Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является характеристика понятия «безработица», анализ безработицы в переходный период экономики и её современные тенденции, а также рассмотрение эффективности осуществляемых мер и программ по борьбе с безработицей. При выполнении курсовой работы использованы методы сравнения и анализа на примере Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

Значимой проблемой  является присущая ряду населенных пунктов  и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие  там лишь единичных предприятий  крайне ограничивает для местного населения возможности в сфере приложения труда.

Сложно решаются вопросы  трудоустройства отдельных категорий  граждан ввиду низкой конкурентоспособности  на рынке труда (молодежи без практического  опыта работы, женщин, инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, а также имеющих длительный перерыв в работе).

Среди безработных (на 1.01.2011 г.) каждый пятый относится к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке рабочей силы, каждый седьмой не имеет профессии, каждый десятый ранее не работал и ищет работу впервые.

Не теряет своей актуальности проблема женской и молодежной безработицы. Весьма  остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. Что касается женщин, то они составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% – в общей численности безработных по Республике.

Таким образом, безработица  в Республике Беларусь имеет свои особенности, главной из которых  является низкий уровень официально зарегистрированной безработицы, который значительно отличается от реального, что связано с несовершенной системой регистрации безработных; и состав безработных (т.е. преобладание женского населения и молодежи, а также лиц со средним специальным образованием). Важной отличительной чертой является потребность в рабочих специальностях, которая в 4 раза превышает спрос на служащих и специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ безработицы  в Республике Беларусь.

 

Беларусь пережила всплеск безработицы в начале 1990-х гг. как последствие адаптационного спада. Во времена СССР безработица была близка к нулю, поэтому в 1992 г. количество безработных выросло более чем в 20 раз, а в 1993 г. – в 4.6 раза по сравнению с 1991 и 1992 гг. соответственно. Тем не менее, ее рост был не столь значительным, как в странах ЦВЕ и России. Самый высокий уровень был зафиксирован в 1996 г. – 4% от экономически активного населения. В 1994–1996 гг. количество безработных росло темпом около 40% в год. Однако уже в 1997 г. оно сократилось на 30%, и ее снижение продолжалось вплоть до 1999 г. В 2001–2002 гг. его рост возобновился, составив в среднем 20% в год, но уже в 2003 г. значительно замедлился, а с 2004 г. по настоящее время количество безработных сокращается (приложение 2).

Однако все это время  уровень безработицы оставался  крайне низким. Беларусь является едва ли не мировым лидером по официально зарегистрированному уровню безработицы, находясь на тринадцатом месте в  мире после маленьких государств, оффшорных зон и таких экономик, как Узбекистан, Азербайджан, Таиланд и Вьетнам (приложение 3).

Уровень  безработицы  на 1 января 2011 г. составил 0,7 процента от численности экономически активного населения (на 1 января  2010  г. - 0,9 процента). Организациями республики (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-апреле 2011 г. было принято на работу 255,1 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 20,9 тыс. человек, уволено по различным причинам 260,2 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,1% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

 

Таблица 1

Численность принятых и уволенных работников 
в организациях Республики Беларусь в 2011 году4

(человек)

 

Анализ  состояния рынка труда 118 районов и 12 городов  республики на 1 января 2011 г. показал, что в 115 регионах уровень  безработицы составил 1 процент и ниже, в 15 регионах – от 1,1 до 1,5 процента.

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

Таблица 2

 

Численность безработных  на конец апреля 2011 г.

Апрель 2011 г., тыс. человек

Уровень безработицы  на конец апреля 2011 г., %

тыс. человек

в % к

зарегистрировано безработных

трудоустроено безработных

апрелю 2010 г.

марту

2011 г.

Республика Беларусь

32,7

75,8

97,3

15,5

11,8

0,7

Области:

 

Брестская

5,5

79,7

98,8

2,4

1,7

0,8

Витебская

5,3

78,6

99,5

2,8

2,2

0,9

Продолжение таблицы 2

Гомельская

6,4

84,9

97,8

2,6

1,9

1,0

Гродненская

4,0

64,7

95,0

2,1

1,7

0,8

г.Минск

3,2

68,0

98,6

1,0

0,6

0,3

Минская

4,5

76,8

98,6

2,5

1,9

0,7

Могилевская

3,8

72,8

91,6

2,1

1,8

0,8


 

Региональные же различия в уровне и структуре безработицы  в большей степени выражены не в областном, а в районном разрезе. Среди областей в Беларуси всегда устойчиво выше среднереспубликанского значения уровень безработицы в Витебской и Могилевской областях, устойчиво ниже – в г. Минске. Более точную картину региональной дифференциации безработицы дают данные районов и городов Беларуси, в соответствии с которыми можно выделить спокойные, напряженные и критические региональные рынки труда.

Крупные многофункциональные  города имеют более спокойные  рынки труда. Это объясняется  диверсифицированной многопрофильной  структурой производственно-хозяйственного комплекса, наличием более широких возможностей для трудоустройства. Среди рынков труда малых и моногородов 36% попали в разряд критических или напряженных, среди преимущественно сельскохозяйственных – 45%. Следует отметить различную амплитуду колебаний конъюнктуры рынка труда и уровня безработицы. Так, если в Минской области самый напряженный показатель конъюнктуры рынка труда составил 2 безработных на 1 вакансию, то, например, в Новолукомле Витебской области – 253, в г. Василевичи Речицкого р-на Гомельской области – 94, в г. Давыд-Городок Столинского р-на Брестской области – 65. Наиболее высоких значений этот показатель достигает именно в малых городах и моногородах. Очевидно, узость производственно-хозяйственного комплекса города, неразвитость инфраструктуры регионального рынка труда, ограниченность малого и среднего бизнеса, сферы услуг приводят к росту напряженности регионального рынка труда. К тому же из года в год речь идет об одних и тех же регионах: это, как правило, небольшие города и городские поселки с монопроизводственной структурой (города Новолукомль, Светлогорск и др.) и бывшие военные городки (Поставский, Ганцевичский, Петриковский районы и др.).

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец апреля 2011 г. составила 32,7 тыс. человек, что на 24,2% меньше, чем в апреле 2010 г. и на 2,7% меньше, чем в марте 2011 г. Динамику уровня безработицы можно отследить в приложении 4. Уровень зарегистрированной безработицы на конец апреля 2011 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец апреля 2010 г. – 0,9%).

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице5:

Таблица 3

 

Численность безработных

Зарегистрировано безработных  за месяц,

тыс. человек

Уровень безработицы,

%

тыс. человек

в % к

соответствующему месяцу предыдущего года

предыдущему месяцу

2010 г.

 

Январь

42,5

104,6

105,4

17,9

0,9

Февраль

43,5

102,5

102,3

19,5

0,9

Март

43,8

99,8

100,7

20,8

0,9

Апрель

43,1

98,0

98,5

17,9

0,9

Май

40,8

94,4

94,7

15,7

0,9

Июнь

38,9

93,4

95,3

16,3

0,8

Июль

37,8

88,7

97,1

15,2

0,8

Август

38,6

86,6

102,3

18,2

0,8

Сентябрь

35,9

85,1

93,0

17,4

0,8

Октябрь

35,2

84,9

97,8

16,9

0,7

Ноябрь

34,1

82,4

96,9

16,4

0,7

декабрь

33,1

82,1

97,1

13,6

0,7

2011 г.

 

Январь

34,4

81,0

104,0

17,0

0,7

Февраль

34,1

78,3

98,9

16,9

0,7

Март

33,6

76,7

98,6

18,2

0,7

Апрель

32,7

75,8

97,3

15,5

0,7


 

В январе-апреле 2011 г. на учет было поставлено 96,7 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 67,6 тыс. человек, или 69,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-апреле текущего года 61,2 тыс. человек, в том числе 45,8 тыс. безработных, или 74,9% от числа всех трудоустроенных. На оплачиваемые общественные работы в январе-апреле 2011 г. было привлечено 25,6 тыс. человек, из них 16,4 тыс. безработных, или 64% от числа привлеченных.

Среди безработных женщины  составляли 50,7%, сельские жители – 21%, лица в возрасте до 30 лет – 37,7%.

В общей численности  безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 34,6%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины – 5,4%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности – 2,5%, лица, длительно неработающие (более года) – 17%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходилось 1,5% безработных, выпускников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования – 1,4%. Состав безработных по категориям можно рассмотреть в приложении 5.

На конец апреля 2011 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец апреля 2010 г. – 1 безработный). Из общего числа вакансий 79,4% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия  на одного безработного в апреле 2011 г. составил 59,8 тыс. рублей, или 17,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

И хочется сделать вывод: основными проблемами рынка труда являются низкая эффективность использования рабочей силы, значительные масштабы неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы, дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

 

 

2.3. Государственное регулирование занятости в Республике Беларусь.

Государственное регулирование  занятости представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования  рабочей силы посредством нормативно – правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.

С целью эффективного регулирования безработицы государственная политика осуществляется по следующим направлениям:

  • содействие предпринимательской деятельности безработных;
  • содействие трудоустройству граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы;
  • регулирование безработицы, включая высвобождение работников, трудоустройство молодежи, содействие занятости женщин;
  • реструктуризация градообразующих предприятий.

Достижению указанных  целей и смягчению напряженности  на рынке труда во многом способствует реализация государственных программ занятости населения Республики Беларусь, принимаемых ежегодно правительством. Вообще можно выделить два типа программ регулирования занятости: активную и пассивную.

При активной государственной  программе упор делают на предоставление рабочих мест. Активный тип регулирования занятости предполагает использование методов, повышающих спрос и сокращающих предложение рабочей силы.

Мероприятия, связанные  с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу, о наличии вакантных мест и т. п.

При пассивном варианте ставка делается на оказание социальной помощи безработным. Для этого развиваются  системы страхования. Национальная система страхования на случай потери рабочего места традиционно предполагает:

  1. выплату пособий по безработице весьма продолжительный период времени (до 36 месяцев), с учетом величины прежнего заработка (65-90 %) за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, дотации из бюджета);
  2. разовые денежные льготы (продовольственные талоны, льготы по оплате жилья, пособия для детей и др.).

А чтобы основные показатели этих программ выполнялись успешно, в стране создана государственная  служба занятости, которая обеспечивает в полном объеме предоставление гражданам социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством. В состав её входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для трудоустройства; запрашивать у нанимателей сведения о наличии вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике