Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: более глубокое изучение банковских гарантий как одних из самых важных инструментов исполнения договорных обязательств в международных коммерческих операциях, а также выявление особенностей, отличающих их от других средств обеспечения обязательств по сделке.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………с.4
1. Общее понятие банковской гарантии……………………………………....с.6
1.1. Правовая основа банковской гарантии, ее характерные черты
и функции…………………………………………………………………….….с.6
1.2. Виды банковских гарантий………………………………………………...с.9
2. Условия и порядок предоставления банковской гарантии……………….с.16
2.1. Оформление банковской гарантии……………………………………….с.16
2.2. Вступление в силу банковской гарантии и прекращение
прав по ней…………………………………………………………….с.19
2.3. Выдача банковских гарантий в Республике Беларусь……………….....с.22
Заключение…………………………………………………………………......с.26
Список использованных источников…………………………………………с.28

Работа содержит 1 файл

курсовая по КРО Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей.docx

— 75.61 Кб (Скачать)

     2.2. Вступление в силу банковской гарантии и прекращение прав по ней. 

     Банковская  гарантия вступает в силу со дня  ее выдачи, если иное не оговорено в  тексте гарантии. Она считается выданной с момента вручения ее бенефициару. Гарантии передаются при сопроводительном письме клиентам, давшим поручение на их выдачу для последующей передачи бенефициару, или направляются ему непосредственно через иностранный банк. Выданная в пользу иностранного банка гарантия, как правило, посылается непосредственно в его адрес с просьбой подтвердить ее получение, а копия этой гарантии передается клиенту, давшему поручение на ее выдачу. Если банковская гарантия передается бенефициару посредством электронного документа, она считается выданной с момента передачи ее предприятию связи либо ввода электронного документа в информационную систему отправителя.

     По  мере исполнения договора производится уменьшение суммы договорной гарантии, если это соответствует условиям гарантии. Аналогично производится уменьшение суммы контргарантии уполномоченного банка при условии соответствующего подтверждения иностранного банка-гаранта.

     В силу сложившихся обстоятельств  может встать вопрос о продлении  срока действия (пролонгации) гарантии. В случае непрямой гарантии необходимым условием такого продления является согласие банка-гаранта или банка-эмитента. Если бенефициар требует продления срока действия гарантии в качестве альтернативы предъявлению платежного требования, гарант должен немедленно информировать об этом принципала, отложив выплату гарантийной суммы до достижения соглашения между бенефициаром и принципалом. Если же соглашение о продлении срока действии гарантии не достигнуто, то гарант обязан произвести выплату гарантийной суммы. В этом и заключается опасность гарантий по первому требованию. Недобросовестный контрагент-бенефициар может использовать свое право требования выплаты гарантийной суммы для давления на принципала. Поскольку банк-гарант обязан платить в силу автономного характера его обязательства, принципал может оказаться в затруднительном положении. Такой вариант возможного развития событий следует учитывать при выборе партнеров. [5, с. 153]

     При возникновении указанных в банковской гарантии условий бенефициар вправе потребовать от банка-гаранта уплаты денежной суммы, на которую выдана гарантия, или ее части. В требовании, заявляемом в письменной форме, бенефициар должен указать, чем именно принципал нарушил основное обязательство, в обеспечение которого выдана гарантия. К нему прилагаются указанные в гарантии документы. Требования, предъявленные по выданным уполномоченным банком гарантиям, рассматриваются руководством соответствующего подразделения банка совместно с договорно-правовым отделом.

    При получении требования бенефициара  о платеже по банковской гарантии гарант должен не позднее следующего рабочего дня уведомить принципала о поступившем требовании и передать ему копии требования и сопровождающих документов.

    Гарант  должен рассмотреть требование бенефициара  с приложенными к нему документами  и установить, соответствуют ли требование и приложенные к нему документы  условиям банковской гарантии.

    Гарант  в течение семи рабочих дней, начиная  со дня, следующего за днем получения  требования бенефициара о платеже  и сопровождающих его документов, рассматривает требование и сопровождающие его документы, принимает решение  о платеже и совершает платеж по банковской гарантии либо, в случае отказа от осуществления платежа, направляет уведомление об этом бенефициару, если в банковской гарантии не предусмотрен более короткий срок. [6, с. 56]

    При этом решающим является не выяснение вины принципала, не анализ отношений, сложившихся между принципалом и бенефициаром и пр., а формальное соответствие требования бенефициара и приложенных к нему документов условиям гарантии. Копия такого требования передается принципалу, по поручению которого была выдана гарантия. Если в течение установленного срока он не представит мотивированные возражения по существу требования, то платеж в счет гарантии производится в каждом отдельном случае с разрешения руководителя уполномоченного банка или его заместителя.

     Отказ в удовлетворении требования возможен только в двух случаях:

       а) требование либо приложенные  к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

     б) требование и (или) документы, которые должны к нему прилагаться, представлены по окончании определенного в гарантии срока.

     Об  отказе удовлетворить требование бенефициара гарант должен немедленно уведомить бенефициара.

     Порядок разрешения споров, связанных с реализацией  гарантии, может быть включен в  текст гарантии в качестве отдельного самостоятельного условия. Унифицированные  правила 1992 г. Предусматривают, что  любой спор между гарантом и бенефициаром или банком-гарантом и банком-эмитентом (в случае контргарантии) будет рассматриваться  в суде той страны, где находится  центр деловой активности гаранта  или эмитента. Если же гарант или  эмитент имеют несколько таких  центров, то спор подлежит разбирательству  в компетентном суде той страны, где находится филиал, выдавший гарантию или конргарантию. [5, с. 155]

     Прекращается банковская гарантия по общим основаниям прекращения обязательств либо по специальным основаниям:

     1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия, т. е. надлежащим исполнением обязательства;

     2) окончанием определенного в гарантии  срока; 

     3) вследствие отказа бенефициара  от своих прав по гарантии. Такой отказ может быть совершен  либо путем ее возвращения  бенефициаром, либо путем письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств. Отказ бенефициара от своих прав по гарантии может быть следствием прощения долга, но чаще обусловлен иными причинами.

     Порядок изменения условий гарантий, выдаваемых уполномоченными банками, определяется их внутренними инструкциями.

     Платежные гарантии, а также договорные гарантии, по которым не было предъявлено требование, снимаются с учета в течение 10 дней, следующих за месяцем, в котором  срок действия гарантии истек в соответствии с ее условиями, без извещения бенефициара. Все иные гарантии уполномоченного банка снимаются с учета после их возврата ему или после получения сообщения бенефициара об освобождении его от обязательств по гарантии. В этих целях работник банка после истечения срока действия гарантий направляет бенефициару письмо с просьбой вернуть гарантию или подтвердить освобождение уполномоченного банка от обязательств по гарантии.

     В случае если в течение шести месяцев  после запроса гарантия не будет  возвращена или не поступит подтверждение  бенефициара об освобождении уполномоченного  банка от обязательств по ней, снятие с учета такой гарантии производится по заключению договорно-правового отдела. Одновременно со снятием с учета гарантии уполномоченного банка производится снятие с учета контргарантий иностранных банков и обязательств организации разового характера. [4, с. 311-314] 

     2.3. Выдача банковских гарантий в Республике Беларусь 

     В белорусском законодательстве в  настоящее время вопросы, связанные  выдачей банковских гарантий, определены Гражданским кодексом (гл.23 «Обеспечение исполнения обязательств»), и Банковским кодексом (гл. 20 «Банковские гарантии»).

     Отличительной особенностью правового регулирования  банковских гарантий в белорусском  законодательстве является его диспозитивность, означающая возможность отступления  от содержания правовых норм по соглашению сторон. [5, с. 147]

     Банковский  кодекс Республики Беларусь определяет банковскую гарантию как одностороннее  обязательство гаранта, выданное в  пользу бенефициара, не зависимое от отношений принципала и бенефициара  по основному договору, так и от условий соглашения между принципалом  и самим гарантом. [ст. 168 БК]

     Закон устанавливает безотзывность банковской гарантии  и непередаваемость прав по ней, однако стороны в гарантийном  соглашении могут предусмотреть  иное. [ст. 169, 170 ГК]

     В ст.168 БК Республики Беларусь независимость  банковской гарантии трактуется расширительно, не только в части основного договора, но и в части последующих соглашений гаранта и принципала.

     В БК республики Беларусь можно отметить шесть случаев, когда проявляется  независимость банковской гарантии:

  1. она может вступить в силу в иные сроки, нежели основное обязательство; [ст. 171 БК]
  2. срок ее исполнения может и не совпадать со сроком исполнения основного обязательства; [ст. 177 БК]
  3. она может быть прекращена и вследствие отказа бенефициара от своих прав; [ст. 177 БК]
  4. у гаранта есть самостоятельные основания для прекращения гарантии; [ст. 175 БК]
  5. изменение основного обязательства не создает правовых последствий для гаранта;
  6. никакие дополнительные соглашения гаранта и принципала не создают правовых последствий для бенефициара. [ст. 168 БК]
 

     Согласно  части третьей ст. 167 БК Республики Беларусь банковская гарантия должна быть выдана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность внутренней банковской гарантии, а лишает бенефициара права ссылаться на свидетельские показания, оставляя за ним право приводить другие доказательства. Вместе с тем несоблюдение письменной формы международной банковской гарантии влечет ее недействительность. [п.1, 3 ст. 163 ГК]

     Белорусские банки выдают платежные и договорные гарантии: по поручению фирм-клиентов – в пользу иностранных бенефициаров; по поручению иностранных банков – в пользу отечественных бенефициаров.

     Банковская  гарантия – универсальный инструмент, который может использоваться как  при осуществлении международной  деятельности, так и внутри Республики Беларусь. Гарантия может быть использована как предприятиями, осуществляющими  импорт товаров, так и экспортерами. Использование банковских гарантий как инструмента внешнеторгового финансирования позволяет  предприятиям привлекать авансовые платежи по экспорту, участвовать в международных тендерах, получать более выгодные    условия расчетов   по   импортным   контрактам,   снижает риски по внешнеторговым контрактам и стоимость финансирования внешнеэкономических операций. Банковские гарантии также широко используются для оптимизации хозяйственных операций, осуществляемых внутри Республики Беларусь.

     Многие  банки Республики Беларусь благодаря  своей хорошей репутации могут  выдавать гарантии. Так, например, банковские гарантии, выдаваемые ОАО «БПС-Банк» являются надежным способом обеспечения обязательств клиента при проведении внешнеторговых операций. Благодаря своей положительной  международной репутации и длительному опыту работы в данной сфере Банк имеет возможность оказывать полный комплекс услуг по выдаче банковских гарантий напрямую иностранным компаниям, а также обеспечивать выдачу гарантий иностранными банками на непокрытой основе под контргарантии ОАО «БПС-Банк». При этом комиссия банка за выдачу гарантии составляет 1-3% от стоимости основного договора. [13] 

     Операции  по банковским гарантиям  и поручительствам ОАО «БПС-Банк» 

  • Авизование  гарантий других банков - 40$
  • Подтверждение подлинности гарантий, изменений к гарантиям - 40$
  • Авизование изменений в гарантию:

     - не связанных с увеличением  суммы гарантии, продлением срока действия гарантии - 40$

     - связанных с увеличением суммы  гарантии, продлением срока действия гарантии - 60$

  • Внесение изменения в банковскую гарантию, не связанное с продлением срока ее действия  и/или увеличением суммы - 40$
  • Внесение изменения в поручительство, не связанное с продлением срока его действия  и/или увеличением суммы - 40$
  • Обработка документов по каждому платежу по выданной либо полученной гарантии - 40$
  • Обработка документов по каждому платежу по выданному либо полученному поручительству - 40$
  • Направление требования платежа клиента - бенефициара по гарантии в банк-гарант - 60$
  • Обработка, проверка, отсылка документов по требованию платежа по банковской гарантии - 100$. [13]
 

     ОАО «БПС-Банк» осуществляет выдачу следующих  типов банковских гарантий:

  • тендерные гарантии
  • платежные гарантии
  • гарантии исполнения
  • гарантии обеспечения кредита
  • гарантии возврата аванса
  • таможенные гарантии
  • гарантии в пользу Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП)

Информация о работе Банковские гарантии в системе международных расчетов и платежей