Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 19:55, курсовая работа
В настоящее время безработица представляет собой важную макроэкономическую проблему, так как оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего народного хозяйства. Она характеризует потери ограниченных ресурсов для производства товаров, следовательно, замедляются возможности экономического роста. От масштабов безработицы зависят основные микро- и макроэкономические показатели: уровень издержек, прибыли, рентабельности; уровень реального объёма ВНП, инфляции, размер налоговых поступлений в бюджет, уровень и качество жизни населения и т.д. Важным требованием времени становится исследование безработицы, с одной стороны, как социально-экономической системы, воспроизводящей себя, а с другой - как элемента, воспроизводимого развитием экономики и влияющего на эффективность деятельности предприятий.
ГЛАВА I. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ………..5
1.1 Безработица как социально – экономическое явление………………..5
1.2 Причины безработицы и ее формы……………………………………..9
1.3 Полная занятость………………………………………………………..14
1.4 Методы борьбы с безработицей………………………………………..16
ГЛАВА II. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ………………………………21
2.1 Причины возникновения и роста безработицы в Российской Федерации……………………………………………………………………21
2.2 Уровень безработицы в 2009 году………………………………………23
2.3 Что делается Правительством Российской Федерации для сдерживания роста безработицы……………………………………………………………27
2.4 Пути решения проблемы безработицы в России……………………….31
Безработица
2010. По данным Минэкономразвития пик
роста безработицы пришелся на начало
2010 года. Наблюдается ухудшение ситуации
на рынке труда. Среднегодовой показатель
повысился на 200 тысяч человек, то
есть до 7 млн. (это 9,6% экономически активного
населения). По словам сотрудников Минэкономразвития,
в начале этого года ситуация значительно
ухудшилась за счет того, что компании
продолжают снижать издержки на труд.
Это является общемировой тенденцией,
когда экономическая ситуация улучшается,
а безработица, несмотря на это, продолжает
расти. Специалисты прогнозировали оживление
рынка труда во второй половине 2010 года.
Но, несмотря на это, спад уровня безработицы,
по мнению экспертов, возможен лишь через
2 года. А в 2011 году безработица, возможно,
уже достигнет отметки в 7,3 млн. человек
[10].
2.3 Что делается Правительством Российской Федерации для сдерживания роста безработицы
В
целях предотвращения роста социальной
напряженности Правительством Российской
Федерации еще в ноябре 2008 года
был разработан и утвержден Председателем
Правительства Российской Федерации
В.В.Путиным План действий, направленных
на оздоровление ситуации в финансовом
секторе и отдельных отраслях
экономки, в том числе в сфере
поддержки рынка труда и
-
проведение еженедельного
-
организация работы
-
увеличение объемов
В соответствии с данным Планом действий в 2008 году принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года №915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год», которым максимальная величина пособия по безработице на 2009 год определена в размере 4900 рублей.
Внесены
изменения в Закон Российской
Федерации «О занятости населения
в Российской Федерации», в соответствии
с которыми гражданам, уволенным
по собственному желанию без уважительных
причин и признанным безработными,
установлены размер и сроки выплаты
пособия по безработице в процентном
отношении к среднему заработку,
но не выше максимальной величины пособия
по безработице (4900 рублей), с периодом
выплаты в течение 12 месяцев. Федеральным
законом от 25 декабря 2008 года №287 «О
внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О занятости населения
в Российской Федерации"» (далее
- Закона о занятости) установлена
норма, согласно которой в случае
возникновения критических
В
целях реализации данной нормы Закона
о занятости принято
-
опережающее профессиональное
-
создание работодателями
-
оказание адресной поддержки
гражданам, включая
-
содействие развитию малого
В рамках реализации данных программ предусматривается:
-
организация опережающего
- создание работодателями более 980,0 тыс. временных рабочих мест;
-
оказание адресной поддержки
не менее 15,0 тыс. граждан, включая
организацию их переезда в
другую местность для
- создание более 55,8 тыс. новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.
Финансирование
региональных программ будет осуществляться
по результатам их рассмотрения и
отбора Межведомственной рабочей группой
по мониторингу ситуации на рынке
труда при Правительстве
В
настоящее время в
Федеральной службой по труду и занятости заключено 37 соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда соответствующих субъектов Российской Федерации, и осуществлено перечисление средств субсидий в 22 субъекта Российской Федерации. В 31 субъекте Российской Федерации уже приступили к реализации мероприятий региональных программ, в том числе за счет собственных средств (Брянская область, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ярославская область, Чувашская Республика и другие).
Одновременно с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынках труда субъектов Российской Федерации, органы службы занятости предоставляют и готовы предоставить всем обратившимся гражданам бесплатные государственные услуги в области содействия занятости населении, включая информирование о правах и гарантиях в области занятости населения, содействие в поиске подходящей работы, помощь в профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.
В этих целях в субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Только за период с 15 ноября 2008 года по 4 марта 2009 года было проведено около 50,9 тыс. устных консультаций работников и работодателей по телефонам «горячих линий» и на личном приеме граждан.
Одновременно
Рострудом организована работа информационного
портала «Работа в России». По
состоянию на 16 марта 2009 года зарегистрировано
1,1 млн. обращений к сайту. Количество
рабочих мест в общероссийском банке
вакансий составляет более 880,0 тыс. единиц.
Обновление вакансий осуществляется еженедельно.
2.4 Пути решения проблемы безработицы в России
Важнейшим
направлением уменьшения безработицы
надо считать развитие самозанятости
населения. Она выступает как
сложное социально-
К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.
Самозанятость в условиях рыночной экономики - объективное явление. Причины ее появления весьма многообразны. Есть определенная группа людей, которые крайне отрицательно воспринимают административный диктат, не умеют подчинить свои поступки какому-либо лицу. Не менее значительна группа людей, обладающих предпринимательскими способностями, которые хотят работать самостоятельно на свой страх и риск. Мотивом к самозанятости может выступить и безработица, в особенности ее продолжительность в конкретном регионе.
Развитие
самозанятости предполагает наличие
определенной организационной структуры,
которая может оказать этим людям
определенную помощь в организации
и развитии своего "дела". И
именно такую помощь оказывает служба
занятости. Она может предоставить
безработным денежную помощь для
организации производства, организовать
обучение граждан и т.д. Наиболее
распространенной формой самозанятости
сегодня можно считать
Развитие
малого предпринимательства встречает
определенные трудности. Они широко
описаны в нашей литературе. В
числе главных надо отметить неумение
граждан России заниматься предпринимательством,
о чем мы уже говорили. Не менее
важную роль играет бюрократизация страны.
Для малого бизнеса это проявляется
в больших трудностях, в том
числе и материальных, при открытии
нового малого предприятия. Они выражаются,
прежде всего, в большом числе
посредников, услуги которых обязательны
при регистрации и