Безработица. Проблема безработицы в Восточной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 11:26, реферат

Описание работы

Неотъемлемой чертой рыночной экономики является безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины данного явления разнообразны. Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. В-третьих, политика правительства в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда. В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики. Наконец, в-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Содержание

Введение 2
1. Рамки анализа 4
2. Общая картина 5
3. Решения в области занятости и заработной платы на
государственных предприятиях: рамки анализа 10
4. Занятость и заработная плата в государственном секторе 13
5. Безработица 26
Заключение 29
Приложения 31
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Безработица Проблема безработицы в Восточной Европе.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Наконец, мы заметили, что росту частного сектора способствовало уменьшение налогового бремени.  В некоторых случаях это был определенный путь стимулирования инвестиций, более простой, чем уклонение от налогов.  Доступные данные, хотя и ограничены, но позволяют показать, что вклад частного сектора в общую величину налоговых поступлений значительно ниже, чем вклад в выпуск продукции.  В Польше в 1992 г. доля частного сектора в общем товарообороте составляла 46 процентов, а в сумме налоговых поступлений - 27 процентов.  Эти цифры дают возможность оценить масштаб уклонения от налоговых платежей.

     Данная  ситуация изменится, как только правительства  постараются ликвидировать пробелы  в фискальном законодательстве, посредством  которых извлекаются более высокие  доходы. Но, по этой же причине, действия по внедрению более эффективного налогового законодательства скорее всего скажут тормозящее воздействие на рост частного сектора.

     Безработица

 

     Природа безработицы.

     Ранее мы проводили сопоставление двух крайних взглядов на природу безработицы в переходный период.  Первый связан с состоянием стагнации, когда невелик уровень перехода безработных в категорию работающих второй - с высокой текучестью рабочей силы, когда состояние безработицы является промежуточной стадией между двумя работами.  В большинстве стран действительность ближе к первому объяснению, чем ко второму.  Таблица 1-8 содержит коэффициенты притока в состав безработных и оттока из него за 1992 г. для различных стран.

     Во  всех странах, кроме Чехии и России коэффициенты трудоустройства ниже 5 процентов и изменяются в пределах от 0,9 процента в Румынии (ожидаемая продолжительность поиска работы - 8 лет) до 4,8 процента в Словакии (ожидаемая продолжительность - 2 года).

     С другой стороны, ситуация в Чехии  и России противоположна другим странам, однако причины этого для данных стран различны.  В обеих странах среднемесячные уровни коэффициентов трудоустройства велики, удерживаются на уровне 18 процентов.  Можно по-другому оценить ситуацию в Чехии, рассчитав коэффициент трудоустройства по отношению к численности занятых, а не безработных этот коэффициент равен 0,55 процентам, что пример- но соответствует данному показателю для Польши - О, 34 процента.  Если бы мы добавили поток из состава экономически неактивного населения в число занятых, который, как мы видели, вероятно, выше в Чехии, то картина показала бы более интенсивный процесс создания рабочих мест, более низкую безработицу, а, следователь- но, более высокие коэффициенты трудоустройства.  Несмотря на то, что право считаться безработным было ужесточено и ограничено шестью месяцами, более двух третей вышедших из состава безработных находят работу, а не становятся экономически неактивными.  В России высокий уровень коэффициента оттока из безработицы корреспондирует с низкой долей трудоустроенных среди выбывающих из состава безработных, и эти показатели отражают высокий уровень текучести кадров в государственном секторе, который в конечном счете может быть вызван продолжающейся практикой мягких бюджетных ограничений.

     Повышение уровней безработицы и низкие коэффициенты оттока сталкиваются с решительными ужесточениями законов о праве считаться безработным.  Эти изменения в законодательстве обусловлены ростом бюджетного дефицита в каждой стране - на уровне 5-9 процентов от ВВП в 1992 г. - и большим желанием усилить поиски путей сокращения дефицита.

     Хотя  расходы на пособия к 1992 г. редко  превышали 2 процента ВВП и часто  были намного ниже, такие изменения  исключают социальную помощь тем, что  не имеет права на получение пособий  и других выплат, а это приводит к росту преждевременных уходов на пенсию и в состав экономически неактивного населения, что равносильно увеличению пособий.  Общие расходы на программы социальной поддержки безработных варьируют в пределах 8-25 процентов ВВП, имея тенденцию к росту.

