Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Рассматриваемая в курсовой работе тема актуальна, т.к. безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Введение……………………………………………………………………..
3
1. Безработица, ее сущность, причины возникновения…………………..
5
2. Влияние безработицы на макроэкономическую нестабильность…….
15
3. Особенности безработицы в Республике Беларусь и основные направления борьбы с ней……………………………………………………
22
Заключение………………………………………………………………….
33
Список использованных источников……………………………………
Одним из факторов, снижающих количество безработных, является наличие теневой занятости, т.е. работы без оформления. Сегодня, по оценкам НИСЭПИ, численность занятых таким образом достигает 300-400 тыс. человек. Сдерживает рост безработицы также административный запрет так называемых массовых увольнений, что не позволяет руководству госпредприятий сократить лишних работников, которых, как показывает приблизительная оценка, около 1 млн. человек.
В 2003 году ситуация на рынке труда страны стала обостряться по мере углубления общеэкономических проблем. Текущее выбытие работников с предприятий всех видов компенсируется приемом новых работников лишь на 85%, что увеличивает фактическую безработицу. Большинство (77,3%) увольняются по собственному желанию из-за низких заработков и задержек их выплаты. За 2002 год увеличились неполная занятость (на 24,7% по сравнению с прошлым годом) и административные отпуска без содержания (на 10,7%). Как следствие, весь 2002 год шло нарастание официальной безработицы, особенно усилившееся с августа.
Существенно сократилось количество заявленных хозяйствующими субъектами вакансий. Усилились проблемы трудоустройства женщин и молодежи. Сегодня в структуре безработных женщины составляют более 60%, а молодежь в возрасте до 20 лет - более 20%. Наиболее напряженная ситуация складывается в населенных пунктах с монопроизводственной структурой и в местах бывшей дислокации воинских частей. В этом отношении наиболее уязвимы Брестская и Гомельская области.
Что касается сельской местности, то здесь, несмотря на глобальный кризис колхозно-совхозной системы, проблема безработицы менее остра. За последние годы произошла обширная натурализация сельскохозяйственного производства. Крестьяне получают средства существования в основном от своих личных наделов, которые стремятся обрабатывать в первую очередь. Те из них, кто имеет технику или лошадей, получают также доходы от обслуживания дачников и пенсионеров. От работы в колхозах и совхозах в большинстве случаев доходы весьма незначительны и выплачиваются с задержками до полугода и более. Работа же в общественном производстве превратилась, по сути, во вторичную занятость и возможность подзаработать для пенсионеров. Поэтому при свертывании бюджетного финансирования АПК существенного роста безработицы на селе не ожидается.
Более серьезные последствия возможны в других отраслях экономики, где около 36% госпредприятий являются убыточными. Особенно их много в системе Минсвязи (62,3%), Минсельхозпрода (50,7%), Минторга (40,4%). К сожалению, официальная статистика не дает данных о количестве работающих на убыточных предприятиях. По мнению экспертов, среди них преобладают крупные с общей численностью работающих до 1-1,2 млн. человек. Санация таких предприятий, а также возможное банкротство могут привести к резкому росту числа безработных.
Кроме того, заметный потенциал для роста безработицы представляет экономически неактивное население, численность которого превышает 700 тыс. человек. Часть из них при изменении условий (например, при увеличении размеров пособий по безработице) могут обратиться в службу занятости, что потребует принятия дополнительных финансовых и организационных мер.
Таким образом, анализ позволяет оценить максимум потенциальной безработицы в стране на уровне до 30% экономически активного населения.
В долгосрочном плане решение проблем безработицы должно осуществляться путем формирования благоприятных условий для создания рабочих мест и оказания помощи безработным.
Как показывает мировая практика, основными направлениями активной социальной политики по созданию новых рабочих мест является:
во-первых, формирование максимально благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания новых конкурентоспособных рабочих мест;
во-вторых, это введение поощрительных мер для предпринимателей, активно развивающих свою деятельность;
в-третьих, стимулирование самозанятости населения. Для этого нужно упростить и удешевить процедуры регистрации частных предприятий и предпринимателей, убрать бессмысленные ограничения, снизить налоги, активно пропагандировать предпринимательство в СМИ.
Кроме того, необходимо расширить и активизировать рынок жилья, ликвидировать институт прописки, которая снижает мобильность рабочей силы и ограничивает возможности безработных более гибко реагировать на потребности рынка труда. Следует также отменить решения исполнительной власти, нарушающие международное право в отношении безработных.
В ежегодных сборниках Минстата Республики Беларусь («Труд и занятость в Республике Беларусь», «Статистический ежегодник Республики Беларусь», «Регионы Республики Беларусь», «Республика Беларусь в цифрах») приводятся данные о численности зарегистрированных безработных, их составу по полу, возрасту, образованию, продолжительности безработицы, а также данные об уровне зарегистрированной безработицы.
За 1995-2007 годы уровень официально зарегистрированной безработицы в Беларуси снизился с 2,9% до 1,2% к численности экономически активного населения.
