Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа
Целью работы является характеристика понятия «безработица», анализ безработицы в переходный период экономики и её современные тенденции, а также рассмотрение эффективности осуществляемых мер и программ по борьбе с безработицей. При выполнении курсовой работы использованы методы сравнения и анализа на примере Республики Беларусь.
Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения осуществляет Государственный фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.
Следует признать, что разработка и реализация государственных программ оказывают позитивное воздействие на занятость населения. Вместе с тем не исключено накопление побочных отрицательных эффектов: рост государственных расходов при дефиците бюджета ведет к повышению процентной ставки и снижает инвестиционную активность; распространяется идеология социального патернализма; наличие пособия по безработице тормозит поиск работы, которая может оказаться менее доходной.
И хочется сделать вывод – государственная политика занятости населения должна быть сориентирована главным образом на формирование рациональной структуры занятости; повышение качества трудового потенциала, конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, действенности механизма стимулирования создания новых рабочих мест в прогрессивных (в том числе экспортоориентированных) отраслях экономики; обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса; усиление регулирующей роли в регламентации предпринимательской деятельности с цель легализации неформальной занятости; создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной к потребностям рыночной экономики.
Глава 3. Пути преодоления безработицы.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной
безработицы более всего
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать белорусское государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро?
Основные усилия необходимо
направить на формирование эффективной
системы повышения конкурентосп
Главным приоритетом должно стать согласование потребности рынка труда в рабочей силе со структурой профессиональной подготовки кадров. Реализация данного направления обусловливает необходимость восстановления и развития системы переподготовки кадров на производстве, проведения опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, осуществления всеобщей профессионализации выпускников школ с последующей гарантией их трудоустройства.
Не менее важной задачей является усиление социальной защиты безработных на основе повышения социального статуса и расширения общественных работ, квотирования рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью. Социальная помощь государства должна стать адресной и стимулировать безработных на активный поиск работы и трудоустройство.
Перспективным является формирование общего рынка в рамках СНГ, стран ЕЭП и, прежде всего, Союза Беларуси и России как ключевого элемента создания единого социально – экономического пространства. В данном случае речь идет о системе согласованных мер по воспроизводству, обмену и совместному использованию рабочей силы в рамках Союзного государства, что позволит полнее учитывать интересы работников обоих государств. Приоритетами политики на общем рынке труда должны стать: обеспечение свободы передвижения граждан в рамках Союзного государства, признание их профессионально – квалификационного статуса и соответствующих документов, разработка специальных программ создания и сохранения рабочих мест, включая организацию общественных работ.
Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы с сохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.
Заключение.
Проведя исследование, целью которого было изучение сущности безработицы, как сложного социально-экономического явления, а также изучение особенностей безработицы в Республике Беларусь, можно сделать ряд выводов.
Безработица – неизбежное явление в рыночной экономике и одна из основных макроэкономических проблем, которая заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет; снижается общий уровень жизни населения и т.д.
Существует множество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая вызвана в первую очередь быстрым устареванием существующих знаний в связи с переходом экономики на инновационный путь развития.
Одной из особенностей рынка труда в Беларуси является наличие скрытой безработицы. Это вызвано, прежде всего, спадом производства, который вынуждает работников трудиться неполный рабочий день.
Говоря о безработице в Беларуси, обязательно стоит отметить и совершенно не отражающий действительное положение на рынке труда способ измерения числа безработных. Люди не видят для себя никакой выгоды и не спешат регистрировать себя в качестве безработных. Это связано с чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест. Таким образом, действующая система регистрации безработных государственной службой занятости намного занижает реальные показатели безработицы в Беларуси.
Что касается качественной структуры безработицы, то правомерно будет сказать о ярко выраженной проблеме молодежной безработицы. Основной ее причиной, по моему мнению, является нежелание предприятий принимать на работу неопытных сотрудников.
Очевидно, чем более
оперативный и кратковременный
характер носит та или иная проблема
занятости, тем выше вероятность
использования прямого
– макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
– государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово-кредитными методами;
– регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направлении создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
– регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, формирования эффективной социальной политики.
Список использованной литературы:
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике