Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что барьеры входа/выхода на товарные рынки являются одними из основополагающих характеристик структуры любого рынка, а их наличие, в свою очередь, препятствует, а иногда делает просто невозможным появление фирм-новичков в данном сегменте. С другой стороны, благодаря подобного рода ограничениям, снижается уровень конкуренции для уже действующих фирм на рынке.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты определения барьеров входа и выхода нарынок……………………………………………………..……………………5
1.1. Природа и сущность рыночных барьеров………………………….….…. 5
1.2. Классификация отраслевых барьеров входа и выхода………………..11
Глава 2. Отраслевые рынки Волгоградской области барьеры и пути их «снижения»………………………………………………………………………17
2.1. Особенности развития отраслевых рынков Волгоградской области……17
2.2. Пути преодоления отраслевых барьеров на региональных рынках Волгоградской области………………...............................................................23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………….. 29
Далее рассмотрим социальную сферу и барьеры входа и выхода в данном секторе. Рынок управления многоквартирными домами имеет разные уровни концентрации в разных регионах Волгоградской области. Так для г. Волгограда он является низкоконцентрированным, для г. Камышина – высококонцентрированным, а для г. Волжского имеет умеренный уровень концентрации.
Основными барьерами входа для этой отрасли являются: сложность и многоэтапность процедуры выбора способа управления многоквартирными домами, определенной законодательством; отсутствие полной информированности населения о необходимости выбора и способа управления, а также достаточного уровня юридической грамотности собственников помещений в многоквартирных домах24.
Другой рынок социальной
сферы – рынок розничной
В сфере розничной торговли
лекарственными средствами по Волгоградской
области административными
Важнейшими экономическим барьерами в этой отрасли являются: низкая платежеспособность населения, особенно в сельской местности, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства; проблемы с помещениями для торговли, в том числе, высокие капитальные затраты на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещения в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений;преимущества действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе аптечных сетей перед потенциальными участниками рынка.
Среди других барьеров выделяются недостаточное количество квалифицированных специалистов - провизоров и фармацевтов, особенно в сельской местности25.
Далее рассмотрим отраслевой рынок связи. Рынок предоставления услуг доступа сети Интернет Волгоградской области является среднеконцентрированным. При этом более 50% компаний осуществляют свою деятельность в областных центрах. Таким образом, конкуренция на остальной территории Волгоградской области значительно ниже, а значит, и выше уровень концентрации.
Административными барьерами в отрасли предоставления услуг доступа к сети Интернет являются: длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (срок согласования может составить около 3 лет); процедуры по согласованию размещения средств связи на земельных участках на (в) зданиях, сооружениях; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений.
Экономическим барьером на данном рынке является высокий уровень первоначальных затрат26.
На розничных рынках продовольственных товаров действуют как мелкие розничные продавцы, так и целые торговые сети. Однако, этот рынок Волгоградской области можно считать рынком низкоконцентрированным.
Административные барьеры
для данной отрасли связаны с
получением земельного участка для
строительства (расширения) торговой точки,
получением готовых объектов недвижимости,
пригодных для организации
Экономические барьеры: высокая арендная плата, недостаток свободных денежных средств, сложность в получении кредита, высокая конкуренция, высокий уровень налогов27.
Строительный рынок будет характеризоваться следующими явлениями. Рынок железобетонных изделий представлен в Волгоградской области 10 крупными и средними предприятиями. При этом почти все они специализируются на разных видах продукции. Для этой отрасли характерен высокий уровень концентрации. Самым серьезным барьером для входа является высокая стоимость первоначальных затрат28.
Последнее обстоятельство актуально и для рынка строительного кирпича. В Волгоградской области этот рынок умеренно концентрированный. Другими немаловажными барьерами для входа в эту отрасль являются: рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (электро- и газоснабжение, горючее и смазочные материалы) – сезонность потребления продукции; ограниченность ресурсов – несмотря на большое количество запасов ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требует больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений; существует также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения (на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет), кроме того сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий; экологические и санитарно-эпидемиологические ограничения, которые должны соблюдать производители кирпича; условия связанные с сертификацией деятельности согласно ГОСТ29.
Итак, развитие конкурентной среды на отраслевых рынках Волгоградской области сдерживается не только объективными обстоятельствами (необходимостью высоких первоначальных затрат), но и действиями государства и доминирующих хозяйствующих субъектов.
2.2. Пути преодоления отраслевых барьеров на региональных рынках Волгоградской области
Выделенные барьеры входа на отраслевые рынки и выхода с них требуют проведения активных мер со стороны государства по их «снижению». Данные методы должны использоваться в рамках проведения экономической политики, как отдельного региона, так и страны в целом.
Одним из таких методов
преодоления различных
Мы выделили ряд отраслей
с существующими барьерами
Рассмотрим возможные
пути преодоления различных
В рамках целевой программы развития конкуренции Волгоградской области на 2010-2012 гг. были разработаны ряд комплексных мер с целью
снижения отраслевых барьеров: повышение эффективности производства и использования энергоресурсов, минимизация издержек и снижение совокупных затрат на продукцию ТЭК за счет применения энергосберегающих технологий и оборудования, оптимизации структуры топливно-энергетического баланса, возможно полного использования минерально-сырьевой базы, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК; создание необходимых стимулов и условий для перехода экономики на энергосберегающий путь развития;поддержание надежной сырьевой базы и обеспечение на этой основе устойчивого развития отраслей ТЭК; обеспечение экологической безопасности и минимизация техногенного воздействия на окружающую среду за счет внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки и реализации продукции30.
Следует также добавить к названным в программе мерам, возможность применения следующих областей по развитию конкурентных возможностей в отрасли.Среди них необходимо выделить: развитие рыночных отношений и институциональной структуры, поэтапное дерегулирование и либерализация потенциально конкурентных секторов ТЭК при усилении мер антимонопольного регулирования; формирование всеобъемлющей и стабильной правовой базы функционирования энергетического сектора экономики.
Далее рассмотрим отраслевой рынок связи. Рынок предоставления услуг доступа сети Интернет Волгоградской области является среднеконцентрированным. На территории области действуют 142 оператора связи по 305 лицензиям. Абсолютное большинство операторов связи являются филиалами либо представительствами более крупных предприятий связи, имеющих акционерные капиталы с взаимным проникновением. Наиболее крупные операторы связи входят в холдинг ОАО «Связьинвест»31.
Готовность и снижение затрат на внедрение новых технологий облегчает приход на рынки телекоммуникаций новых компаний.
В соответствии с программой
развития конкуренции Волгоградской
области планируется
Следующий выделенный нами рынок – оптовой торговли, а именно рынок продовольственных товаров.На данном рынке были проанализированы следующие мероприятия, которые могут способствовать росту конкуренции: создание специализированных логистических центров по хранению и обработке овощей для стимулирования конкуренции на потребительском рынке. Так на рынке Волгоградской области наблюдается дефицит мощностей по хранению, обработке овощей, фасовке, а также, а также приведению их в товарный вид, потерями при хранении и т.д. Основной причиной этого является применение устаревшая технология обычного холодильного хранения, которая не обеспечивает длительного сохранения продукции, а сохранившаяся часть продукции имеет низкие пищевые качества и товарный вид. Поэтому производители овощей, как правило, вынуждены в короткий срок сбывать свою продукцию, что ведет к снижению цен на продукцию, и не обеспечивает покрытие издержек хозяйств. Что в свою очередь, обуславливает «низкую» заинтересованность потенциальных новичков для входа в данную отрасль.
Для снижения данного барьера
входа в отрасль планируется
использования следующего комплекса
мер: строительство и реконструкция
существующих овощехранилищ оснащенных
современным охлаждающим и
Финансовая поддержка в реализации мероприятий предусмотрена постановлением Администрации Волгоградской области от 4 мая 2009 года № 113-п и от 4 мая 2009 года №114-п в возмещении из областного бюджета товаропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в российских банках.
Следующим исследуемым рынком является строительным рынок региона.
Рассмотрим мероприятия направленные на преодоление барьеров в данной отрасли. Среди них можно выделить следующие: обеспечение равных условий при получении государственных и муниципальных заказов путем создания системы электронных торгов, а также обеспечение равного доступа к ним всех субъектов хозяйственной деятельности; совершенствование сметного ценообразования РФ позволяющее обеспечить достоверность расчетов стоимости строительной продукции на ранних стадиях строительного процесса, организация экспертизы качества проектной документации объектов капитального строительства; упрощение процедуры выдачи разрешений на строительство и разработку технических регламентов, формализующих требования к биологической, химической, промышленной и иным видам безопасности33.
Далее рассмотрим социальную
сферу (рынки лекарственных
Таким образом, мы выделили ряд отраслевых барьеров входа и выхода на примере Волгоградской области и рассмотрели возможные пути их «снижения». Эффективность от использования вышеназванных мер будет являться индикатором рациональности их использования.
Заключение
Барьеры входа на отраслевые рынки и выхода из них являются одними из основополагающих характеристик структуры любого рынка, а их наличие, препятствует, а иногда делает просто невозможным появление фирм-новичковв данном сегменте. С другой стороны, благодаря такимограничителям, снижается уровень конкуренции для уже действующих фирм на рынке. К подобным результатам также приводит и наличие барьеров выхода из отрасли, который сопряжен со значительными издержками, следовательно, высок риск деятельности в отрасли, вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.