По данным статистического ведомства, уровень безработицы снизился за 1995-2007 годы в Минской области с 3,9% до 1,1%, в Могилевской - с 3,5% до 1,5%, в Гомельской - с 3,3% до 1,3%, в Гродненской - с 3,1% до 1,4%, в Брестской - с 3,0% до 1,5%, в Витебской - с 3,0% до 1,6%.
В столице Беларуси уровень безработицы традиционно ниже, чем в регионах. За 12 лет этот показатель уменьшился с 1,6% до 0,5% к экономически активному населению Минска.
Пик безработицы в целом по республике был отмечен в 2002-2003 годах. Этот показатель достиг соответственно 3,0% и 3,1%, а потом началось его динамичное снижение (в 2004-м - 1,9%, в 2005-м - 1,5%).
За прошедшие 12 лет самое высокое значение уровня официально зарегистрированной безработицы в регионах Беларуси было отмечено в Витебской области. Этот показатель составил в 2002 году 4,1% к численности экономически активного населения области, в 2003-м - 4,0%.
В Беларуси уровень зарегистрированной безработицы на 1 мая текущего года составил 1,1% к численности экономически активного населения, для сравнения уровень безработицы в России к 2007 году составляет примерно 7%, средний уровень безработицы в Европе - 7,8 процента.
Удельный вес женщин, в общей численности безработных снизился за май 2007 года незначительно - 64,8% до 64,1% (кстати, на 1 мая прошлого года этот показатель равнялся 66,3%).
Рис. 2. Удельный вес женщин в общей численности безработных
По-прежнему довольно проблемной является ситуация с занятостью в малых городах и поселках. На высоком уровне остается численность граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. В январе-апреле 2007 года обратились в госслужбу занятости 92,7 тыс. человек - всего на 0,6% меньше по сравнению с январем - апрелем 2006 года.
По статистическим данным, на 1 мая текущего года на учете по безработице состояли 50,2 тыс. человек (год назад в Беларуси насчитывалось 71,8 тыс. безработных). Пособие по безработице в апреле получали 26,8 тыс. человек (средний размер пособия - Br 44 тыс. 606).
Среди регионов республики самый высокий уровень безработицы на 1 мая зарегистрирован в Витебской области (1,6%). В Брестской, Гродненской и Могилевской областях этот показатель составил 1,4% к численности экономически активного населения регионов, в Гомельской - 1,3%, в Минской области - 1%. В Минске уровень безработицы традиционно значительно ниже среднереспубликанского показателя - 0,4% к численности экономически активного населения.
Рис. 3. Уровень безработицы среди регионов Республики Беларусь
Весной традиционно уровень безработицы в Беларуси снижается. В определенной степени это связано с тем, что часть незанятого населения привлекается к сезонным работам, некоторые уезжают на заработки, в том числе и за пределы республики. Однако основной вклад в стабилизацию ситуации на рынке труда страны вносят устойчивая работа экономики, создание рабочих мест, реализация активных мер политики занятости. Кроме того, на 1 мая нынешнего года 9,6 тыс. человек проходили профподготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органов государственной службы занятости. В соответствии с законом о занятости на период учебы "курсанты" снимаются с учета по безработице.
В Беларуси отмечается значительный рост числа вакансий, заявленных нанимателями в госслужбу занятости. Так, на 1 мая в банке данных насчитывалось почти 49 тыс. свободных рабочих мест (год назад было 42,5 тыс.). Снижение численности безработных и увеличение количества вакансий привели к тому, что возможность условного трудоустройства возросла за год с 59,2% до 97,4%.
Для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан установлены дополнительные гарантии занятости, предпринимаются меры по стимулированию нанимателей к приему их на работу. Однако проблема трудоустройства таких граждан (в том числе инвалидов, молодежи и женщин) не теряет остроты.
Важным для ликвидации безработицы является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:
1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);
2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);
3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям
5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
Каковы же пути снижения безработицы, если она превышает свой «естественный уровень»? Прежде всего, это создание системы мер, которые предполагают:
эффективную и гибкую систему образования, быстро реагирующую на изменяющиеся условия;
организацию и совершенствование системы информационного обеспечения о свободных рабочих местах (создание банков данных на биржах труда и подключение их к единой информационной сети, проведение ярмарок-вакансий, подготовка и переподготовка кадров);
создание условий для мобильности рабочей силы,
государственное стимулирование разработки новейших технологий, способствующих созданию новых рабочих мест;
льготное налогообложение малого бизнеса;
создание государственных целевых программ по трудоустройству молодежи и других социально уязвимых общественных групп;
создание целевых региональных программ по безработице;
разработка и создание эффективной системы страхования по безработице.
В Законе РБ «О занятости населения РБ» определена политика государства в области занятости населения, права граждан в области занятости, а также вопросы регулирования, организации занятости и создания государственной службы занятости населения.
Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии,рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсации безработным;
содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
Информация о работе Безработица как фактор макроэкономической нестабильности