     Что касается охвата безработицей различных  групп населения по полу, возрасту и уровню полученного образования, то рисунок 1-6 дает представление о  том, что такое распределение  безработицы не очень отличается от стран Западной Европы, имеющих аналогичный уровень безработицы.  Кроме Венгрии, уровень безработицы несколько выше среди женщин, чем среди мужчин. Однако это различие, как видно из диаграмм, менее значительно для Франции и Испании.  Хотя можно ожидать, что сокращение государственного сектора ведет к более высокой безработице среди впервые вступающих в состав рабочей силы, и действительно, уровень безработицы среди молодежи более высок, чем среди работников со стажем, он не отличается существенно от уровней Франции и Испании, и не наблюдается необычно низкого уровня безработицы для высококвалифицированных работников. 

     Существенными остаются региональные различия.  Существует значительная дисперсия в уровнях  региональной безработицы.  Даже страны, экономика которых в настоящее  время находится на подъеме, такие как Венгрия и Польша, имеют большие региональные различия.  Причин такой ситуации несколько.  Некоторые являются следствием долговременных различий, относящихся к прежней политике размещения производств тяжелых отраслей промышленности в “отсталых” районах.  Поскольку в настоящее время производство данных отраслей снижается, то удар по занятости местного населения весьма основателен.  Действительно, такая и еще более худшая ситуация досталась в наследство экономикам Словакии и Болгарии и в меньшей степени - северо- востоку Венгрии.  Аналогично, регионы с гипертрофированным развитием отдельных отраслей промышленности и низкой диверсификацией производства пережили сильные неблагоприятные потрясения, дающие незначительные возможности для компенсации со стороны развивающегося частного сектора.

     Как указывалось ранее, это свидетельствует  о том, что рост частного сектора  был сконцентрирован в крупных  городах и в приграничных районах.  Уровень безработицы в городах, как правило, значительно ниже национального уровня, рассчитанного для всей страны.  Объясняющими факторами является сочетание изначально более диверсифицированного государственного сектора с концентрацией рынка для нарождающегося частного сектора.

     Взгляд  на общие потоки.

     Какова  полная картина изменения безработицы в сравнении с изменением численности экономически неактивного населения, снижения производства и занятости вкупе с высокой текучестью кадров в государственном секторе, а также ростом частного сектора?  Существуют только две страны, где такое сравнение можно сделать, используя данные обследований домашних хозяйств, регистраций безработных и сведения о размере и структуре уволенных и принятых фирмами.  Эти страны - Польша и Венгрия, для которых данные за 1992 г. сравниваются с аналогичными за 1991 г.

     Полная  картина потоков для обеих  стран представлена на рисунках 1-8 и 1-9.  Потоки для Польши относятся  к 1992 г. и получены путем обобщения  данных о фирмах и сведений о регистрации  безработных.  Потоки для Венгрии  относятся к изменениям за период с марта 1991 г. по март 1992 г. и, главным образом, получены в результате обследования домашних хозяйств.  Цифры, отмеченные звездочками, являются результатами вычислений, которые частично основаны на предположениях; другие данные прямо взяты из различных источников.

     Рисунок для Венгрии за 1991-1992 гг.  интересен  по двум причинам.  Во-первых, это  другой объект обследованиям во-вторых, он дает нам представление о состоянии  экономики приблизительно через  один год после начала перехода к  рынку, в то время как в Польше эти процессы идут третий год.  Таким образом, он дает нам псевдовременное измерение.

     Многие  характеристики для Венгрии аналогичны данным для Польши.  Оба частный  и государственный секторы показывают умеренно высокую текучесть кадров с коэффициентом приема на работу не менее 5 процентов в свертывающемся государственном секторе и не менее 12 процентов в частном секторе.  Но есть одно различие.  Намного большую часть входящего и исходящего потоков в оба сектора составляют уволившиеся по собственному желанию в связи с переходом на новую работу, а не те, кто подвергся принудительным увольнениям.  Отношение добровольных увольнений к численности уволенных по сокращению равно 1,12, что не сопоставимо с уровнем для Польши, примерно равным 0,5- 0,8 (от чего зависят величины показателей, необходимых для расчета этого отношения, указывалось выше).  В результате величина перетока из категории работающих в работающие больше, чем величина потока из категории безработных в работающие.  Безработица растет при низком коэффициенте трудоустройства безработных.

     Эти различия между Польшей и Венгрией хорошо согласуются с концепцией переходного периода, которую мы разрабатывали ранее, согласно которой  сокращение занятости на начальном  этапе главным образом обусловлено увольнениями по собственно- му желанию, и безработица играет второстепенную роль, но с течением времени увольнения по инициативе руководства растут, и безработица все больше становятся центральным элементом процесса адаптации рынка труда.

     Заключение

     Мы  попытались связать вместе переходные этапы в различных странах  и получите ясное представление  о более широкой картине.  Мы видим две группы проблем: проблемы рынка труда, которые мы рассматриваем  как центральные для будущего этих стран, и - то и другое тесно связано - неразрешенные исследовательские проблемы, на которых мы хотим сфокусировать внимание во второй части нашей научно-исследовательской программы.

