Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений Республики Беларусь важное место занимает рынок одного из основных факторов производства – труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда.
Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни. Занятость населения составляет необходимое условие для его

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Безработица, ее сущность, причины и формы ………………………………… 5
2. Социально-экономические последствия безработицы ……………………….. 10
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции ……………………...………………… 14
3.1Кривая Филлипса для краткосрочного периода ……...…………………. 14
3.2 Кривая Филлипса для долгосрочного периода …………………………. 17
4. Проблемы безработицы в Республике Беларусь ………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………………..... 30
Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Безработица как проявление макроэкономической нестабильности.doc

— 1.26 Мб (Скачать)

       Фактический уровень безработицы не уменьшится, так как у предпринимателей не останется средств на расширение персонала. Изменения в экономике можно охарактеризовать перемещением по вертикальной кривой Филлипса вверх: из положения U*; P1 в положение U*; Р2 и так далее с каждой волной увеличения совокупного спроса.

       Важно отметить, что в случае ошибки в  инфляционном прогнозе уровень инфляции может приниматься выше или ниже фактического уровня. Тогда, в первом случае фактический уровень безработицы сократится, в то время как во втором – вырастет.

       Итак, в настоящее время большинство  экономистов сходятся во мнении относительно того, что в краткосрочном периоде существует обратная взаимосвязь между безработицей и инфляцией. Что касается долгосрочного периода, то такая зависимость отсутствует, что доказывается в адаптивной и рациональной теориях инфляционных ожиданий.  
 

 

4. ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       По  данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2010 г. уровень безработицы в Республике Беларусь составлял 0,9% [17]. Анализ численности безработных в Беларуси предполагает учет трех потоков – численности обратившихся в службу занятости граждан; зарегистрированных в течение года и состоящих на учете на конец отчетного периода.

       В январе-августе 2010 г. в экономике  республики было занято 4644,5 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек [17]. Необходимо отметить, что в обеспечении занятости организации государственной формы собственности теряют свои позиции, уступая частным предприятиям. Так в 2009 году в государственном секторе было занято 47,5% занятого населения, что на 5% меньше, чем в 2008 году, в то же время в организациях частной формы собственности трудятся 50,9% занятого населения [17]. Распределение численности занятого населения по отраслям экономики в 2000 г. и 2009 г. представлено на рис.6. 

 

Рис.6. Распределение  численности занятого населения  по отраслям экономики

(Источник: [17])

       По  отраслям наибольшая численность занятого населения наблюдается в промышленности: 25,8 % в 2009 году. Продолжается перераспределение занятого населения между отраслями экономики, увеличение доли работающих в сфере услуг и строительстве. В то же время наблюдается существенное по сравнению 2000 годом, а именно на 33%, уменьшение доли занятых в сельском хозяйстве, что связано, по нашему мнению, в первую очередь с урбанизацией.  

       В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2009 г. – 8,5%). В августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в августе 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска [17].

       Общее количество неотработанного времени  в январе-августе 2010 г. составило 1,4 млн. человеко-дней (в январе-августе 2009 г. – 3,8 млн. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 8,1 тыс. человек (в январе-августе 2009 г. – 22,5 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на промышленные предприятия приходилось 80,9%, в том числе на предприятия машиностроения и металлообработки – 42,3%, легкой промышленности – 20%; на строительные организации – 9,4%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в промышленности 6,6 тыс. человек, в строительстве -0,8 тыс. человек [17].

       Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс. человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в августе текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2009 г. – 0,9%).

       Данные  о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице 1. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,

занятости и социальной защите, по областям и  г. Минску

   
Численность безработных на конец сентября 2010 г. 
 
Сентябрь 2010 г.,

тыс. человек

Уровень безработицы на

конец сентября 2010 г., %

 тыс. человек в % к зарегистрировано безработных трудоустроено безработных
 
 
сентябрю 2009 г. августу 2010 г.  
 
 
 
Республика  Беларусь 35,9 85,1 93,0
    17,4
11,0 0,8
Области:            
Брестская 6,1 87,5 93,1
    2,7
    1,9
0,9
Витебская 5,6 90,2 95,4
    2,8
    1,8
1,0
Гомельская 6,5 88,1 95,4
    2,9
    1,7
1,0
Гродненская 4,5 80,8 89,4
    2,1
    1,5
0,9
г. Минск 3,8 78,0 92,9
    1,3
    0,6
0,4
Минская 5,0 86,0 93,1
    2,9
    1,9
0,7
Могилевская 4,4 81,6 90,5
    2,7
    1,6
0,9

       Примечание: Источник: [17]

       Распределение безработных по уровню образования  представлено на рис.7.

               

Рис. 7. Состав безработных по уровню образования  на 1 июля 2010 года

(Источник: [9])

       Наибольший  удельный вес в составе безработных  занимают лица с общим средним  образованием 39,5%, а наименьший с  высшим – 10,2%.

       Состав  безработных по категориям на 01.10.2010 года представлен на рис.7.

    

       Рис.8. Состав безработных по категориям на 01.10.2010 года

       (Источник: [9])

       Из  общей  численности  уволенных  32%  выбыло  по  собственному  желанию и соглашению сторон, 4,3% - за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины.

       Структура официальной безработицы в Беларуси характеризуется доминированием женщин, что свидетельствует о существовании женской безработицы, причем женщины более уязвимы на рынке труда, чем мужчины. Так, в 2009 году из 40,3 тыс.человек безработных женщины составляли 57%. 

       Для реализации политики занятости и  обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются: учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы, регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице, организация профессионального обучения и переобучения безработных, регулирование процессов трудовой миграции. Реализация политики занятости в 2008-2009 гг. представлена в таблице 2. 

Таблица 2. Реализация активных мер политики занятости, тыс. чел.

Показатель 2008 г.,

тыс.чел.

2009 г.,

тыс.чел. 

2009 г. к

2008 г., %

Обратилось  в органы по труду, занятости и  социальной защите 
322 335 104,04
из  них зарегистрировано безработными 200 213 106,5
Трудоустроено – всего 199 196 98,5
в т.ч. трудоустроено безработных 131 130 99,2
Направлено  на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации 22,9 25,0 109,2
Оказано содействие безработным в организации  предпринимательской деятельности, чел. 2685 2736 101,9
Направлено  на оплачиваемые общественные работы 97,5 94,8 97,2
Переселено  семей безработных 346 408 117,9
Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) 0,7 1,2 171,4

Примечание: Источник: собственная разработка

       В январе-сентябре 2010 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 159 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-сентябре текущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2% от числа всех трудоустроенных [17].

       На  оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2010 г. было привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных.

       На  конец сентября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2009 г. – 1 безработный). Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих.

      Средний размер пособия на одного безработного в сентябре 2010 г. составил 49,5 тыс. рублей (около 15 долл.США), или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [17]. Это намного ниже даже установленного ООН статуса бедности (доход 2 долл.США в день). Поэтому официально контролируемым стал рынок труда преимущественно неквалифицированной рабочей силы, в то время как потоки квалифицированной перемещаются за пределы видимости государственной службы занятости.

      Повышение напряженности на рынке труда  в связи с ростом безработицы  отчетливо проявляется в изменении  восприятия безработицы населением.

      Обострение проблемы безработицы в Беларуси  выражается в следующем:

  • усилении региональной дифференциации по уровню безработицы. Безработица достаточно жестко локализуется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. На замкнутость безработицы влияет ряд факторов, главные из которых: 1) моноотраслевая специализация многих городов и районов; 2) низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жилье; 3) различия в подходе местных властей к проведению экономических преобразований; 4) направленность государственной финансовой помощи;
  • увеличении продолжительности безработицы. Еще одной неблагоприятной тенденцией является увеличение средней продолжительности безработицы. Как свидетельствует опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть ее может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому рост длительности безработицы представляет для Беларуси возможно более серьезную проблему, чем увеличение общего числа безработных;
  • структурная безработица. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи. Уровень безработицы колеблется в зависимости от образования. В меньшей степени страдают от безработицы лица, имеющие высшее или среднее специальное образование, т.е. обладающие определенной специальностью и достаточно высокой квалификацией. Среди лиц с неоконченным высшим, неполным средним и общим средним образованием уровень безработицы наиболее высок. Индикаторами наличия избыточной занятости на предприятиях могут служить как количественные показатели (вынужденные отпуска и работа по сокращенному графику, невыплаты заработной платы и пр.), так и качественные показатели (оценки руководителей).
  • снижение эффективности системы государственной помощи безработным, выразившееся, в частности, в увеличении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Наименее социально защищенной категорией на рынке труда являются безработные, в отношении которых государством предусмотрены гарантии выплат пособия по безработице и доплат на иждивенцев, выплат материальной и иной помощи;
  • расширении масштабов скрытой безработицы. Причем можно говорить о двух ее видах. Первая, в сфере формальных трудовых отношений. Ею охвачены работники, работающие в режиме неполной вынужденной занятости. Вторая, в сфере неформальных трудовых отношений. Данной формой безработицы охвачены лица из численности экономически неактивного населения. Эта часть фактически безработных нигде не работает, а найдя работу, приступает к ней без оформления трудовых отношений. Часть экономически неактивного населения занимается работой в личном подсобном хозяйстве. Определенная часть «прочего» экономически неактивного населения относится к асоциальным элементам (бомжи, тунеядцы). Таким образом, оставшуюся часть прочего экономически неактивного населения следует считать безработными.  

Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности