Безработица как фактор макроэкономической нестабильности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Рассматриваемая в курсовой работе тема актуальна, т.к. безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
1. Безработица, ее сущность, причины возникновения…………………..
5
2. Влияние безработицы на макроэкономическую нестабильность…….
15
3. Особенности безработицы в Республике Беларусь и основные направления борьбы с ней……………………………………………………
22
Заключение………………………………………………………………….
33
Список использованных источников……………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

С другой стороны, важно отметить, что фактический объем национального продукта иногда может превышать потенциальный объем. Такое положение дел было во время второй мировой войны, когда уровень безработицы составлял менее 2%. В производство вовлекались дополнительные смены рабочих, капитальное оборудование использовалось сверх установленных нормативов, сверхурочная работа и совместительство стали обычным явлением и т.д.

Издержки безработицы распределяются неодинаково.

Уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаше уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью. Многие молодые люди впервые вступают на рынок рабочей силы в поисках своей первой работы.

Уровень безработицы среди черного населения - как взрослых, так и молодежи - примерно в 2 рази выше, чем среди белых. Это можно объяснить целым рядом факторов: дискриминацией в области образования и ни рынке рабочей силы, концентрацией чернокожих работников в тех профессиях, которые не требуют высокой квалификации, географической изоляцией черного населения в крупных городах, где возможность получить работу тем, кто впервые приходит на рынок рабочей силы, сведена к минимуму.

Уровень безработицы среди мужчин и женщин. Более низкий уровень безработицы среди женщин во время спада 1982 г. свидетельствует о том, что в таких остро реагирующих на циклы отраслях промышленности, которые производят инвестиционные товары (автомобильная, сталелитейная и строительная), преобладают мужчины.

Число людей, находящихся без работы в течение длительного периода - 15 недель и более, в процентном отношении ко всей рабочей силе гораздо меньше, чем уровень безработицы.

К социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная или частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам [9, стр. 93-94].

Работа дает надежду ни материальное и социальное продвижение. Она обеспечивает детям более благоприятный старт в жизни. Она означает единственный честный способ жить не так бедно, как родители. Она помогает преодолевать расовые и другие социальные барьеры.

История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.

В различных странах уровни безработицы существенно отличаются друг от друга. Эти различия объясняются тем, что в разных странах существуют разные естественные уровни безработицы, а также тем, что эти страны могут оказаться в разных фазах экономического цикла. На протяжении своей истории Соединенные Штаты имели более высокие уровни безработицы, чем большинство промышленно развитых стран, но, начиная с середины 80-х годов это положение начало изменяться [12, стр. 200].

Безработицу и ее уровень необходимо рассматривать в макроэкономическом аспекте, как результат функционирования национальной экономики, а он складывается под влиянием следующих факторов.

Условие макроэкономического равновесия. Согласно ему, состояние полной занятости в стране, то есть наличие только естественной безработицы (это сумма фрикционной и структурной безработицы) и отсутствие вынужденной безработицы, наступает при равенстве национального дохода совокупным расходам. Если национальный доход выше расходов, то производители испытывают затруднения с реализацией произведенной продукции, что стимулирует в кратко- и среднесрочном периодах (до 5 лет) снижение производства (и, следовательно, занятости) и приводит к установлению равновесия в новой точке естественного уровня безработицы (более высокой).

Если совокупные расходы выше национального дохода, это стимулирует расширение производства (и, следовательно, занятости) и приводит к снижению естественного уровня безработицы (в периоде до 5 лет).

Расчеты показывают, что в Республике Беларусь за последние пять лет наблюдается превышение доходов над расходами, что свидетельствует о тенденции роста естественного уровня безработицы, вслед за которым объективно должен расти и фактический уровень безработицы. То есть в ближайшие 5 лет в Беларуси объективно должен возрасти естественный уровень безработицы (за счет ее структурной составляющей).

Рост ВВП. В Беларуси наблюдается обратно пропорциональная зависимость: по мере роста ВВП уровень официальной безработицы снижается. Но рост ВВП всегда подвержен фактору циклического развития экономики - вслед за экономическим оживлением и подъемом необратимо следует спад. Динамика ВВП в Беларуси подтверждает этот факт:

в 1991-1998 гг. - снижение,

в 2000-2005 гг. - рост (при среднегодовом темпе прироста 6,62%).

Поэтому прогнозные показатели прироста ВВП на 2006-2010 гг. должны быть более умеренными.

Кроме того, логично предположить рост производительности труда вследствие роста ВВП, но тогда часть рабочей силы также высвободится с производств и в перспективе увеличит предложение на рынке труда, следовательно, и безработицу.

Финансово - экономическое состояние субъектов хозяйствования, которые являются главными генераторами спроса на труд в национальной экономике. А вот их состояние даже при такой позитивной динамике ВВП достаточно сложное. Размер прибыли организаций в 2004 г. составил 72% к уровню 2000 г. (с учетом уровня инфляции), средний уровень рентабельности за 6 лет снизился с 13,1% (2000 г.) до 9,9% (2005 г.), износ основных производственных фондов превышает 63%, а удельный вес убыточных организаций, несмотря на снижение в 2005 г., остается значительным. Кроме того, многие организации работают на условиях давальческого сырья, что позволяет загрузить персонал работой, но способствует ухудшению финансовых результатов деятельности.

Расчеты показывают, что за последние пять лет спрос на труд со стороны субъектов хозяйствования сократился, что объективно должно сопровождаться ростом вынужденной безработицы. Предприятия, как и 10 лет назад, стоят перед необходимостью сокращения избыточной численности работников. Характерно, что при этом меняется структура спроса на труд: растет спрос на инженерно-технических работников с высшим образованием, высококвалифицированных рабочих, снижается - со стороны структурно больных отраслей и регионов, со стороны убыточных предприятий и устаревших производств. В результате этих процессов объективно не может не расти структурная безработица.

Предложение на рынке труда. Упрощенно это демографические факторы и система образования. Основными тенденциями в этой сфере являются временное увеличение предложения рабочей силы (демографический фактор), увеличение доли заработной платы в доходах домохозяйств и снижение ее реальной покупательной способности, что способствуют расширению предложения рабочей силы на рынке труда.

Согласно официальным статистическим данным, средняя заработная плата в Беларуси постоянно растет. Но дело именно в том, что показатель средней заработной платы включает начисления работнику за работу по совместительству, на полторы ставки, дополнительно отработанное время и пр. То есть люди, чтобы обеспечить сносный уровень жизни, расширяют предложение труда за счет ограничения времени отдыха в пользу рабочего времени.

Если к этому фактору добавить «теневую» занятость, нелегальную внешнетрудовую миграцию, работу по самообеспечению граждан (на садовых участках и пр.), то реальное предложение труда (потребность трудовых ресурсов в оплачиваемых работах) намного шире, чем мы оцениваем согласно официальным статистическим данным.

Отдельно следует сказать о динамике и структуре экономически неактивного населения, которое при определенных обстоятельствах может обратиться в государственную службу занятости и тем самым увеличить параметры безработицы в стране.

Изучение возрастной структуры экономически неактивного населения показывает, что в ней доминирует возрастная категория 16-25 лет (около 50%), то есть наиболее мобильная рабочая сила и в профессиональном, и в географическом плане. Для того чтобы эти работники вышли «из тени», необходимо:

      снизить налогообложение и унифицировать его с налогообложением в Российской Федерации,

      организовать сотрудничество службы занятости Беларуси и России в управлении потоками трудовой миграции,

      обучить предприятия и службы занятости технике социально ответственного реструктурирования предприятий,

      расширить возможности и профиль набираемых специальностей в учреждениях образования страны,

      расширить систему внутрипроизводственной подготовки кадров,

      активизировать связи предприятий с учреждениями образования.

Характерными чертами предложения на рынке труда являются:

      переизбыток предложения экономистов, юристов, учителей;

      усиление региональных и отраслевых диспропорций в предложении рабочей силы;

      отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики.

Таким образом, предложение рабочей силы на рынке труда расширяется, причем по структуре оно не в полной мере соответствует спросу на труд.

Динамика рынка труда, то есть возможность государственной службы занятости и других институтов на рынке труда обслуживать входящий на него поток. Так, если вход в безработицу большой, но ее средняя продолжительность невысокая либо снижающаяся, то это свидетельствует о динамичном рынке труда и интенсивном обновлении структуры занятости, поскольку безработные оперативно выходят из состояния безработицы. Если же вход и выход в безработицу маленькие, а доля длительно безработных значительна и продолжительность безработицы растет, то мы имеем застойный рынок труда, немобильный, и в таком случае низкий уровень безработицы намного хуже более высокого, но более динамичного.

В белорусской экономике сложилась макроэкономическая ситуация, которая объективно должна сопровождаться ростом безработицы. То есть динамика белорусского рынка труда и его основных составляющих продуцирует повышение естественного уровня безработицы (минимум до 2,5-3%) и временный рост вынужденной безработицы еще на 4-5%.

Реально оценивая эту проблему, следует предпринять ряд мер для того, чтобы белорусский рынок труда динамично и эффективно осуществил переход к новой структуре занятости:

      укрепить потенциал государственной службы занятости населения,

      обучить организации технике социально ответственного реструктурирования,

      разработать программы регионального развития и механизм согласования рынка труда и рынка образовательных услуг,

      легализовать скрытую безработицу и нелегальную внешнетрудовую миграцию.

Принятие же решений на основе неполной статистики (когда мы сознательно отсекаем часть объективно существующего явления безработицы и не учитываем направления влияния макроэкономических факторов на динамику безработицы) приводит к поверхностности данных решений [12, 95-101].

Безработица несет с собой и социальные издержки. Данные многочисленных исследований свидетельствуют об ухудшении физического и психологического самочувствия, депрессии, росте преступности, алкоголизма, наркомании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. собенности безработицы в Республике Беларусь и основные направления борьбы с ней

 

Связанные с безработицей проблемы в процессе перехода к рыночной экономике возникли во всех постсоветских странах. Это явление застало государство и общество врасплох, и они оказались не готовы к преодолению его негативных последствий. Отсталость социалистической экономики, основанной на государственной собственности, низкая производительность труда, неспособность конкурировать с зарубежными производителями из-за высокой себестоимости и низкого качества продукции, а также неумение и нежелание властей адаптировать экономику к рыночным условиям хозяйствования при открытии границ привели к падению спроса на отечественные товары и к потере рынков сбыта. Следствием этого, в свою очередь, явилось появление избытка работников на предприятиях, что выразилось в сокращении рабочего времени, неоплачиваемых отпусках, простоях, снижении интенсивности труда и падении заработков. Естественное желание руководства заводов и фабрик избавиться от лишней численности работников подавлялось административными мерами, что еще больше замедлило адаптацию к новым условиям.

Тем не менее, процесс увольнения избыточных работников в Беларуси привел к фиксации открытой безработицы в январе 1997 на уровне 185 тыс. человек, или примерно 4% экономически активного населения. Сегодня ее уровень заметно ниже.

Этому способствовали, прежде всего, административные меры, предпринятые властями. Так, Декрет Президента от 17 марта 1997 года №7 «О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения» увязал выплату пособия по безработице с участием в общественных работах. Его выполнение привело к тому, что пропал смысл регистрироваться безработным в службе занятости, ибо мизерное пособие по безработице получал лишь тот, кто отрабатывал определенное время на уборке улиц, туалетов, переборке овощей и т.п. Декрет также вынудил службу занятости жестко контролировать соблюдение безработными обязанностей, что интенсифицировало их снятие с учета без какой-либо помощи по трудоустройству. В частности, служба занятости в 2002 году помогла найти работу только 38% из числа обратившихся, и признанных безработными.

Как показывают исследования, применение административных мер привело не к сокращению безработицы, а к ее переливу из открытой формы в скрытую. Так по данным Минского научно-исследовательского института социально-экономических и политических проблем, в конце сентября 1998 года в Минске на одного зарегистрированного безработного приходилось еще как минимум 5,3 незарегистрированных. Исследования НИСЭПИ показали, что в 2002 году скрытая безработица в стране в 3-3,5 раза превышала официальную. Иначе говоря, общая численность фактически безработных составила примерно 400-450 тыс. человек, или около 9-10% экономически активного населения.

Информация о работе Безработица как фактор макроэкономической нестабильности