Безработица в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Безработица в Республике Беларусь. Анализ теоретической литературы и нормативной базы безработицы в Республике Беларусь, динамика развития, политика занятости.

Содержание

Введение 4
1. Причины, сущность и виды безработицы 6
1.1 Понятие безработицы. ее типы и виды 6
1.2. Причины безработицы 11
2. Причины и особенности безработицы в переходной экономике 16
3. Пути преодоления безработицы в республике беларусь 20
3.1. Причины безработицы в республике беларусь 20
3.2 Динамика безработицы в республике беларусь 22
3.3 Политика занятости в республике беларусь 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯhnj.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

     Таким образом можно сделать вывод, что в настоящий момент спрос  на работников с высшим образование  достаточно большой, что обеспечивает самый маленький уровень безработицы в этой группе.

     Для определения реального уровня безработицы проводят выборочные обследования домашних хозяйств. Как показывает обследование домашних хозяйств, проводимое Министерством статистики Республики Беларусь, в 2005 году незанятое население в численности трудовых ресурсов составило 36% (в сельской местности – 46,1%). Среди них определенная часть выезжает на работу в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений – по разным данным, около 300 тыс. человек. Порядка 50 тысяч выбирают для этой цели страны дальнего зарубежья. [5, стр. 42]

     Обобщив вышесказанное, можно отметить, что  безработица в Республике Беларусь имеет свои особенности, среди которых особо стоит выделить несколько наиболее значимых: наличие большого числа незарегистрированных безработных, выезд рабочей силы в Россию и дальнее зарубежье, большой удельный вес женщин и молодёжи в составе состоящих на учёте в государственной службе занятости.  

     3.3 Политика занятости в Республике Беларусь 

     Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность проведения государственной политики занятости.

     В условиях перехода к рынку при  отсутствии действенных рыночных механизмов политика занятости должна строиться  на активном  вмешательстве государства в сферу управления занятостью. Действия государства, работодателей и профсоюзов при разработке и осуществлении программ по обеспечению занятости, создании действенного механизма социальной защиты наемных работников, организации переподготовки рабочей силы должны быть четко скоординированы. Иными словами, государственное регулирование занятости должно основываться на принципе социального партнерства.

     Вопросы регулирования занятости находятся  под постоянным контролем государства. Благодаря этому удалось не допустить масштабной безработицы, сохранить трудовые коллективы и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе.

     В Республике Беларусь ежегодно разрабатываются  государственные и региональные программы занятости населения, предусматривающие комплекс мер по повышению эффективности занятости и снижению напряженности на рынке труда.

     В качестве главной цели государственной  политики в области занятости  населения следует рассматривать  формирование ее рациональной структуры, отвечающей реальным потребностям экономики.

     Основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь» от 30 мая 1991года. Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[8]

     Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[8]

     Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает  в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени.

     Стратегическая  цель определяет следующие тактические  задачи:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.[2, c. 39]

    Главными  итогами преодоления безработицы в Республике Беларусь стало то, что за  последнее десятилетие произошли принципиальные изменения в области трудовых отношений. Главным из них является переход от всеобщности и обязательности труда в общественном производстве к добровольной, свободно избранной занятости. Помимо государственной, появились коллективная и частная формы собственности, возникли альтернативные виды хозяйствования, предпринимательство, малый и средний бизнес. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной работе было рассмотрено понятие  безработицы, ее основные виды и формы, социально- экономические последствия, а также пути ее снижения и особенности политики занятости в Республике Беларусь.

    Проанализировав основные особенности процессов, происходящих на рынке труда Беларуси, необходимо отметить, что в настоящее время в Беларуси, также как и в других странах, безработица имеет женское лицо. Так на конец 2007 года доля безработных женщин была равна 52,8%.При этом среди зарегистрированной части безработных преобладают молодые люди в возрасте до 29 лет – 39,7%, что обусловлено нежеланием работодателей, принимать на работу сотрудников с небольшим стажем работы или вовсе его отсутствием.

      Уровень безработицы незначителен (равен 0,9%), однако здесь следует учитывать, что официальный показатель заметно снижает уровень безработицы, так как в соответствии с действующим законодательством учитываются только те безработные, которые находятся на официальном учете.

