Банковская система и ее функции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Первая глава рассматривает банковскую систему, ее функции, структуру и механизм функционирования. Во второй главе работы рассматриваются особенности развития банковской системы Республики Беларусь.
При написании данной курсовой работы использовались такие информационные ресурсы: как Банковский кодекс Республики Беларусь 25 октября 2000 г. № 441-З; Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь; Официальный сайт ассоциации белорусских банков; Официальный сайт Министерства статистики и анализа; Специальная литература по макроэкономике и банковскому делу.
1.Общая характеристика банковской системы

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Общая характеристика банковской системы 5
1.1 Понятие банковской системы 5
1.2 Сущность и основные функции коммерческих банков 8
1.3 Операции, проводимые коммерческими банками 10
2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь 16
2.1 История банковской системы Республики Беларусь. 16
2.2 Структура банковской системы Республики Беларусь 18
2.3 Практика предоставления банковских кредитов в
Республике Беларусь 25
3. Основные проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

Работа содержит 1 файл

Банковская система(курсовая) 3.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

На основе финансового лизинга можно отчасти разрешить обострившуюся проблему недостатка окупаемых инвестиционных проектов на условиях инвестиционных кредитов, что влечет за собой неиспользование имеющейся у банков иностранной валюты. Поэтому представляется необходимым создать механизм отбора эффективных окупаемых инвестиционных проектов для их финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга. Таким образом, идея создания фонда поддержки инвестиций заслуживает одобрения. Национальный банк был бы заинтересован в разработке Банком развития такого проекта. Однако такой проект должен опираться на параллельное системное решение по созданию инвестиционных, пенсионных, страховых и иных фондов, т.е. путем расширения емкости фондового рынка и инвестиционного использования его ресурсов.

В банковской системе  Беларуси существуют некоторые структурные  проблемы, обусловленные общей направленностью  политики в отношении финансового  сектора. Как отмечают эксперты МВФ, кроме того, что время от времени ощущается нехватка ликвидности в банковской системе, временами резервы нескольких банков оказываются ниже требуемого уровня, прибыльность банков является низкой, а межбанковский рынок недостаточно развит. Поэтому вопросы стабильности банков могут быстро стать причиной для беспокойства.

Почти половина всех активов  банковской системы размещена в  форме кредитов юридическим лицам, большинство из которых представляют собой нерентабельные и убыточные  предприятия государственного сектора.

Банковская система  Беларуси располагает ресурсами на сумму немногим более полутора триллионов новых (деноминированных) рублей, что составляет всего лишь около четверти ожидаемого годового объема ВВП в текущих ценах. Очевидно, что, располагая столь ограниченными средствами, банковская система практически не могла нормально обслуживать расчетно-кассовый и кредитный процесс в реальном секторе.

Под влиянием постоянного  понижения обменного курса белорусского рубля устойчивую тенденцию к  снижению в ресурсной базе банков имели в валютном исчислении и сбережения населения, которые не были компенсированы приростом средств на счетах юридических лиц .

 Вместе с тем,  следует отметить, что при недостаточном  приросте номинального объема  кредитных вложений в экономику,  сумма просроченных и сомнительных к погашению кредитов, особенно - валютных, выросла за анализируемый период по удельному весу в выданных кредитах почти в полтора раза и превышает все допустимые нормы.

Также можно констатировать, что понижение обменного курса  белорусского рубля и постоянный рост цен, привели к резкому ухудшению финансового состояния белорусских предприятий и населения.

В Беларуси высокая концентрация рынка финансовых услуг и доминирование государственного банковского капитала. Это обеспечивает крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать выгодные для себя цены, но дестабилизирует условия конкуренции и может привести к недооценке кредитного риска и неготовности повышать премию за риск. Влияние государства на принятие кредитных решений может оказывать пагубное воздействие на качество активов и эффективность банковской системы. Но улучшение динамики государственного платежного баланса и бюджета страны в определенной степени снижает давление на кредитную политику банков.

Сравнительно небольшие размеры банковской системы и растущий спрос на кредитные ресурсы объясняют то, что банковская система по темпам роста опережает экономику. Банки остаются основными финансовыми посредниками из-за общей неразвитости рынков капитала. Однако, по сравнению с некоторыми другими странами с развивающейся экономикой, уровень финансового посредничества в Беларуси невелик. Это означает, что существует значительный потенциал роста, который может быть реализован в отсутствие каких-либо неблагоприятных политических или экономических препятствий.

Размер белорусской  банковской системы указывают на то, что через нее проходят небольшие  по объемам денежные потоки, что  обусловлено культурой наличных расчетов и невысоким уровнем  доверия населения. Не удается разорвать  порочный круг: инвестиций не хватает, а возможности кредитования ограничены. Быстрый рост внутреннего кредитования может также угрожать стабильности банков, учитывая слабую эффективность систем кредитной защиты.

Относительная слабость экономики страны ограничивает возможности кредитования для национальных банков. Недостаточная диверсификация экономики становится причиной высокой концентрации бизнеса - это одна из серьезнейших проблем банков.

Таким образом, несмотря на определенные позитивные сдвиги, белорусские банки подвергаются серьезным потенциальным рискам. Существует необходимость в проведении структурных реформ и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем.

Ключевая проблема развития банковской системы Республики Беларусь, которая должна найти свое отражение в обновленном банковском законодательстве страны - это упорядочение ее государственного регулирования на основе имеющегося опыта развитых стран.

