Барьеры входа/выхода на рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 14:12, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что барьеры входа/выхода на товарные рынки являются одними из основополагающих характеристик структуры любого рынка, а их наличие, в свою очередь, препятствует, а иногда делает просто невозможным появление фирм-новичков в данном сегменте. С другой стороны, благодаря подобного рода ограничениям, снижается уровень конкуренции для уже действующих фирм на рынке.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты определения барьеров входа и выхода нарынок……………………………………………………..……………………5
1.1. Природа и сущность рыночных барьеров………………………….….…. 5
1.2. Классификация отраслевых барьеров входа и выхода………………..11
Глава 2. Отраслевые рынки Волгоградской области барьеры и пути их «снижения»………………………………………………………………………17
2.1. Особенности развития отраслевых рынков Волгоградской области……17
2.2. Пути преодоления отраслевых барьеров на региональных рынках Волгоградской области………………...............................................................23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 93.86 Кб (Скачать)

 

1.2. Классификация отраслевых барьеров входа и выхода

 

Существующее многообразие рыночных ограничений требует их классификации в соответствии с разнообразными критериями. Подобная необходимость обусловлена сложностью понимания данной категории и обширностью исследования данного явления как такового.

В рамках данной проблематики выделяют две большие группы рыночных ограничений: нестратегические и стратегические барьеры. Рассмотрим каждую из выделенных групп более подробно.

Так к нестратегическим барьерам относятся «условия, находящиеся вне контроля фирм-сторожилов и объясняющие, почему входа фирм на новый рынок не происходит при цене вышнее предельных издержек»9. В свою очередь, нестратегические барьеры можно классифицировать в соответствии следующим критериям: емкость рынка; объем капитальных затрат (первоначальных инвестиций); абсолютное и относительное преимущества в издержках; административные барьеры; состояние инфраструктуры рынка; качество товара и репутация фирмы; криминальные барьеры.

Целесообразно рассмотреть  более подробно каждое из представленных  выше ограничений.

Первый выделенный барьер условно названный «емкость рынка» создает ограничения спроса. Пояснить этот факт можно с использованием понятий «резервной или отправной  цены» и «цены закрытия» рынка, то есть имеется ввидумаксимальная готовность потребителей платить за товар определенную отправную цену (при которой потребители начинают покупать товар) и цену закрытия рынка (при которой рынок перестает существовать).

Вторым выделенным критерием  является объем первоначальных затрат10, которые необходимы организациидля безубыточного производства в отрасли. К объему первоначальных инвестиций можно отнести издержки связанные со строительством нового или реконструкцией старого производства, освоением выпуска какого-либо нового товара, организацией сбытовой сети и непосредственной подготовкой персонала.

Третьим нестратегическим барьером были выделены «абсолютное и относительное  преимущества в издержках фирм старожилов». «Наличие абсолютного преимущества в издержках фирм-сторожилов по сравнению с потенциальными конкурентами означает, что функция затрат старой фирм при любом доступном объеме выпуска расположена ниже функции издержек новой фирмы»11. В свою очередь, абсолютные преимущества могут создавать за счет следующих факторов: доступ к более дешевым или более качественным источникам сырья и специфическим ресурсам, использование прошлых инноваций, использования опыта функционирования в отрасли.

Относительные же преимущества в издержках создаются за счет того факта, что фирмы производят больший объем выпуска, нежели фирмы  – потенциальные конкуренты. Поэтому, даже при «новой технологии производства и одинаковой функции издержек – средние издержки (издержки на единицу выпуска) у фирмы-старожила будут ниже, чем у потенциального новичка»12. Подобные преимущества в издержках возникают в результате положительного эффекта масштаба.

Следующим видом барьеров являются – административные, которые возникают вследствие регулирующей деятельности государства на различных уровнях административной (федеральной, региональной, местной)власти. Они включают в себя затраты фирм, которые связаны непосредственно с процедурой регистрации предприятий в виде денежных сумм, а также в виде времени, затрачиваемого на согласование необходимых инструкций с различными инстанциями. К данному типу ограничений относятся: лицензирование деятельности фирм, квотирование производства в каком-либо регионе (или в виде экспортно-импортных квот), усложненный порядок регистрации предприятий, экологические нормы деятельности фирм, ограничения использования земель, недр, запасов полезных ископаемых, наличие неформальных отношений между органами власти и фирмами13.

Далее нами было выделено «состояние инфраструктуры рынка», как один из видов нестратегических барьеров, которое в самом общем виде представляется в виде «наличие и степени развитости системы хранения товаров, а также транспортной системы в целом»14. Отсутствие эффективно функционирующих систем подобного рода препятствует проникновению на рынок новых фирм и формирует в конечном итоге достаточно замкнутый территориальный рынок.

Качество товара, как очередной  «ограничитель» рынка, служит барьером входа на рынок, при условии, что он «сопровождается эффектом репутации старой фирмы»15.

Последним из названых выше нестратегических барьеров является криминализация экономики, которая обуславливает  появление дополнительных издержек у фирмы «по налаживанию отношений  в криминальном мире»16.

Рассмотрев различные виды нестратегических барьеров перейдем к более подробному изучению барьеров связанных со стратегическими факторами. Представляется целесообразным отметить, тот факт, что данные виды ограничений создаются сознательной деятельностью фирм, нацеленной на предотвращение входа новичков на рынок и могут быть представлены барьерами следующего вида: ценообразование, ограничивающие вход; дополнительные инвестиции в оборудование; продуктовая дифференциация; долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями; репутация «жесткого» конкурента. Рассмотрим более подробно каждый из них.

Ценообразование можно рассматривать  с двух точек зрения: назначение цены на основе абсолютных (модель Бейна) или относительных (модель Модильяни) преимуществ в издержках. Первая из моделей основана на том, что фирма-старожил может назначить цену выше собственных средних издержек, но ниже средних издержек потенциального конкурента. Данная стратегия позволит старой фирме получать положительную прибыль и предотвратит вход новичков. Вторая модель, характеризуется относительными преимуществами в издержках, то  есть она имеет возможность выпускать такой объем продукции, который способен охватить весь рынок или оставить незначительную долю для потенциальных конкурентов. Однако вход на такой рынок для новой фирмы будет сопряжен с большими издержками выпуска17.

Стоит отметить, что стратегию  ценообразования очень сложно применять  практически, так как ее эффективность, прежде всего, зависит от точности оценки издержек старой и новой фирм одновременно. Кроме этого, большую роль играет величина новой фирмы, что будет  характеризовать ее способность  к ведению ценовой войны. Так, если «новичок» – крупный концерн, то, скорее всего, применение данной стратегии будет неэффективным в силу того, что данная фирма сможет выдерживать ценовую войну на протяжении длительного периода времени, и старой фирме будет целесообразнее «разделить» с ней рынок18.

Следующим видом стратегических барьеров являются дополнительные инвестиции в оборудование, которые представляют собой фактически «незагруженные мощности»19, которые при попытке входа на рынок новой фирмы могут быть активизированы с целью предотвращения появления на рынке новичка. Потенциальный конкурент, осознавая наличие незагруженных мощностей у участников рынка, скорее всего, предпочтет не рисковать и откажется от входа на него, тем самым данный барьер будет работать, даже без того, что он будет задействован в действительности.

Еще одним видом стратегических ограничений является дифференциация товара, которая представляет собой «эффект разнообразия»20 заключающийся в заполнении рынка товарами-субститутами старой фирмой. Выпуская большое количество товарных марок, уже зарекомендовавшая себя фирма, обеспечивает себе некую гарантию против наличия свободных ниш на данном рынке, именно данное обстоятельство препятствует проникновению новых фирм.

Существует еще один вид  стратегических барьеров, который был  обозначен как «долгосрочные  контракты с третьими лицами». Данное ограничение представляет собой препятствие, обусловленное устоявшимися контрактами с работниками и дилерами, поставщиками ресурсов и потребителями. Тем самым фирма-старожил максимально усложняет проникновение на рынок для потенциального конкурента, ввиду полного контроля первой над всей продуктовой цепочкой (поставка ресурсов и сбыт продукции).

Таким образом, обозначив понятие барьеров входа и выхода мы выделили стратегические и нестратегические барьеры, которые в свою очередь, можно разделять по соответствующим типам. Среди нестратегических барьеров были выделены следующие ограничения:емкость рынка; объем капитальных затрат (первоначальных инвестиций); абсолютное и относительное преимущества в издержках; административные барьеры; состояние инфраструктуры рынка; качество товара и репутация фирмы; криминальные барьеры. Стратегические барьеры можно представить в виде следующих рыночных препятствий для новичков: ценообразование, ограничивающие вход; дополнительные инвестиции в оборудование; продуктовая дифференциация; долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями; репутация «жесткого» конкурента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Отраслевые рынки Волгоградской области: барьеры и пути их «снижения»

 

2.1. Особенности  развития отраслевых рынков Волгоградской области

 

Барьеры входа на отраслевые рынки Волгоградской области  включают в себя: экономические барьеры; административные барьеры; барьеры, обусловленные  стратегией поведения действующих  хозяйствующих субъектов, а также  наличие вертикально интегрированных  структур и другие барьеры, согласно классификации, принятой Федеральной  антимонопольной службой Российской Федерации.

Охарактеризуем некоторые  барьеры входа на рынки в сферах электроэнергетики и топливно-энергетического  комплекса (ТЭК), связи, розничной торговли, строительства и социальной сфере. Рассмотрим их в названой последовательности.

Итак, сфера электроэнергетики  и ТЭК в целом по Волгоградской области является рынком с высокими уровнем концентрации, с неразвитой конкуренцией. Барьеры входа в эту отрасль достаточно высоки. К экономическим барьерам здесь можно отнести: необходимость соблюдения требований, в соответствии с которыми при переходе на обслуживание от поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках; высокую стоимость затрат на установление автоматизированной системы учета электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии; несвоевременную оплату покупаемой потребителями электроэнергии; наличие бездоговорного или безучетного потребления электроэнергии; необходимость крупных инвестиций для модернизации отрасли с целью повышения ее конкурентоспособности и т.д.

В данной отрасли следует  выделить также ряд административных барьеров. К примеру, в 2007 г. Правительство РФ приняло требование, о том, что очередной конкурс на право осуществление деятельности в качестве гарантирующего поставщика должен быть был проведен не ранее 2010 г.21

Похожая ситуация наблюдается  и на оптовом рынке электроэнергии. Уровень концентрации на этом рынке высок, однако отмечается рост производителей. К барьерам входа на рассматриваемый рынок следует отнести следующие экономические ограничения: необходимость значительных первоначальных вложений при длительных сроках их окупаемости; издержки выхода с рынка включающие инвестиции которые невозможно возместить при прекращении осуществлении деятельности; наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающие для экономических субъектов более высокие затраты на единицу продукции (эффект масштаба).

К административным ограничениям на данном рынке можно отнести: необходимость  получения лицензий, экологические  ограничения, трудности получения  земельных участков, получение статуса  субъекта оптового рынка22.

Перейдем к рассмотрению следующего рынка на территории Волгоградской  области, а именно рынка нефтепродуктов, охарактеризовать который в целом можно, как насыщенный. В области в целом нет дефицита автозаправочных станций и их месторасположение удобно для потребителей. В среднем на одну АЗС приходится 1633 единиц зарегистрированного транспорта. Характерной чертой рынка нефтепродуктов по данному региону является наличие вертикально-интегрированного хозяйствующего субъекта (ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка»). Данный рынок можно охарактеризовать как высококонцентрированный с неразвитой конкуренцией. Компания может действовать на рынке независимо от конкурентов, что дает ему возможность оказывать решающие влияние на цены и объемы реализации товаров данной отрасли.

Вследствие данной особенности, можно выделит следующие барьеры входа в отрасль: невозможность оптовых закупок нефтепродуктов независимой от собственника завода-производителя по отпускным ценам; риск дефицита топлива для обеспечения АЗС независимых от вертикально интегрированной нефтяной компании розничных продавцов; более высокие транспортные расходы независимых от Лукойла хозяйствующих субъектов на поставку нефтепродуктов из соседних регионов приводят к удорожанию товара; наличие на рынке ценового лидера.

В числе административных барьеров данной отрасли  ее участники  указывают на факты лоббирования органами власти интересов ООО «Лукойлнижневолжскнефтепродукт»23.

Информация о работе Барьеры входа/выхода на рынок