     Для трех главных центральноевропейских  стран - Польши, Венгрии и Чешской  Республики - плохой сценарий мог бы развиваться по следующим направлениям.  Сокращения работников !  продолжается быстрыми темпами в государственном и частном секторах и процесс структурного приспособления, который до сих пор обусловливал быстрый рост нового частного сектора подходит к концу.  Безработица далее возрастает, подвергая опасности реформу, так как негативно воздействует на бюджетно-налоговую ситуацию и подрывает политическую поддержку реформы.  Мы не считаем, что вероятность такого сценария высока.

     Работает  множество механизмов обратной связи, обеспечивающих самокоррекцию.  Некоторые из них традиционны.  Чем выше безработица и ниже показатели найма на работу, тем выше, обычно, желание сохранить работу на государственной фирме, что больше нацеливает на уступки и делает требования по заработной плате более умеренными, ослабляя тем самым процесс выталкивания работников с предприятий.  Другие механизмы более характерны для переходного этапа.  Понятно, что скорость приватизации является эндогенной переменной; приватизация снизу, которая все больше становится нормой, требует одобрения работников предприятия.  Ухудшение условий рынка труда и альтернатив для тех, кто теряет работу, вероятно, замедляет приватизацию и тем самым - высвобождение рабочей силы.  Приватизация сверху, навязанная предприятиям, имеет ограниченное значение.  Но даже ее темпы очень сильно зависят от политических процессов, которые, в свою очередь, очень сильно зависят от типа переходного этапа.  Недавние выборы в Польше могут служить иллюстрацией этого механизма обратной связи.  Мы убеждены в том, что, если рост частного сектора замедлится, это приведет скорее к замедлению структурных изменений в государственном секторе, чем к росту безработицы.  Есть, тем не менее, риск, что на государство будет оказано давление с целью заставить его субсидировать государственные фирмы, попавшие в трудное положение.  До сих пор этого удавалось избегать.

     Исследовательские вопросы, которые ассоциируются  с такой аргументацией, ясны.

     Они включают определение того, какое количество потерь рабочей силы остается на долю государственного сектора и будет ли (и насколько быстро) расширяться частный сектор за пределами сферы торговли и услуг.  Они включают определение эластичности сокращения работников и роста частного сектора по заработной плате и условиям рынка труда.  Они включают понимание динамики приватизации снизу.

     В других странах картина скорее грустная, чем веселая.  Плохой сценарий легче  представить для Болгарии и, в  меньшей степени, для Словакии.  Грубо говоря, это продолжение текущей депрессии.  То, что здесь происходит, мы рассматриваем как отражение более сильного шока и двух порочных механизмов обратной связи.  Слишком сильное сокращение занятости в государственном секторе может включить оба механизма, может понизить спрос так сильно, что это создаст трудности для сколько-нибудь существенного роста в частном секторе и может так понизить фискальные доходы, что это создаст либо кризис бюджета, либо сильное сокращение круга государственных мер, призванных помочь осуществлению перехода.

     Это ставит перед нами набор исследовательских  вопросов, о которых мы упоминали  в различных местах этой главы, но не изучали систематически - это  вопросы взаимодействия между переходными  процессами и фискальной политикой.  Присвоение ренты на государственных предприятиях перед приватизацией привело к исчезновению прибыли и, следовательно, налогообложения прибыли.  Приватизация предприятий может, в конечном счете, восстановить базу налога на прибыль, но сокращение работников ведет к увеличению безработицы и повышению общественных расходов.  Рост частного сектора обещает усиление экономики и увеличение налоговой базы.

     Но  до сих пор частный сектор смог избежать большей части налогового бремени.

     Новые налоги с широкой базой, такие  как НДС, были введены совсем недавно.  Настоятельно необходимы эмпирические и аналитические исследования этих взаимодействий и общего подтекста фискальных возможностей для выработки решений на государственном уровне.

     Остается  последняя группа стран, Россия и  Румыния.  В России, несмотря на прогресс в приватизации, процесс перехода занятости из государственного сектора в частный едва начался.  Государственные предприятия все еще функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений, и одним из последствий этого является острая макроэкономическая нестабильность, представляется, что Румыния в настоящий момент продвинулась дальше.  Спорные вопросы здесь недвусмысленны, будут ли, как и насколько быстро будут ужесточены бюджетные ограничения. Попытки сделать это слишком быстро, могли бы привести к болгарскому результату. На нынешней стадии это представляется политически маловероятным.

Информация о работе Безработица. Проблема безработицы в Восточной Европе