Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем, что барьеры входа/выхода на товарные рынки являются одними из основополагающих характеристик структуры любого рынка, а их наличие, в свою очередь, препятствует, а иногда делает просто невозможным появление фирм-новичков в данном сегменте. С другой стороны, благодаря подобного рода ограничениям, снижается уровень конкуренции для уже действующих фирм на рынке.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты определения барьеров входа и выхода нарынок……………………………………………………..……………………5
1.1. Природа и сущность рыночных барьеров………………………….….…. 5
1.2. Классификация отраслевых барьеров входа и выхода………………..11
Глава 2. Отраслевые рынки Волгоградской области барьеры и пути их «снижения»………………………………………………………………………17
2.1. Особенности развития отраслевых рынков Волгоградской области……17
2.2. Пути преодоления отраслевых барьеров на региональных рынках Волгоградской области………………...............................................................23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………….. 29
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
определения барьеров входа и выхода нарынок……………………………………………………..…
1.1. Природа и сущность рыночных барьеров………………………….….…. 5
1.2. Классификация отраслевых барьеров входа и выхода………………..11
Глава 2. Отраслевые рынки Волгоградской
области барьеры и пути их «снижения»……………………………………………………
2.1. Особенности развития отраслевых рынков Волгоградской области……17
2.2. Пути преодоления отраслевых
барьеров на региональных рынках Волгоградской
области……………….................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
29
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что барьеры входа/выхода на товарные рынки являются одними из основополагающих характеристик структуры любого рынка, а их наличие, в свою очередь, препятствует, а иногда делает просто невозможным появление фирм-новичков в данном сегменте. С другой стороны, благодаря подобного рода ограничениям, снижается уровень конкуренции для уже действующих фирм на рынке. К подобным результатам также приводит и наличие барьеров выхода из отрасли, который будет сопряжен со значительными издержками (например, производство товара требует узкоспециализированного оборудования, которое было бы нелегко реализовать в случае банкротства фирмы), следовательно, высок риск деятельности в отрасли, вероятность входа на рынок нового продавца относительно невысока.
Наличие барьеров для входа на товарный рынок предоставляет возможность фирмам-старожилам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную прибыль в краткосрочном и в долгосрочном периодах, что и будет обусловливать рыночную власть этих фирм. В ситуациях, когда барьеры для входа и выхода незначительные или не существуют, фирмы даже при высокой рыночной концентрации будут обязаны учитывать фактических и потенциальных конкурентов.
Сами барьеры могут порождаться объективными причинами, обусловленными непосредственно рынками: специализацией на технологиях самого процесса производства, динамикой спроса, иностранной конкуренцией, характером предпочтений потребителей, и др. Подобные ограничения относят к нестратегическим барьерам рыночной структуры. Другой тип барьеров - барьеры, связанные со стратегическим поведением фирм, действующих на рынке (стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов, стратегическое ценообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов в отрасль, вертикальная интеграция и дифференциация продукта и т. д.).
Вышеприведенные факторы обуславливают значимость данной исследовательской работы, направленной на всестороннее изучение стратегических и нестратегических барьеров входа на товарный рынок и выхода с него.
Объектом исследования выступают отраслевые барьеры входа/выхода на отраслевые рынки.
В качестве предмета исследования выделяются отношения, складывающиеся между хозяйственными субъектами (государственными органами власти, предприятиями и пр.) по поводу преодоления возникающих барьеров входа/выхода на товарные рынки Волгоградской области.
При написании курсовой работы были применены следующие методы исследования: методы классификации, сравнения и аналогии.
Работа состоит из двух глав и четырех параграфов, а также введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Теоретические аспекты определения барьеров входа и выхода на рынок
1.1. Природа и сущность рыночных барьеров
На современном этапе экономического развития одним из способов ограничения является наличие барьеров входа и выхода на различные рынки. Эти препятствия, позволяют уже функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов.
Представляется целесообразным начать исследованиес ряда устоявшихся определений «барьеров» для последующего выявления их сущности и возможности классификации по различным видам и типам.
Так под барьерами «входа-выхода» следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо создают препятствия входящей фирме организовать прибыльное производство на данном рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирме без существенных потерь1.
Выделим еще ряд общих определений рыночных барьеров для более полного понимания сущности данного явления.
Согласно американскому экономисту Дж. Стиглеру к барьерам следует отнести все факторы, создающие асимметрию фирм (сторожил-рынка и фирм-новичков), если она имеет экономическое выражение – в виде дополнительной прибыли фирм-сторожил уже закрепивших свои позиции на данном рынке.
Однако, для последующего разграничения барьеров входа и выхода необходимо указать определения каждого из них, чтобы отразить их специфику.
Так,основоположник изучения барьерной проблематики Дж. Бейн предлагает следующее определение: «Входные барьеры – это все, что позволяет находящимся в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа»2.Практическое определение Дж. Бейна нуждается в некоторых пояснениях. Для этого, целесообразно представить следующее определение отечественного ученого Н.М. Розановой трактующей данную категорию следующим образом: «Под барьерами входа на рынок» понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие новым агентам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими участниками»3.
В свою очередь, немецкий экономист В. фон Вайцзеккер полагает, что входной барьер – это затраты производства, которые должна нести фирма, пытающаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже функционирующие на рынке. По мнению американского ученого М.Манна4, именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей на рынке дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных затрат и получать экономическую прибыль не только в краткосрочных, но и в долгосрочных периодах, что и будет обуславливать рыночную власть этих фирм.
Барьеры входа зачастую обусловлены особенностями рынка, такими как технология производства, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции и т.д.Важное значение имеют также барьеры входа связанные с международной конкуренцией или наоборот сужением географических границ.Исходя из вышеуказанной интерпретации исследуемого явления, выявим специфику ограничений на входе для фирм-новичков.
Так С. Лукьяновым предлагается
следующее видение сущности рыночных
барьеров входа: во-первых, новички
выполняют функцию
В рамках исследования обнаружено большое количество определений, которые целесообразнее обобщить в зависимости от научных концепций и представить следующем виде (табл.1).
Таблица 1.
Определение барьеров входа в рамках различных концепций теории отраслевых рынков
Научные концепции |
Определение отраслевых барьеров входа |
Структурное определение (Дж. Бейн) |
Факторы, позволяющие укоренившимся фирмам получать сверхприбыли без угрозы входа потенциальных новичков |
Определение Чикагской школы (Дж. Стиглер) |
Затраты производства, которые должна нести фирма, стремящаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже находящиеся в отрасли |
Нормативный подход (Ф. Вайцзеккер, Г. Демсец) |
Потребительские предпочтения и поведение потребителей как фактор «возведения» отраслевых барьеров входа |
Определение с позиции укоренившихся фирм (Р. Гильберг) |
Рента, получаемая благодаря функционированию фирмы в отрасли |
Контрактный подход (Р. Коуз), А. Алчиан, О. Уильямсон |
Факторы, высокий уровень трансакционных издержек деятельности фирмы в отрасли |
Подход с точки зрения интернализации преимуществ |
Идентичность факторов рыночной структуры, объясняющих существование мультинациональных корпораций и отраслевых барьеров входа. |
Источник: Лукьянов С. Отраслевые барьеры входа как важнейший инструмент политики ограничения конкуренции/ С. Лукьянов // Вопросы экономики.-2007.-№2.-С.103.
Исходя из таблицы, мы видим, разнообразие концепций, в рамках которых представлены различные подходы исследования барьеров входа.
Далее целесообразно выделить определения характеризующие рыночные ограничения на выходе. Так Н. Розанова под «барьерами выхода с рынка предлагает понимать любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности без серьезных экономических потерь»6. Барьеры выхода связаны главным образом со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности, такими как возможность диверсификации производства с использованием имеющегося сырья, технологий, оборудования; замкнутость и связанность технологических цепочек и др.
Рассмотрев определения барьеров входа и выхода на рынок перейдем к непосредственному исследованию природы этих ограничений связанных со спецификой отраслей.
Так, Н. Розанова в соответствии с классификацией Дж. Бейна, выделяет следующие виды отраслей и рынков указывающих на различия в барьерах: отрасли со свободным входом, отрасли с краткосрочными барьерами входа, отрасли с замедленным входом, отрасли с блокированным входом. Рассмотрим подробнее каждый из них.
В отраслях со свободным входом уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами; ценав отрасли устанавливается на уровне предельных издержек. Наблюдается свободное перемещение капитальных, финансовых и трудовых ресурсов.Данный тип рынков характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной; высокой мобильностью капитала; свободой приобретения различных ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесно.На подобных рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении издержек производства.
В отраслях с краткосрочными ограничениями, фирмы-старожилымогут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет предотвращения входа новых фирм на рынок в описываемом периоде. Однако преимущества старых фирм исчезают в долгосрочном периоде.На рынках данного типа отдельные функционирующие фирмы потенциально могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен в сравнении с издержками. Однако с точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее будет допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести издержки по возведению новых входных барьеров.
В противоположность этому на рынках третьего типа укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма). В отраслях с замедленным входом фирмы-старожилы обладают преимуществами перед новичками и ведут ценовую политику, препятствующую проникновению новых фирм на рынок, в результате чего старые фирмы получают положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде. Но с течением времени небольшое число новых конкурентов все же может появиться на рынке, так как рынок не является полностью изолированным для соперников.
На рынках четвертого типа – с блокированным входом, новые фирмы не могут попасть на рынок и в краткосрочном и в долгосрочном периодах, а следовательно, число фирм не изменяется на протяжении очень длительного времени7. На каждом из таких рынков обычно функционирует фирма – естественный монополист; а число участников рынка, стабильно.
Однако, большинство исследователей склоняются к выводу о том, - рынки первого и четвертого типов «в чистом виде» встречаются крайне редко и существуют главным образом как некая теоретическая абстракция, в связи с чем, главным объектом анализа отраслевых рынков являются рынки со сдерживаемым и предоставляемым входами8.
Также следует отметить, что входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на экономическую деятельность: первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок); вторые иногда служат преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке или просто продлевая ее пребывание на нем.
Итак, проведя исследования теоретических основ в области рыночных ограничений можно сделать следующие выводы. Данная проблематика получила заметное распространение со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований и связаны с работами таких ученых, как Дж. Бейн, Дж. Стиглер, В. фон Вайцзеккер, Н. Розанова и др.Благодаря работам этих ученыхбыли выявлены основные определения рыночных барьеров в рамках данного исследования, исход из которых можно говорить о противоречивости феномена «барьеров», так как данные ограничения могут привести: с одной стороны, к искажению межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов по сравнению с оптимальным с точки зрения общества; с другой стороны, - мотивировать усилия как функционирующих на рынке, так и стремящихся на него фирм к модернизации производства и повышению производительности труда.
Однако было отмечено, что барьеры входа и выхода могут различаться в зависимости от рыночных структур: отрасли со свободным входом, с краткосрочными издержками, с замедленным входом, с блокированным входом.В свою очередь каждому типу рыночных структур будет соответствовать своя барьерная классификация и типология, которая будет описана далее.