Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 17:12, курсовая работа
Цель работы: более глубокое изучение банковских гарантий как одних из самых важных инструментов исполнения договорных обязательств в международных коммерческих операциях, а также выявление особенностей, отличающих их от других средств обеспечения обязательств по сделке.
Введение…………………………………………………………………………с.4
1. Общее понятие банковской гарантии……………………………………....с.6
1.1. Правовая основа банковской гарантии, ее характерные черты
и функции…………………………………………………………………….….с.6
1.2. Виды банковских гарантий………………………………………………...с.9
2. Условия и порядок предоставления банковской гарантии……………….с.16
2.1. Оформление банковской гарантии……………………………………….с.16
2.2. Вступление в силу банковской гарантии и прекращение
прав по ней…………………………………………………………….с.19
2.3. Выдача банковских гарантий в Республике Беларусь……………….....с.22
Заключение…………………………………………………………………......с.26
Список использованных источников…………………………………………с.28
2.2.
Вступление в силу банковской
гарантии и прекращение
прав по ней.
Банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи, если иное не оговорено в тексте гарантии. Она считается выданной с момента вручения ее бенефициару. Гарантии передаются при сопроводительном письме клиентам, давшим поручение на их выдачу для последующей передачи бенефициару, или направляются ему непосредственно через иностранный банк. Выданная в пользу иностранного банка гарантия, как правило, посылается непосредственно в его адрес с просьбой подтвердить ее получение, а копия этой гарантии передается клиенту, давшему поручение на ее выдачу. Если банковская гарантия передается бенефициару посредством электронного документа, она считается выданной с момента передачи ее предприятию связи либо ввода электронного документа в информационную систему отправителя.
По мере исполнения договора производится уменьшение суммы договорной гарантии, если это соответствует условиям гарантии. Аналогично производится уменьшение суммы контргарантии уполномоченного банка при условии соответствующего подтверждения иностранного банка-гаранта.
В силу сложившихся обстоятельств может встать вопрос о продлении срока действия (пролонгации) гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действии гарантии не достигнуто, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы для давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу автономного характера его обязательства, принципал может оказаться в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе партнеров. [5, с. 153]
При
возникновении указанных в
При получении требования бенефициара о платеже по банковской гарантии гарант должен не позднее следующего рабочего дня уведомить принципала о поступившем требовании и передать ему копии требования и сопровождающих документов.
Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами и установить, соответствуют ли требование и приложенные к нему документы условиям банковской гарантии.
Гарант в течение семи рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем получения требования бенефициара о платеже и сопровождающих его документов, рассматривает требование и сопровождающие его документы, принимает решение о платеже и совершает платеж по банковской гарантии либо, в случае отказа от осуществления платежа, направляет уведомление об этом бенефициару, если в банковской гарантии не предусмотрен более короткий срок. [6, с. 56]
При этом решающим является не выяснение вины принципала, не анализ отношений, сложившихся между принципалом и бенефициаром и пр., а формальное соответствие требования бенефициара и приложенных к нему документов условиям гарантии. Копия такого требования передается принципалу, по поручению которого была выдана гарантия. Если в течение установленного срока он не представит мотивированные возражения по существу требования, то платеж в счет гарантии производится в каждом отдельном случае с разрешения руководителя уполномоченного банка или его заместителя.
Отказ в удовлетворении требования возможен только в двух случаях:
а) требование либо
б) требование и (или) документы, которые должны к нему прилагаться, представлены по окончании определенного в гарантии срока.
Об отказе удовлетворить требование бенефициара гарант должен немедленно уведомить бенефициара.
Порядок разрешения споров, связанных с реализацией гарантии, может быть включен в текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные правила 1992 г. Предусматривают, что любой спор между гарантом и бенефициаром или банком-гарантом и банком-эмитентом (в случае контргарантии) будет рассматриваться в суде той страны, где находится центр деловой активности гаранта или эмитента. Если же гарант или эмитент имеют несколько таких центров, то спор подлежит разбирательству в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или конргарантию. [5, с. 155]
Прекращается банковская гарантия по общим основаниям прекращения обязательств либо по специальным основаниям:
1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, т. е. надлежащим исполнением обязательства;
2)
окончанием определенного в
3)
вследствие отказа бенефициара
от своих прав по гарантии.
Такой отказ может быть
Порядок изменения условий гарантий, выдаваемых уполномоченными банками, определяется их внутренними инструкциями.
Платежные гарантии, а также договорные гарантии, по которым не было предъявлено требование, снимаются с учета в течение 10 дней, следующих за месяцем, в котором срок действия гарантии истек в соответствии с ее условиями, без извещения бенефициара. Все иные гарантии уполномоченного банка снимаются с учета после их возврата ему или после получения сообщения бенефициара об освобождении его от обязательств по гарантии. В этих целях работник банка после истечения срока действия гарантий направляет бенефициару письмо с просьбой вернуть гарантию или подтвердить освобождение уполномоченного банка от обязательств по гарантии.
В
случае если в течение шести месяцев
после запроса гарантия не будет
возвращена или не поступит подтверждение
бенефициара об освобождении уполномоченного
банка от обязательств по ней, снятие
с учета такой гарантии производится
по заключению договорно-правового отдела.
Одновременно со снятием с учета гарантии
уполномоченного банка производится снятие
с учета контргарантий иностранных банков
и обязательств организации разового
характера. [4, с. 311-314]
2.3.
Выдача банковских гарантий
в Республике Беларусь
В белорусском законодательстве в настоящее время вопросы, связанные выдачей банковских гарантий, определены Гражданским кодексом (гл.23 «Обеспечение исполнения обязательств»), и Банковским кодексом (гл. 20 «Банковские гарантии»).
Отличительной особенностью правового регулирования банковских гарантий в белорусском законодательстве является его диспозитивность, означающая возможность отступления от содержания правовых норм по соглашению сторон. [5, с. 147]
Банковский кодекс Республики Беларусь определяет банковскую гарантию как одностороннее обязательство гаранта, выданное в пользу бенефициара, не зависимое от отношений принципала и бенефициара по основному договору, так и от условий соглашения между принципалом и самим гарантом. [ст. 168 БК]
Закон
устанавливает безотзывность
В
ст.168 БК Республики Беларусь независимость
банковской гарантии трактуется расширительно,
не только в части основного договора,
но и в части последующих
В БК республики Беларусь можно отметить шесть случаев, когда проявляется независимость банковской гарантии:
Согласно части третьей ст. 167 БК Республики Беларусь банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность внутренней банковской гарантии, а лишает бенефициара права ссылаться на свидетельские показания, оставляя за ним право приводить другие доказательства. Вместе с тем несоблюдение письменной формы международной банковской гарантии влечет ее недействительность. [п.1, 3 ст. 163 ГК]
Белорусские банки выдают платежные и договорные гарантии: по поручению фирм-клиентов – в пользу иностранных бенефициаров; по поручению иностранных банков – в пользу отечественных бенефициаров.
Банковская
гарантия – универсальный инструмент,
который может использоваться как
при осуществлении
Многие
банки Республики Беларусь благодаря
своей хорошей репутации могут
выдавать гарантии. Так, например, банковские
гарантии, выдаваемые ОАО «БПС-Банк» являются
надежным способом обеспечения обязательств
клиента при проведении внешнеторговых
операций. Благодаря своей положительной
международной репутации и длительному
опыту работы в данной сфере Банк имеет
возможность оказывать полный комплекс
услуг по выдаче банковских гарантий напрямую
иностранным компаниям, а также обеспечивать
выдачу гарантий иностранными банками
на непокрытой основе под контргарантии
ОАО «БПС-Банк». При этом комиссия банка
за выдачу гарантии составляет 1-3% от стоимости
основного договора. [13]
Операции
по банковским гарантиям
и поручительствам
ОАО «БПС-Банк»
- не связанных с увеличением суммы гарантии, продлением срока действия гарантии - 40$
- связанных с увеличением суммы гарантии, продлением срока действия гарантии - 60$
ОАО «БПС-Банк» осуществляет выдачу следующих типов банковских гарантий:
Информация о работе Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей