Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Глобальный кризис конца первого десятилетия XXI века актуализировал изучение адаптационных возможностей национальных экономических систем к динамичным изменениям в условиях усиления их взаимодействия и взаимовлияния. Резкое обострение проблем безработицы в мировой экономике требует согласованных действий всех государств по изучению и преодолению их последствий. По оценке Международной организации труда (МОТ), к концу 2011 г. возможно увеличение численности безработных до 210 млн. человек, в сравнении со 190 млн. человек в 2007 году. Вопросы защиты и поддержки устойчивых предприятий, расширения возможностей трудоустройства, помощи безработным были в числе приоритетных в повестке дня саммитов, посвященных преодолению экономического кризиса.
Введение………………………………………………………………..................2
1 Теоретические основы безработицы…………………………………………..3
1.1 Сущность, виды безработицы и причины ее возникновения………………3
1.2 Экономические и социальные последствия безработицы и методы борьбы с ней…………………………………………………………………......................6
2 Анализ уровня безработицы в республике Казахстан на современном этапе………………………………………………………………………………10
2.1 Анализ уровня безработицы в Казахстане за 2007-2009г………………...10
2.2 Анализ уровня безработицы в регионах Казахстана за 2007-2009 годы.......................................................................................................................13
3 современная государственная политика борьбы с безработицей………….16
3.1 Реализация программы занятости 2020…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...24
Анализ численности безработного населения по уровню образования в разрезе регионов показал, что в целом по республике наблюдается тенденция увеличения числа безработных, имеющих высшее и незаконченное высшее образование: с 112,6 тыс. человек в 2007 году до 129,9 тыс. человек в 2009 году или на 15,4%. Аналогичное увеличение данного показателя наблюдается и в южных областях, таких как Южно-Казахстанская область (с 10,9 тыс. человек до 15,4 тыс. человек) и Жамбылская область (с 4,8 тыс. человек до 7,9 тыс. человек), а также в г. Алматы (с 23,0 тыс. человек до 30,2 тыс. человек) (таблица 9). Обратная тенденция наблюдается в таких областях как: Алматинская область (с 8,0 тыс. человек до 6,3 тыс. человек), Карагандинская область (с 11,4 тыс. человек до 10,4 тыс. человек). В других областях нет однозначного движения либо в сторону роста, либо в сторону уменьшения численности безработных, имеющих высшее и незаконченное высшее образование. В одних областях этот показатель в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году наоборот уменьшился, в других областях, наоборот, в 2008 году сначала уменьшился по сравнению с 2007 годом, а потом в 2009 году по сравнению с 2008 годом вырос.
Аналогичный анализ численности безработных, имеющих среднее профессиональное образование, показал, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом число безработных уменьшилось на 22,8 тыс. человек или на 15,1%. В 2009 году этот показатель вырос на 11,4 тыс. человек или на 9,0% .
Динамичное уменьшение числа безработных, имеющих среднее профессиональное образование, за исследуемый период наблюдался в следующих областях: Акмолинская область (с 15,0 тыс. человек до 10,5 тыс. человек), Западно-Казахстанская область (с 6,7 тыс. человек до 4,4 тыс. человек), Кызылординская область (с 5,0 тыс. человек до 4,1 тыс. человек), Южно-Казахстанская область (с 13,9 тыс. человек до 10,4 тыс. человек).
В других
областях также не наблюдалось однозначного
движения либо в сторону роста, либо
в сторону уменьшения численности
безработных, имеющих среднее
В одних областях, таких как Атырауская область, а также г. Алматы этот показатель в 2008 году вырос по сравнению с 2007 годом, а в 2009 году наоборот уменьшился, в других оставшихся областях наоборот этот показатель в 2008 году уменьшился, а в 2009 году снова вырос.
Анализ
численности безработного населения
с основным, средним и начальным
образованием показал, что наибольшая
численность безработных с
Анализ
численности безработного населения,
занятого поиском работы по статусу
занятости показал, что численность
безработного населения, занятого поиском
работы в качестве наемных работников
немного превышает численность
безработного населения, занятого поиском
любой работы. Так, например в 2007 году
численность безработных первой
категории составляла 330,0 тыс. человек,
а численность безработных
В 2008 году эти показатели соответственно равнялись 275,7 тыс. человек и 275,5 тыс. человек, в 2009 году число безработных первой категории увеличилось и стало равным 314,3 тыс. человек, а число безработных второй категории наоборот уменьшилось и стало 229,6 тыс. человек. Безработное население, занятое поиском работы по статусу занятости в 2009 году
Обобщая
проведенный анализ, можно выделить
следующие особенности
- наибольший
удельный вес среди
- наименьший
удельный вес в структуре
- уровень
женской долгосрочной
- в структуре
безработного населения по
- по
республике наблюдается
- самый
высокий уровень безработицы
в 2007 году наблюдался в
3
Современная государственная
политика борьбы
с безработицей
3.1
Реализация программы
занятости 2020
В своем Послании Глава государства поставил конкретную задачу – разработать принципиально новую Стратегию занятости населения.
15 февраля
2011 года на заседании
Цель
Программы – это повышение
доходов населения путем
Задачи:
1. Вовлечение
в продуктивную экономическую
занятость самостоятельно
2. Развитие
кадрового потенциала для
3. Совершенствование
системы оказания адресной
Программа направлена в первую очередь на обучение, трудоустройство, содействие в организации собственного дела по месту жительства, а при отсутствии таких возможностей, содействие добровольному переезду в точки экономического роста.
Реализация программы будет осуществляться по следующим трем направлениям:
1. Обучение
и содействие в
2. Содействие
развитию предпринимательства
3. Повышение мобильности трудовых ресурсов
Программу предлагается реализовать в три этапа:
2011 год
будет пилотным, это позволит
отработать механизмы
Второй этап: 2012-2015 годы и третий этап с 2016 по 2020 годы.
В целях реализации программы Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы.
Взаимные обязательства участников Программы будут закрепляться социальными контрактами.
Для использования
существующих и создаваемых рабочих
мест, в первую очередь на проектах
Карты индустриализации и программы
Дорожная карта бизнеса – 2020, в
режиме реального времени будет
функционировать
Первое
направление программы нацелено
на обеспечение устойчивой и продуктивной
занятости граждан путем
Приоритетные
возможности участия в
Участникам
первого направления будут
- направление
на бесплатные курсы
- предоставление субсидий на проезд до места обучения и проживание;
- поиск
подходящих вакансий и
- психологическая адаптация.
Механизмы реализации следующие:
Потенциальные участники Программы обращаются в местные органы занятости с заявлением на участие в Программе и предоставлением необходимого перечня документов.
Местные органы занятости формируют списки потенциальных участников, на основе поданных заявлений.
Сформированные списки и сведения о потенциальных участниках направляются на рассмотрение районной (городской) комиссии.
По результатам рассмотрения представленных документов членами Комиссии принимается решение о включении заявителей в число участников Программы либо об отказе в этом, в случае не соответствия заявителя критериям участия в первом направлении Программы. Копии протоколов заседания районных комиссий направляются в местные органы занятости.
Определение
потенциальных участников Программы
и решение о включении
С каждым участниками Программы будет заключен социальный контракт, представляющий собой договор о взаимных обязательствах, включая трудоустройство.
Если
после прохождения обучения участник
Программы не может быть трудоустроен,
ему предлагается участие во втором
и третьем направлении
Целью второго направления является повышение экономической активности граждан через организацию собственного дела.
Участниками
Программы могут быть граждане, желающие
и имеющие возможность
Меры поддержки по данному направлению включают в себя:
- оказание консультационных услуг;
- обучение основам предпринимательства;
- предоставление микрокредитов;
- развитие
и обустройство недостающей
Основным механизмом поддержки предпринимательства на селе будет микрокредитование.
Микрокредит предоставляется на возвратной основе, на срок не более 5 лет в сумме до 3 млн. тенге.
Микрокредит
предоставляется для
Конечному заемщику может быть представлена отсрочка по уплате процентов и основного долга сроком до восемнадцати месяцев.
Отбор микрокредитных организаций или кредитных товариществ на конкурсной основе будет производить определенный местными исполнительными органами уполномоченный орган.
Годовая эффективная процентная ставка по микрокредиту для конечного заемщика будет определяться региональной комиссией.
Механизм реализации
1. В случае, если занятость участника Программы не может быть обеспечена в рамках первого и второго направлений Программы он может обратиться в местный орган занятости с заявлением на переселение, прилагая к нему установленный Правилами перечень документов.
2. Местный
орган занятости рассматривает
документы на предмет
3. Районная
(городская) комиссия