В разные периоды экономического развития в каждой конкретной стране методы государственного регулирования деятельности банковских учреждений существенно различаются. Тем не менее, их можно сгруппировать по следующим основным формам:

1) прямое государственное управление, включающее национализацию части банковских учреждений, правительственные назначения на руководящие должности в коммерческих банках и государственную регламентацию деятельности финансово-кредитных учреждений;

2) государственное участие в уставном капитале банков;

3) государственное регулирование деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений;

4) регулирование путем заключения специальных соглашений правительства с банками по поводу осуществления совместных экономических программ.

В настоящее время существует два основных направления государственного регулирования деятельности коммерческих и иных банков: сокращение прямого вмешательства и переход к регулированию деятельности банков путем установления специальных нормативов и ограничений, обеспечивающих надежность и безопасность функционирования банков.

В рамках этих основных направлений  развития банковской деятельности в  последние годы можно выделить несколько  специфических тенденций:

1) концентрация банковской деятельности в относительно небольшом количестве крупных банков при сохранении конкуренции между ними;

2) сохранение и развитие специализации банковской деятельности при одновременном повышении их универсальности;

3) расширение спектра парных банковских учреждений, оказывающих серьезную конкуренцию чисто банковским учреждениям;

4) постепенное сокращение прямого присутствия государства в уставных капиталах коммерческих банков и переход преимущественно к экономичным методам регулирования банковской деятельности;

5) повышение регулирующей роли центральных банков и их независимости от исполнительной власти.

В этой связи совершенствование  банковской системы предполагает создание целенаправленной нормативной основы действий по трем главным направлениям: институциональному, финансовому и  организационному.

К институциональным  относятся:

1. Антиинфляционная политика, без которой любое наращивание  финансовых ресурсов для кредитования  реального сектора в национальной  денежной единице является экономически  бесполезным.

2. Современная валютная  политика, смысл которой состоит в привлечении и распределении валютных ресурсов в соответствии с реальной рублевой платежеспособностью и валютной окупаемостью каждого из предприятий, независимо от сферы деятельности.

3. Соответствующая политика  в сфере отношений собственности на средства производства, в соответствии с которой, любой без исключения заемщик, должен быть в состоянии нести полную материальную ответственность за привлечение, использование и возврат заемных средств.

Мероприятия финансового  характера:

1. Снижение нормы обязательного резервирования до 3-5%.

2. Снятие всех ограничений  на покупку банками валюты  на внутреннем рынке для инвестиционных  целей.

3. Ужесточение контроля над нелегальным вывозом валюты из страны.

4. Привлечение иностранного  капитала за счет продажи пакетов акций коммерческих банков.

5. Проведение комплекса  работ на общегосударственном  уровне для получения Беларусью страхового кредитного рейтинга.

6. Ограничение числа  коммерческих банков, имеющих генеральную  лицензию, на проведение валютных  операций, покупку-продажу наличной валюты, привлечение валютных депозитов домашних хозяйств и предприятий, а также обслуживание иностранных кредитных линий.

7. Отказ со стороны  государства от финансирования  государственных программ за  счет кредитной эмиссии Национального банка и переход к их кредитованию.

8. Введение жесткой  зависимости процентных ставок  по срочным депозитам и краткосрочным  кредитам в национальной валюте  от уровня инфляции в годовом  исчислении. Так как снижение  процентных ставок может быть  следствием только снижения инфляции.

9. Развитие факторных операций и лизингового кредитования, связанных с минимальным залогом.

10. Ужесточение контроля над исполнением залоговых требований по просроченным кредитам банков государственными предприятиями.

Мероприятия организационного характера:

1. Мероприятия по укрупнению коммерческих банков путем повышения нормативов минимального уставного и собственного капиталов, так как большинство небольших банков практически не участвуют в кредитовании реального сектора экономики в силу своей маломощности и зарабатывают деньги исключительно на финансовых рынках.

2. Разделение функций эмиссионного банка и органа надзора за деятельностью коммерческих банков в Национальном банке. Это обусловлено тем, что центральный банк, активно участвующий в экономике, несет ответственность за их платежеспособность и не может беспристрастно выполнять контроль за безопасным и ликвидным состоянием каждого банка. Эти функции, как это практикуется в развитых странах, лучше передать самостоятельному подразделению - Банковскому комитету при Совете Министров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в настоящее  время ведущие банки и банковские системы мира уже не являются просто финансовыми институтами, они принимают  активное участие во внешней и внутренней политике, оказывают огромное влияние на формирование экономической мощи страны. Успехи банковских систем Запада объясняются правильной политикой руководителей, использованием прогрессивных банковских технологий, обильным привлечением иностранного капитала, как в банковские структуры, так и в целом в экономику. Беларуси также следует проводить более активную политику по привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор. Для их привлечения в экономику и банковскую систему в частности, необходимо улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, обеспечить более благоприятные налоговые условия для иностранного капитала, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета. Одним из шагов развития банковской системы РБ должно также стать усовершенствование банковского законодательства.

В своем развития банковская система Республики Беларусь прошла несколько этапов: этап бурного экстенсивного  роста, когда развитие системы происходило  в основном за счет увеличение количества банков; этап интенсивного роста, когда банки стремились к диверсификации предлагаемых банковских услуг, максимизации удовлетворения клиентов и когда происходила ликвидация созданных ранее маломощных банков; современный этап развития банковской системы, для которого характерно доминирование группы крупнейших банков, во главе с Национальным банком и зрелая и последовательная политика в данной сфере.

При условии положительной  динамики развития экономики РБ, осуществления необходимых структурных преобразований можно прогнозировать тенденции к наращиванию капитала банков. Динамика совокупного капитала банковской системы будет в значительной степени зависеть от эффективности мер по реструктуризации проблемных банков и ликвидации банков, не имеющих перспектив для дальнейшего продолжения деятельности.

Информация о работе Банковская система и ее функции в рыночной экономике