Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
В системе рыночных отношений Республики Беларусь важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.
Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Занятость населения составляет необходимое условие для его
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Безработица, ее сущность, причины и формы ………………………………… 5
2. Социально-экономические последствия безработицы ……………………….. 10
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции ……………………...………………… 14
3.1Кривая Филлипса для краткосрочного периода ……...…………………. 14
3.2 Кривая Филлипса для долгосрочного периода …………………………. 17
4. Проблемы безработицы в Республике Беларусь ………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………..... 30
Список литературы …………………
Одним из основных инструментов реализации государственной политики занятости в Республике Беларусь является Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1640 (далее – Государственная программа) [15]. В целом основные показатели плана мероприятий на 2009 год выполнены всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. В январе-декабре 2009 года в соответствии с заданиями Государственной программы республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено (по оперативным данным) создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 168,1 тыс. человек (102,5 процента к годовому заданию), в том числе 3,2 тыс. безработных – на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд; на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 196,2 тыс. человек, из них 129,9 тыс. – безработных (соответственно, 101,8 и 103,4 процента); направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25,0 тыс. безработных (101,2 процента), из них 11,4 тыс. – женщин, 16,8 тыс. – молодежи в возрасте 16-29 лет, из них более 4,0 тыс. выпускников общеобразовательных школ. Каждый третий безработный (9,0 тыс.человек) проходил обучение с гарантией последующего трудоустройства; трудоустроено 1,5 тыс. безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,3 процента к заданию); на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организована адаптация к трудовой деятельности 489 безработных из числа инвалидов (113,5 процента); оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2,7 тыс. безработных (108,8 процента); на новое место жительства и работы переселено 408 семей безработных (121,8 процента); в оплачиваемых общественных работах приняли участие 94,8 тыс. человек, в том числе 51,0 тыс. безработных (соответственно, 112,1 и 105,2 процента); организована временная занятость в свободное от учебы время 40,1 тыс. человек из числа учащейся и студенческой молодежи (141,3 процента) [9].
Всеми областными исполнительными комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению занятости сельского населения. За счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест, из них 1,1 тыс. – в агрогородках. Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах. За 2009 год в них создано 30,5 тыс. рабочих мест, или 128,6 процента к заданию, в том числе 1,8 тыс. – с использованием бюджетных ссуд [9].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2010 г. №87 был утвержден план мероприятий на 2010 год по выполнению Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы [14].
В плане мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы предусматриваются следующие направления:
В целях содействия в трудоустройстве незанятого населения планом мероприятий на 2010 год республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому установлены задания по созданию 175,3 тыс. рабочих мест, в том числе в малых городах – 25,5 тыс., в сельской местности – 17,5 тыс., с использованием бюджетных ссуд – 2,6 тыс. рабочих мест. С учетом имеющихся вакансий общее количество рабочих мест настигнет примерно 210 тысяч, что позволит обеспечить прирост числа занятых в экономике в параметрах, определенных на 2010 год.
В целях снижения дисбаланса между спросом на рабочую силу и предложением на нее, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку должно быть направлено 26,3 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов – по заказам организаций.
Предусмотрены меры, направленные на обеспечение социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профессиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан и т.д.) и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.
Для
трудоустройства инвалидов
В целях обеспечения временной занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, должны быть организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных. При этом в таких работах с выплатой вознаграждений смогут принять участие работники, находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя без сохранения заработной платы.
В полном объеме должна обеспечиваться предусмотренная законодательством социальная поддержка безработных в виде выплаты пособия по безработице и оказания материальной помощи 135,8 тыс. безработным.
В целях обеспечения занятости населения в сельской местности в 2010 году предусмотрено:
Приоритетное внимание должно быть уделено обеспечению занятости сельского населения в агрогородках.
В целях снижения напряженности на рынке труда в малых, средних городских поселениях и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы в 2010 году планируется создание 25,5 тыс. рабочих мест, в том числе 1145 – с использованием бюджетных ссуд.
В план мероприятий на 2010 год включено 25 наиболее проблемных малых городов и 9 районов. Реализация мероприятий по обеспечению занятости населения в этих малых городах должна способствовать дальнейшему снижению в них безработицы до среднеобластного уровня.
Таким образом, реализация плана на 2010 год позволит обеспечить уровень регистрируемой безработицы на конец года в пределах 1,2-1,5 процента от численности экономически активного населения, а также увеличить численность занятых в экономике к концу 2010 года до 4740 тыс. человек, что соответствует основным целевым показателям прогноза развития Республики Беларусь на 2010 год.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя все выше написанное, можно сказать, что безработица – сложное, противоречивое явление. С одной стороны, она представляет значительную растрату ресурсов, служит причиной человеческого отчаяния и нищеты. Отсутствие работы в условиях, когда вы способны ее выполнять, приводит к опустошению и даже деградации личности. Продукция, которую рабочий мог бы произвести, но не сделал, утрачивается для общества навсегда. С другой стороны, безработица отражает известные динамические сдвиги в экономике, вынуждающие многих лиц искать новые, порой даже лучшие по сравнению с прошлым, рабочие места. Поэтому иметь свободное место (т.е. быть безработным) для поиска подобных мест порой становится важным и необходимым. Отсюда ясно, что проблема безработицы не имеет однозначного исхода, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Подводя итоги, следует отметить, что на характер современной безработицы воздействует несколько факторов:
- научно-технический прогресс;
-
структурные и региональные
-
резкое усиление
Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность. Одновременно необходима дерегуляция данного рынка. Разумно повышать его конкурирующую природу. Рынок труда должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к современным условиям. Тенденция должна быть направлена в сторону индивидуализации ставок оплаты. Вознаграждение необходимо строить в увязке не столько с текущим трудовым вкладом, сколько с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей и ростом квалификации конкретного работника.
Как показывает мировая практика, основными направлениями активной социальной политики по созданию новых рабочих мест является: во-первых, формирование максимально благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания конкурентоспособных рабочих мест; во-вторых, это введение поощрительных мер для предпринимателей, активно развивающих свою деятельность; в-третьих, стимулирование самозанятости населения. Для этого нужно упростить и удешевить процедуры регистрации частных предприятий и предпринимателей, убрать бессмысленные ограничения, снизить налоги, активно пропагандировать предпринимательство в СМИ.
В Беларуси основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в 2009 году составил 0,9%.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, роботизация, расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
В идеале в Беларуси следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу и устойчивые высокие темпы экономического роста. Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный наем, формально доминирующий сегодня в Беларуси; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете уменьшает занятость.
Новая
экономическая стратегия
Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:
Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности