Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:55, курсовая работа
Безработица в Республике Беларусь. Анализ теоретической литературы и нормативной базы безработицы в Республике Беларусь, динамика развития, политика занятости.
Введение 4
1. Причины, сущность и виды безработицы 6
1.1 Понятие безработицы. ее типы и виды 6
1.2. Причины безработицы 11
2. Причины и особенности безработицы в переходной экономике 16
3. Пути преодоления безработицы в республике беларусь 20
3.1. Причины безработицы в республике беларусь 20
3.2 Динамика безработицы в республике беларусь 22
3.3 Политика занятости в республике беларусь 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34
Таким образом можно сделать вывод, что в настоящий момент спрос на работников с высшим образование достаточно большой, что обеспечивает самый маленький уровень безработицы в этой группе.
Для определения реального уровня безработицы проводят выборочные обследования домашних хозяйств. Как показывает обследование домашних хозяйств, проводимое Министерством статистики Республики Беларусь, в 2005 году незанятое население в численности трудовых ресурсов составило 36% (в сельской местности – 46,1%). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений – по разным данным, около 300 тыс. человек. Порядка 50 тысяч выбирают для этой цели страны дальнего зарубежья. [5, стр. 42]
Обобщив
вышесказанное, можно отметить, что
безработица в Республике Беларусь имеет
свои особенности, среди которых особо
стоит выделить несколько наиболее значимых:
наличие большого числа незарегистрированных
безработных, выезд рабочей силы в Россию
и дальнее зарубежье, большой удельный
вес женщин и молодёжи в составе состоящих
на учёте в государственной службе занятости.
3.3
Политика занятости в Республике Беларусь
Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность проведения государственной политики занятости.
В условиях перехода к рынку при отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости должна строиться на активном вмешательстве государства в сферу управления занятостью. Действия государства, работодателей и профсоюзов при разработке и осуществлении программ по обеспечению занятости, создании действенного механизма социальной защиты наемных работников, организации переподготовки рабочей силы должны быть четко скоординированы. Иными словами, государственное регулирование занятости должно основываться на принципе социального партнерства.
Вопросы
регулирования занятости
В Республике Беларусь ежегодно разрабатываются государственные и региональные программы занятости населения, предусматривающие комплекс мер по повышению эффективности занятости и снижению напряженности на рынке труда.
В
качестве главной цели государственной
политики в области занятости
населения следует
Основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991года. Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:
Государственные
программы занятости
Решение стоящих перед государством задач в области занятости населения требует длительного времени, поэтому обеспечение полной занятости выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.
Стратегическая цель определяет следующие тактические задачи:
Главными
итогами преодоления безработицы в Республике
Беларусь стало то, что за последнее
десятилетие произошли принципиальные
изменения в области трудовых отношений.
Главным из них является переход от всеобщности
и обязательности труда в общественном
производстве к добровольной, свободно
избранной занятости. Помимо государственной,
появились коллективная и частная формы
собственности, возникли альтернативные
виды хозяйствования, предпринимательство,
малый и средний бизнес.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было рассмотрено понятие безработицы, ее основные виды и формы, социально- экономические последствия, а также пути ее снижения и особенности политики занятости в Республике Беларусь.
Проанализировав основные особенности процессов, происходящих на рынке труда Беларуси, необходимо отметить, что в настоящее время в Беларуси, также как и в других странах, безработица имеет женское лицо. Так на конец 2007 года доля безработных женщин была равна 52,8%.При этом среди зарегистрированной части безработных преобладают молодые люди в возрасте до 29 лет – 39,7%, что обусловлено нежеланием работодателей, принимать на работу сотрудников с небольшим стажем работы или вовсе его отсутствием.
Уровень безработицы незначителен (равен 0,9%), однако здесь следует учитывать, что официальный показатель заметно снижает уровень безработицы, так как в соответствии с действующим законодательством учитываются только те безработные, которые находятся на официальном учете.
Многие не регистрируются в службах занятости по причине выезда на работу за границу. В целом около миллиона наших граждан работают за пределами Беларуси т.е. около 1/5 трудящихся не находит применения в условиях белорусской экономики.
Любая безработица приносит социально-экономические потери. Из них можно выделить несколько главных: во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг; во-вторых, снижаются налоговые поступления; в-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного; в-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
Острота проблемы безработицы подчеркивает особую важность проведения государственной политики занятости. В Беларуси ежегодно разрабатываются программы по содействию занятости, которые в качестве главной цели провозглашают обеспечение рациональной, свободно избранной занятости.
Принятые в последние годы меры позволили изменить тенденции на рынке труда, снизить безработицу в целом по республике. Уже сегодня проведение этих программ обеспечило увеличения числа занятых в сфере услуг, промышленности и строительстве. Создаются новые рабочие места, проводится переквалификация. Для безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на тынке труда, создаются все условия для получения рабочего места.
Таким образом, можно говорить о состоятельности государственной политики занятости, а в связи с этим и положительных тенденциях на рынке труда Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Распределение
численности безработных, зарегистрированных
в органах по труду, занятости и социальной
защите, по возрастным группам
Безработные, всего |
В том числе в возрасте, лет | ||||||||
16-19 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50 и старше | ||
1995 |
100 |
14,3 |
20,4 |
15,3 |
14,6 |
12,9 |
9,3 |
7,2 |
6,0 |
2000 |
100 |
22,0 |
18,9 |
13,0 |
10,9 |
10,3 |
9,8 |
7,5 |
7,6 |
2003 |
100 |
15,1 |
18,6 |
12,2 |
11,4 |
10,9 |
11,5 |
9,9 |
10,4 |
2004 |
100 |
17,2 |
17,8 |
12,0 |
10,9 |
10,0 |
10,4 |
10,0 |
11,7 |
2005 |
100 |
18,5 |
18,3 |
12,0 |
10,1 |
9,3 |
9,6 |
9,9 |
12,3 |
2006 |
100 |
11,5 |
17,5 |
12,7 |
11,3 |
10,3 |
10,5 |
11,2 |
15,0 |
2007 |
100 |
9,1 |
17,8 |
12,8 |
11,5 |
10,6 |
10,6 |
11,6 |
16,0 |