Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является характеристика понятия «безработица», анализ безработицы в переходный период экономики и её современные тенденции, а также рассмотрение эффективности осуществляемых мер и программ по борьбе с безработицей. При выполнении курсовой работы использованы методы сравнения и анализа на примере Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

Страхование от безработицы  и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Следует признать, что  разработка и реализация государственных  программ оказывают позитивное воздействие  на занятость населения. Вместе с  тем не исключено накопление побочных отрицательных эффектов: рост государственных  расходов при дефиците бюджета ведет к повышению процентной ставки и снижает инвестиционную активность; распространяется идеология социального патернализма; наличие пособия по безработице тормозит поиск работы, которая может оказаться менее доходной.

И хочется сделать вывод – государственная политика занятости населения должна быть сориентирована главным образом на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с цель легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.

Глава 3. Пути преодоления  безработицы.

Последствия безработицы  негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного  пункта в другой.

 Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют  программы профессионального переобучения  и переквалификации. Такого рода  программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для  решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  1. Создание условий для роста спроса на товары. Способами увеличения спроса являются: стимулирование роста экспорта (это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них); поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  2. Создание условий для сокращения предложения труда (очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест).
  3. Создание условий для роста самозанятости (смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму).
  4. Реализация программ поддержки молодых работников. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
  • экономическое стимулирование молодежной занятости;
  • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
  • создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых шансы на занятость наиболее велики.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать  белорусское государство, чтобы  проблема безработицы не стояла перед  нами так остро?

Основные усилия необходимо направить на формирование эффективной  системы повышения конкурентоспособности кадрового потенциала на рынке труда, совершенствование структуры рабочих мест, содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы, создание системы поддержки малого бизнеса, развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, широкое внедрение альтернативных видов занятости и режимов гибкого рабочего времени, формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и рост его эффективности.

Главным приоритетом  должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.

Не менее важной задачей  является усиление социальной защиты безработных на основе повышения  социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.

Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально – экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально – квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проведя исследование, целью  которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.

Безработица – неизбежное явление в рыночной экономике  и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет; снижается общий уровень жизни населения и т.д.

Существует множество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая вызвана в первую очередь быстрым устареванием существующих знаний в связи с переходом экономики на инновационный путь развития.

Одной из особенностей рынка  труда в Беларуси является наличие  скрытой безработицы. Это вызвано, прежде всего, спадом производства, который  вынуждает работников трудиться  неполный рабочий день.

Говоря о безработице в Беларуси, обязательно стоит отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке труда способ измерения числа безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест. Таким образом, действующая система регистрации безработных государственной службой занятости намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.

Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание предприятий принимать на работу неопытных сотрудников.

Очевидно, чем более  оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

– макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;

– государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;

– регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направлении создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;

– регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.

 

Список использованной литературы:

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под ред. проф. А.В.Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, Изд. ДИС, 2006.
  2. Базылев Н.И. Экономическая теория 3-е изд. Стереотип/ Н.И. Базылев, С.П. Гурко – Минск: Книжный дом, Экоперспектива, 2004. 
  3. Ванкевич Е. В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования. - Мн.: БГЭУ, 2000
  4. Висенс М. Растущая безработица и некоторые ее последствия // Русская мысль.–1999.–№ 3
  5. Ивашковский, С.Н. И24 Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., ИСГф., доп. – М.: Дело, 2002.
  6. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег.- М., 1948
  7. Лутохина, Э.А., Козловский, В.Н., Бусько, В.Н. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003.
  8. Макроэкономика./Под ред. Л.П. Зеньковой.-Мн.: Новое знание, 2002.
  9. Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  10. Макроэкономика (в вопросах и ответах): Учебно-метод. пособие / Бондарь Л.В., Букас Т.В., Давшан М.В. и др.; Под ред. Шимко А.К. – Мн.: Частный институт управления и предпринимательства, 2007.
  11. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А.. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2008.
  12. Новикова И.В. Экономическая теория / под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Мн. Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2008.
  13. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 13.11.2008// Нац. реестр правовых актов РБ. – 2006. – 2/1222.
  14. Статистические материалы /Рынок труда в Беларуси: Общий обзор под ред. К. Гайдук, А. Чубрик, С. Парчевская, М. Валевский. – 2004.
  15. Статистические материалы / Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2011. – №2.
  16. Интернет-ресурс: http://www.belstat.gov.by
  17. Интернет-ресурс: http://mintrud.gov.by
  18. Интернет-ресурс: http://www.president.gov.by

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике