Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственная политика занятости.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, так как оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров, следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, а с другой - как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективность деятельности предприятий.

Содержание

ГЛАВА I. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ………..5
1.1 Безработица как социально – экономическое явление………………..5
1.2 Причины безработицы и ее формы……………………………………..9
1.3 Полная занятость………………………………………………………..14
1.4 Методы борьбы с безработицей………………………………………..16
ГЛАВА II. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ………………………………21
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации……………………………………………………………………21
2.2 Уровень безработицы в 2009 году………………………………………23
2.3 Что делается Правительством Российской Федерации для сдерживания роста безработицы……………………………………………………………27
2.4 Пути решения проблемы безработицы в России……………………….31

Работа содержит 1 файл

Курсовая последняя.docx

— 67.16 Кб (Скачать)

    Безработица 2010. По данным Минэкономразвития пик  роста безработицы пришелся на начало 2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации на рынке труда. Среднегодовой показатель повысился на 200 тысяч человек, то есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного  населения). По словам сотрудников Минэкономразвития, в начале этого года ситуация значительно  ухудшилась за счет того, что компании продолжают снижать издержки на труд. Это является общемировой тенденцией, когда экономическая ситуация улучшается, а безработица, несмотря на это, продолжает расти. Специалисты прогнозировали оживление рынка труда во второй половине 2010 года. Но, несмотря на это, спад уровня безработицы, по мнению экспертов, возможен лишь через 2 года. А в 2011 году безработица, возможно, уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек [10]. 

2.3 Что делается Правительством  Российской Федерации  для сдерживания  роста безработицы

    В целях предотвращения роста социальной напряженности Правительством Российской Федерации еще в ноябре 2008 года был разработан и утвержден Председателем  Правительства Российской Федерации  В.В.Путиным План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономки, в том числе в сфере  поддержки рынка труда и социальной поддержки граждан. Среди мер, направленных на поддержку рынка труда и  социальную поддержку граждан:

    - проведение еженедельного мониторинга  по субъектам Российской Федерации  увольнения работников в связи  с ликвидацией организаций либо  сокращением численности или  штата работников, а также неполной  занятости работников организаций;

    - организация работы консультационных  пунктов «горячих линий» и  предувольнительных консультаций  для работников организаций, издание  информационных буклетов и брошюр;

    - увеличение объемов финансирования  мероприятий активной политики  занятости населения с учетом  ситуации на региональных рынках  труда, увеличение максимального  размера пособия по безработице.

    В соответствии с данным Планом действий в 2008 году принято постановление  Правительства Российской Федерации  от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной  и максимальной величин пособия  по безработице на 2009 год», которым максимальная величина пособия по безработице на 2009 год определена в размере 4900 рублей.

    Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения  в Российской Федерации», в соответствии с которыми гражданам, уволенным  по собственному желанию без уважительных причин и признанным безработными, установлены размер и сроки выплаты  пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, но не выше максимальной величины пособия  по безработице (4900 рублей), с периодом выплаты в течение 12 месяцев. Федеральным  законом от 25 декабря 2008 года №287 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения  в Российской Федерации"» (далее - Закона о занятости) установлена  норма, согласно которой в случае возникновения критических ситуаций на рынке труда отдельных субъектов  Российской Федерации Правительство  Российской Федерации вправе принимать  меры и разрабатывать мероприятия, направленные на снижение напряженности  на рынке труда этих субъектов Российской Федерации [14].

    В целях реализации данной нормы Закона о занятости принято постановление  Правительства Российской Федерации  от 31 декабря 2008 года №1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда субъектов Российской Федерации». Субсидии будут выделяться на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке  и предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда  субъектов Российской Федерации  и включающие следующие мероприятия:

    - опережающее профессиональное обучение  работников в случае угрозы  массового увольнения (установление  неполного рабочего времени, временная  приостановка работ, предоставление  отпусков без сохранения заработной  платы, мероприятия по высвобождению  работников);

    - создание работодателями временных  рабочих мест (общественные работы, временное трудоустройство безработных  граждан, а также работников  в случае угрозы массового  увольнения, стажировка в целях  приобретения опыта работы);

    - оказание адресной поддержки  гражданам, включая организацию  их переезда в другую местность  для замещения рабочих мест, в  том числе создаваемых в рамках  реализации федеральных целевых  программ и инвестиционных проектов;

    - содействие развитию малого предпринимательства  и самозанятости безработных  граждан.

    В рамках реализации данных программ предусматривается:

    - организация опережающего профессионального  обучения более 173,0 тыс. работников  в случае угрозы массового  увольнения;

    - создание работодателями более  980,0 тыс. временных рабочих мест;

    - оказание адресной поддержки  не менее 15,0 тыс. граждан, включая  организацию их переезда в  другую местность для замещения  рабочих мест;

    - создание более 55,8 тыс. новых  рабочих мест в сфере малого  бизнеса.

    Финансирование  региональных программ будет осуществляться по результатам их рассмотрения и  отбора Межведомственной рабочей группой  по мониторингу ситуации на рынке  труда при Правительстве Российской Федерации, а также заключения соглашений между Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе решений об отборе данных программ.

    В настоящее время в Минздравсоцразвития  России поступило 82 региональные программы, на Межведомственной рабочей группе по мониторингу ситуации на рынке труда при Правительстве Российской Федерации одобрено 77 региональных программ. Общий объем средств, который планируется направить на реализацию региональных программ, составляет 25006,1 млн. рублей, из них субсидии федерального бюджета - 23105,7 млн. рублей (92,4% от общего объема финансирования), средства бюджета субъектов Российской Федерации - 1864,4 млн. рублей (7,5% от общего объема финансирования), средства местных бюджетов и работодателей - 36,0 млн рублей (0,1% от общего объема финансирования).

    Федеральной службой по труду и занятости  заключено 37 соглашений с высшими  исполнительными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  о реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности  на рынке труда соответствующих  субъектов Российской Федерации, и  осуществлено перечисление средств  субсидий в 22 субъекта Российской Федерации. В 31 субъекте Российской Федерации  уже приступили к реализации мероприятий  региональных программ, в том числе  за счет собственных средств (Брянская область, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ярославская  область, Чувашская Республика и  другие).

    Одновременно  с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынках труда субъектов Российской Федерации, органы службы занятости  предоставляют и готовы предоставить всем обратившимся гражданам бесплатные государственные услуги в области  содействия занятости населении, включая  информирование о правах и гарантиях  в области занятости населения, содействие в поиске подходящей работы, помощь в профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения, ярмарок вакансий и учебных  рабочих мест.

    В этих целях в субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Только за период с 15 ноября 2008 года по 4 марта 2009 года было проведено около 50,9 тыс. устных консультаций работников и работодателей по телефонам «горячих линий» и на личном приеме граждан.

    Одновременно  Рострудом организована работа информационного  портала «Работа в России». По состоянию на 16 марта 2009 года зарегистрировано 1,1 млн. обращений к сайту. Количество рабочих мест в общероссийском банке  вакансий составляет более 880,0 тыс. единиц. Обновление вакансий осуществляется еженедельно. 

2.4 Пути решения проблемы  безработицы в  России

    Важнейшим направлением уменьшения безработицы  надо считать развитие самозанятости  населения. Она выступает как  сложное социально-экономическое  явление, которое в отечественной  литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего  ей места. Обращение к этой форме  занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и  необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая  форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что  гражданин сам находит для  себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование  в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

    К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а  также членов производственных кооперативов.

    Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное  явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.

    Развитие  самозанятости предполагает наличие  определенной организационной структуры, которая может оказать этим людям  определенную помощь в организации  и развитии своего "дела". И  именно такую помощь оказывает служба занятости. Она может предоставить безработным денежную помощь для  организации производства, организовать обучение граждан и т.д. Наиболее распространенной формой самозанятости  сегодня можно считать торговлю. В то же время, если рассматривать  структуру занятости населения, то торговлей у нас занимается относительно меньшая доля занятого населения, чем в других странах  с развитой рыночной экономикой. Следовательно, подобное перераспределение объективно. Ценность его заключается и в  том, что определенная часть тех, кто сегодня занят торговлей  или другими видами работ, вчера  могли быть безработными, а сегодня  они сами нашли свое место в  системе необходимых обществу видов  занятии. И самое главное, эти  люди уже нашли себя в системе  рыночных отношений. Вместе с тем  для справедливости такой оценки необходимо было бы располагать данными  о добровольности процесса смены  вида деятельности.

    Развитие  малого предпринимательства встречает  определенные трудности. Они широко описаны в нашей литературе. В  числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством, о чем мы уже говорили. Не менее  важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется  в больших трудностях, в том  числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются, прежде всего, в большом числе  посредников, услуги которых обязательны  при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно  связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы, которые "не основаны на официальной шкале" [7; с. 468].

Информация о работе Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Государственная политика занятости.