44 лет – 9%, безработные в возрасте 45-49 лет – 10%, безработные в возрасте 50-54 лет – 10%, безработные в возрасте 55-59 лет – 6% и безработные в возрасте 60-64 лет – 2%.

Проведенный анализ численности безработного населения  по уровню образования показал, что  наибольшее число безработных составляют люди со средним общим образованием.За исследуемый период их число динамично уменьшается: с 228,1 тыс. человек в 2007 году до 207,3 тыс. человек в 2009 году. В 2009 году у мужчин удельный вес безработных со средним общим образованием составлял 39,4%, а у женщин 35,8%.

Также достаточно высок удельный вес безработных  со средним профессиональным образованием, причем удельный вес этой категории  с каждым годом увеличивается  в общей структуре безработных. В целом по республике в 2007 году их число составляло 149,9 тыс. человек (25,1%), в 2008 году их число уменьшилось до 127,1 тыс. человек (22,8%) или на 15,2%, в 2009 году их число вновь выросло, стало 138,5 тыс. человек (25,0%).

За исследуемый  период наблюдается динамичное уменьшение уровня безработицы у женщин: в 2007 году – 8,7, в 2008 году – 7,9, в 2009 году – 7,5. У мужчин в 2008 году по сравнению с 2007 годом уровень безработицы  уменьшился на 10%, а в 2009 году по сравнению  с 2008 годом увеличился на 7%. В целом, по республике за исследуемый период уровень безработицы составил 7,3 и 6,6.

Как видно  из вышеприведенной таблицы наибольший уровень безработицы наблюдается  среди молодежи в возрасте 25-29 лет как у мужчин так и женщин, кроме этого у женщин также достаточно высокий уровень безработицы и в возрасте 20-24 лет, а у мужчин в возрасте 60-64.

Кроме этого и по уровню долгосрочной безработицы  наблюдается аналогичная картина: уровень женской долгосрочной безработицы  в 2007 году составил 4,3, а мужской - 2,3. Причем среди городского населения  эти показатели составили 5,1 и 2,7, а  среди сельского 3,3 и 1,9, в 2008 году эти  показатели составили 3,7 и 1,9, а в 2009 году – 3,3 и 1,8.

При всей этой сложившейся ситуации, согласно данным Агентства Республики Казахстан  по статистики, наблюдается утешительная тенденция снижения уровня безработицы, как в целом всего населения, так и уровня молодежной безработицы. 
 

2.2 Анализ уровня  безработицы в  регионах Казахстана  за 2007-2009 годы

По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике наибольшее число безработных  зарегистрировано в южном регионе  Казахстана: в Южно-Казахстанской  области число безработных в 2007 году составило 75,0 тыс. человек, что  составило 12,6% от общего числа безработных  в Республике Казахстан, в 2008 году – 74,0 тыс. человек или 13,3% и в 2009 году – 75,0 тыс. человек или 13,5% .

Также высокий удельный вес безработных  в Алматинской области и в  самом городе Алматы: в 2007 году число  безработных в Алматинской области  составляло 55,9 тыс. человек или 9,4%, в 2008 году – 54,7 тыс. человек или 9,8%, в 2009 году – 56,3 тыс. человек или 10,2%. В  г. Алматы в 2007 году было зарегистрировано 53,1 тыс. человек или 8,9%, в 2008 – 51,9 тыс. человек или 9,3%, в 2009 году этот показатель вырос до 54,6 тыс. человек или составил 9,9% от общего числа безработных в республике.

По данным Агентства Республики Казахстан  по статистике уровень молодежной безработицы (15-24 лет) в 2007 году по республике составил 9,4%.Наивысший уровень безработицы молодежи этого возраста зафиксирован в городах Астана – 17,0% и Алматы – 19,3%. Достаточно высокий уровень безработицы молодежи этого возраста также в Мангистауской области – 12,2%, Восточно-Казахстанской области – 10,8%, в Жамбылской области – 10,6%, в Костанайской области – 10,5%. В нашей

В 2008 году уровень молодежной безработицы  по сравнению с прошлым годом  снизился до 7,4%. Самый высокий уровень  безработицы остался в городах  Астана – 11,4% и Алматы – 10,2%. В 2008 году и наша область попала в число  областей с высоким уровнем молодежной безработицы – 10,8%. В 2009 году уровень  молодежной безработицы по республике продолжил тенденцию снижения и  составил 6,7%. Города Астана и Алматы оставили за собой лидирующие позиции  по уровню безработицы.

В таких  областях как Акмолинская, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдался рост уровня безработицы, а в 2009 году понижение данного показателя.

Анализ  долгосрочной безработицы по полу в  разрезе регионов показал, что в 2007 году самый высокий уровень  долгосрочной безработицы зафиксирован в Западно-Казахстанской области – 7,2%, что более чем в 2 раза больше среднереспубликанского значения уровня долгосрочной безработицы, который составил 3,4%. Кроме этой области уровень женской долгосрочной безработицы в этот год превысил среднереспубликанское значение практически во всех областях, за исключением Акмолинской (1,6%), Актюбинской (2,2%), Алматинской (1,3%), Мангистауской (1,9%) и Павлодарской областей (2,5%) (таблица 8). Уровень долгосрочной безработицы мужчин в этот год практически во всех областях ниже среднереспубликанского значения, за исключением Западно-Казахстанской области (3,8%) и г. Алматы (5,2%)

Информация о работе Безработица