    Многие  не регистрируются в службах занятости  по причине выезда на работу за границу. В целом около миллиона наших граждан работают за пределами Беларуси т.е. около 1/5 трудящихся не находит применения в условиях белорусской экономики.

    Любая безработица приносит социально-экономические потери. Из них можно выделить несколько главных: во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг; во-вторых, снижаются налоговые поступления; в-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного; в-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

     Острота проблемы безработицы подчеркивает особую важность проведения государственной политики занятости. В Беларуси ежегодно разрабатываются программы по содействию занятости, которые в качестве главной цели провозглашают обеспечение рациональной, свободно избранной занятости.

    Принятые  в последние годы меры позволили  изменить тенденции на рынке труда, снизить безработицу в целом  по республике. Уже сегодня проведение этих программ обеспечило увеличения числа занятых в сфере услуг, промышленности и строительстве. Создаются новые рабочие места, проводится переквалификация. Для безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных конкурировать на тынке труда, создаются все условия для получения рабочего места.

    Таким образом, можно говорить о состоятельности  государственной политики занятости, а в связи с этим и положительных  тенденциях на рынке труда Беларуси.

     

         
 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Блауг  М. Экономическая мысль в ретроперспективе / Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1995. Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во «Дело», 1996. – 847 с.
  2. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.
  3. Бузгалин А.В. Переходная экономика: Курс лекций/ Бузгалин А.В. – М.: Таурус, 1994. -471с.
  4. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал. – 2001. - № 4. – с. 81-90.
  5. Ванкевич И. Кого ждут вакансии?// Беларуская думка.- 2008.-№7
  6. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер.с англ. – М.: «ИНФРА-М», 1996. -559с.
  7. Дорнбуш Р. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997. –783 с.
  8. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».
  9. Лебедева С.Н. Экономика и организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165с.
  10. «Макроэкономика». Под ред. Н.И. Базылева, С. П. Гурко.
  11. Пилуй М. Скрытая и частичная безработица: сущность, причины и масштабы // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. –№ 25. – с. 46-54. Сверж А. Финансовые вопросы социальной политики // Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.
  12. Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.- 2004.- №12.- С. 11-16.
  13. Потапова И.Н. Анализ использования трудовых ресурсов в Республике Беларусь// Бухгалтерский учет и анализ, №3, 2000 г., с. 44-47.
  14. Сверж А. Финансовые вопросы социальной политики // Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.
  15. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2008.- Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2008
  16. Ткаченко С. Формирование, использование и прогноз развития трудовых ресурсов Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – № 3. – с. 47-54.
  17. Тодаро М. П. Экономическое развитие: Учебник для  экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экономический Факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.-666 с.
  18. Электронный ресурс. Режим доступа www.mintrud.gov.by
  19. Основы макроэкономики: Учеб. пособие. / Э.А. Лотухина, К.Н. Хорошун, Т.К. Хорошун и др. Под ред. Э.А. Лотухиной. – Мн.: ИООО «Право и экономика», 2001. –252с. С.134

 

      ПРИЛОЖЕНИЕ А

     Распределение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по возрастным группам 

             
Безработные, всего
     В том числе в возрасте, лет
      
16-19
      
20-24
      
25-29
      
30-34
      
35-39
      
40-44
      
45-49
      
50 и старше
      
1995
      
100
      
14,3
      
20,4
      
15,3
      
14,6
      
12,9
      
9,3
      
7,2
      
6,0
      
2000
      
100
      
22,0
      
18,9
      
13,0
      
10,9
      
10,3
      
9,8
      
7,5
      
7,6
      
2003
      
100
      
15,1
      
18,6
      
12,2
      
11,4
      
10,9
      
11,5
      
9,9
      
10,4
      
2004
      
100
      
17,2
      
17,8
      
12,0
      
10,9
      
10,0
      
10,4
      
10,0
      
11,7
      
2005
      
100
      
18,5
      
18,3
      
12,0
      
10,1
      
9,3
      
9,6
      
9,9
      
12,3
      
2006
      
100
      
11,5
      
17,5
      
12,7
      
11,3
      
10,3
      
10,5
      
11,2
      
15,0
      
2007
      
100
      
9,1
      
17,8
      
12,8
      
11,5
      
10,6
      
10,6
      
11,6
      
16,0

Информация о работе Безработица в РБ