Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………5
1 Теоретические основы методики аудиторской проверки расчетов по оплате труда……………………………………………………………….………7
1.1 Нормативная база по проведению аудиторской проверки соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда………………………7
1.2 Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета проверяемого объекта и типичные ошибки, которые выявляют в ходе проверки………………………………….………...…………10
1.3. Учет расчетов по оплате труда с использованием информационных технологий……………………………………………………………………….12
2. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда…………..16
2.1 Методика проверки……………………………………………………...16
2.2 Аудит расчетов по заработной плате………………………………….18
2.3 Аудит удержаний и вычетов из заработной платы…………………...21
Заключение…………………………………………………………………..26
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

Аудит.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

   - НДФЛ;

   - исполнительных листов;

   - прочих удержаний.

   5. Аналитический учет по работающим (по видам начислений и удержаний):

   - ведутся ли расчетно-платежные  ведомости по аналитическому  учету;

   - ведутся ли лицевые счета;

   - организовано ли архивное хранение  документов по аналитическому  учету с работающими;

   - применяются ли ПК для ведения аналитического учета.

   6. Сводные расчеты по заработной плате, расчет налогооблагаемой базы с ФОТ, учет налогов и платежей с ФОТ:

   - ведется ли на предприятии  сквозная нумерация расчетно-платежных  ведомостей;

   - сопоставляются ли начисления  на оплату труда с данными  отчетов по социальному, медицинскому страхованию и пенсионному фонду;

   - применяются ли ПК для сводных расчетов по оплате труда;

   - имеются ли на предприятии  задержки с расчетами и выплатами  по оплате труда.

   7. Расчеты по депонированной заработной  плате:

   - ведется ли на предприятии  книга учета депонированной заработной платы;

   - производится ли отнесение депонированных  сумм на сч. 91 «Прочие доходы  и расходы» по истечении срока  исковой давности;

   -применяются  ли ПК для расчетов по депонированной  заработной плате.

     Типичными ошибками, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, являются следующие:

   - отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств (положений, приказов, распоряжений и др.);

   - ошибки при начислении выплат по среднему заработку (отпускных, по временной нетрудоспособности и др.);

   - ненадлежащее ведение учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождение между данными аналитического и синтетического учета и т. п.);

   - неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения их на виновных лиц. [12, с. 73] 

   1.3 Учет расчетов по оплате труда с использованием информационных технологий

   Подсистема  расчета заработной платы, входящая в состав "1С:Бухгалтерии 8.0", предназначена для автоматического расчета начислений и удержаний в соответствии с утвержденными правилами.

   В "1С:Бухгалтерии 8.0" ведется учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству. При этом внутреннее совместительство поддерживается опционально. Обеспечивается формирование унифицированных форм по труду.

   При выполнении расчетов учитывается наличие  на предприятии:

   - инвалидов;

   - налоговых нерезидентов.

   В информационной базе хранятся сведения, необходимые для периодических  расчетов заработной платы и связанных  с ней налогов и сборов, в  частности, сведения о работниках предприятия. Для удобства использования эти  сведения разделены в информационной базе на следующие две категории:

   - сведения о физических лицах,

   - служебная информация о работниках  предприятия.

   К первой категории относятся те сведения о работнике, которые никак не связаны с его должностными обязанностями: паспортные и регистрационные данные, место жительства и др. Ко второй категории отнесены сведения, связанные с выполнением работником конкретных должностных обязанностей: место работы и должность, условия оплаты труда и др.

   Подобное  разделение сведений о работниках не создает никаких неудобств при их использовании, но в то же время исключает необходимость повторного ввода информации о работнике как о физическом лице в случае регистрации его повторного приема на работу в качестве совместителя.

   Первоначально сведения о работнике вводятся в информационную базу документом оформления его приема на работу. [9, с. 15]

   Прием на работу в организацию проводится с соблюдением ограничений, вытекающих из трудового законодательства Российской Федерации: одно и то же физическое лицо может быть оформлено работником нескольких организаций информационной базы, но основное место работы у него может быть лишь в одной из них; в других же организациях работник должен быть оформлен как внешний совместитель. Работник может быть принят на работу в ту же организацию второй раз, но уже как внутренний совместитель.

   Изменения сведений о работнике — кадровые перемещения, новые условия оплаты труда, увольнение работника — также  вводятся документами.

   В программе регистрируется все изменения  для каждого работника в регламентированном кадровом учете: прием на работу и служебные перемещения, вплоть до увольнения.

   Аналитический отчет по работникам предоставляет  возможность сформировать разнообразные  списки работников организации, отобранные и сгруппированные по различным  критериям.

   Ведение воинского учета в конфигурации организовано в соответствии с действующими нормативными документами. В конфигурацию включены следующие отчеты, которые  представляются организациями военкоматам  либо по запросам, либо на регулярной основе:

   - данные для постановки на учет в военкомате;

   - численность граждан запаса;

   - список граждан, подлежащих постановке  на воинский учет;

   - список принятых и уволенных  военнообязанных;

   - список юношей 15–16 лет;

   - список для первоначальной постановки  юношей на воинский учет;

   - список принятых и уволенных  призывников.

   Начисление  и выплата зарплаты "1С: Бухгалтерия 8.0" автоматизирует операции по начислению и выплате заработной платы.

   При оформлении приема на работу указывается  подразделение, должность и размеры  начислений работника.

   Все расчеты сумм начислений и удержаний  выполняются в форме документа "Начисление зарплаты".

   Для выполнения расчета следует создать  новый документ и указать самые  общие параметры расчета: месяц  начисления зарплаты, организацию, подразделение, после чего остальные действия — заполнение табличной части документа и  собственно расчет — могут быть выполнены автоматически. Причем автоматически рассчитается и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В случае необходимости можно откорректировать сумму начисленной заработной платы и заново рассчитать НДФЛ.

   Каждый  работник предприятия должен быть застрахован  в системе Пенсионного фонда  Российской Федерации, что обеспечивает его пенсионные права. Индивидуальный (персонифицированный) учет – это  учет сведений о каждом работнике предприятия в системе Пенсионного фонда РФ. Осуществляется персонифицированный учет в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица. В конфигурации полностью учтены требования пенсионного законодательства. Персонифицированный учет реализован как составная часть регламентированной отчетности. В конфигурации организовано ведение персонифицированного учета в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и другими нормативными документами. Конфигурация обеспечивает автоматическое заполнение форм со сведениями о застрахованных лицах — работниках организации, необходимых для представления в органы Пенсионного фонда.

   Единый  социальный налог (ЕСН) считается налогом не на работника, а на организацию. Расчет сумм ЕСН и пенсионных взносов вынесены в отдельный документ "Расчет ЕСН". Заполнение табличной части документа и собственно расчет выполняются автоматически с использованием исходной информации, содержащейся в документе "Начисление зарплаты работникам организаций".

   Для подготовки выплаты зарплаты используется документ "Зарплата к выплате  организации".

   Документ  формируется и заполняется автоматизированным образом. В документе предусмотрена  возможность регистрации выплаты зарплаты через кассу организации, а также путем безналичного перечисления зарплаты на счета работников в банке. "1С:Бухгалтерия 8.0" обеспечивает формирование бумажных печатных форм, связанных с начислением зарплаты: расчетных листков, платежных ведомостей и др.

   Если  выбран способ выплаты зарплаты "через  кассу", то из экранной формы документа  можно распечатать платежную  ведомость или расчетно-платежную  ведомость. Если на предприятии принято  оформлять выплату зарплаты раздельно  по работникам, то вместо этого можно распечатать пачку расходных кассовых ордеров. [10, с. 134] 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда 

   2.1 Аудит наличия и движения личного состава, использования рабочего времени и выработки

   На  этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита (Приложения). Планирование состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков проведения аудита, исполнителей, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур и включающая рабочую документацию аудитора.

   При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда аудитор использует следующие аудиторские процедуры по существу для получения аудиторских доказательств:

   – проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

   – проверка соблюдения правил учета отдельных  хозяйственных операций (подтверждение);

   – устный опрос персонала, руководства  аудируемого лица и независимой (третьей) стороны;

   – проверка документов, аналитические  процедуры. [12, с. 54]

   На  первом этапе аудиторской проверки, аудитор должен проверить, как ведется  учет личного состава и использования рабочего времени сотрудников, организацию и документальное оформление учета выработки. Согласно ТК РФ основным документом о трудовой деятельности работника является трудовая книжка. Учет численности в организациях ведется в личных карточках. Личная карточка заполняется в одном экземпляре на основании соответствующих документов: паспорта, военного билета, трудовой книжки, диплома об окончании образовательного учреждения. Учет личного состава ведется в отделе кадров организации с использованием следующих первичных учетных документов: приказы (распоряжения) о приеме на работу, о переводе на другую работу, о предоставлении отпуска, о прекращении действия трудового договора. Каждому работнику присваивается табельный номер, по которому он числится в табеле учета рабочего времени и во всех документах на зарплату. В каждой организации установлен определенный трудовой режим. Контроль за его соблюдением ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом и уходом с работы, выяснение причин опозданий и неявок, получение данных о фактически отработанном времени. Табель представляет собой именной список бригады, смены, цеха, отдела, где указывается табельный номер работников, фамилия, имя, отчество, количество отработанных часов, в том числе ночных, выходные дни, неявки на работу по болезни, в связи с командировкой, отпуском и т.д. [11, с.128]

   Учет  явок и использования рабочего времени осуществляется методом сплошной регистрации или по отклонениям, т.е. отметок только неявок, опозданий, сверхурочных часов, прогулов. По окончании месяца табель закрывается, т.е. в нем подсчитывается по каждому работающему: количество дней явок на работу, неявок по причинам, ночные смены, переработка. Табель составляется в одном экземпляре. Документ подписывается и сдается в бухгалтерию. В бухгалтерии составляются сводные данные об отработанном времени, и начисляется заработная плата.   

     Для начисления зарплаты бухгалтерия открывает лицевые счета на каждого работника, в том числе и совместителей, кроме лиц, работающих по договору подряда. На основе лицевых счетов заполняется расчетно-платежная ведомость. Аудитор проверяет правильность составления, оформления и расчетов в расчетных и платежных ведомостях, в лицевых счетах работников, а также правильность заполнения табелей учета использования рабочего времени. Кроме этого, аудитор проверяет наличие всех необходимых приказов (распоряжений), связанных с учетом личного состава. Особое внимание обращается на правильность заполнения документов, т.е. наличие всех реквизитов, подписей ответственных лиц, отсутствие подчисток и не оговоренных исправлений, и на соответствие требованиям нормативных документов.

Информация о работе Аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда