Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:27, курсовая работа
В условиях формирования рыночных отношений и разнообразия форм собственности возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания финансового контроля, то есть аудита.
В мировой практике аудит получил значительное распространение. Основной предпосылкой аудита является взаимная заинтересованность предприятия (фирмы) в лице его владельцев (акционеров), государства в лице налоговой администрации и самого аудитора в обеспечении реальности и достоверности учета и отчетности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
2. ВИДЫ АУДИТОРСКИХ УСЛУГ БАНКА 16
2.1 Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности 16
2.2 Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния 19
2.3 Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования 19
2.4 Консультирование по правовым вопросам 21
2.5 Консультирование правовой ответственности обработки данных 22
2.6 Проверка долгосрочных и краткосрочных займов 22
2.7 Проверка кредитных взаимоотношений экономического субъекта 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Аудит существует в двух основных формах:
• внешний аудит;
• внутренний аудит.
Внешний аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими организациями, которые должны соответствующую лицензию Палаты аудиторов Украины и договором с Национальным банком, или физическими лицами - независимыми аудиторами, которые также получили лицензию.
Выдача лицензий осуществляется по итогам аттестации (сдаче экзамена). При аттестации к аудиторам выдвигаются определенные требования: высшее образование, определенные знания по вопросам аудита и опыт работы не менее трех лет кряду на должностях аудитора, ревизора, бухгалтера, юриста, финансиста или экономиста.
Основными целями внешних аудиторских проверок является:
• подтверждение достоверности банковской отчетности;
• подтверждение факта соблюдения (несоблюдения) банком установленных нормативных и законодательных требований;
• анализ финансово-хозяйственной деятельности банка;
• подготовка и выдача официального вывода аудиторов, который состоит из двух основных частей - констатирующей и рекомендательной.
Для реализации отмеченных целей аудиторы проверяют состояние бухучета и внутреннего контроля, определяют соответствие финансово-хозяйственных операций и достоверность отчетности. В соответствии с заключенным договором аудитор вправе предоставить банку разные услуги относительно анализа финансово-хозяйственной деятельности, консультации и рекомендации по вопросам учета, отчетности и инвестиций и т.д. Основными направлениями работы аудиторов при проверке состояния дел в банке является:
• проверка правовых аспектов хозяйственных и операционных договоров и другой документации (гарантийных писем, обязательств, досье и т.д.);
• контроль правильности ведения дел, организации документооборота и работы отдельных подразделов и органов управления (наличие и содержание положений об отделах, положений и протоколов заседаний органов управления и т.д.);
• проверка условий заключения договоров, их соответствия решением Правления (Кредитного комитета);
• контроль правильности отображения бухгалтерских операций, ведения балансового и внебалансового учета;
• контроль правильности составления и своевременности придания установленных форм отчетности, соблюдения и расчетов экономических нормативов, обязательных отчислений в централизованные фонды;
• контроль обеспечения кредита;
• контроль правильности осуществления операций с векселями и другими ценными бумагами, включая правильность их оформления и проверку подписей;
• контроль за состоянием и использованием собственных средств банка, оплатой уставного фонда и работой с пайщиками (акционерами);
• проверка правильности расходов и поступления средств, включая погашение сумм основного долга, начисления и порядок уплаты и комиссионных и т.д., а также взаимоотношений с налоговыми органами;
• контроль за получением и работой с документами для надзора за дебиторами (балансом, счетами прибылей и убытков, аудиторскими выводами, справками и т.д.);
• контроль за соблюдением интересов, неограничением и равенством прав акционеров (пайщиков банка).
Руководство банка и свои работники обязаны предоставить аудиторам всю необходимую документацию. Кроме того, аудитор имеет право быть присутствующим на заседаниях (собраниях) органов управления банка; получать разъяснение и уточнение по любому вопросу проверки у сотрудников банка.
По результатам проверки аудиторы составляют вывод, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля и достоверности отчетности банка, соблюдения законодательства и правильности отношений с бюджетом, на підсґаві чего аудиторами принимается решение об утверждении или отказе от утверждения годового бухгалтерского отчета банка. В случае отказа от утверждения годовой отчетности банк обязан в месячный срок устранить отмеченные недостатки и предоставить исправленный отчет на повторное утверждение.
Основанием для отказа аудиторов от подтверждения отчетности могут служить:
• выявление серьезных недостатков в работе банка;
• осуществление давления на аудиторов;
• отсутствие подтверждающей достоверность отчетности документации.
Аудиторы несут ответственность за правильность предоставленных выводов и сохранения тайны информации, полученной в процессе проверки. Ответственность аудиторов конкретизируется Палатой аудиторов, положением (уставом), внутренними правилами аудиторской организации и условиями договоров с заказчиками.
Внутренний аудит банка - это независимая оценка системы внутреннего контроля, установленного в коммерческом банке. Главное внимание внутреннего аудита сосредоточенно на анализе информационной системы, включая систему бухгалтерского учета и сопутствующих видов контроля, изучении финансовой и операционной информации, соблюдении экономичности и эффективности операций.
Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка с целью сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка.
Международная практика выделяет два вида внутреннего аудита - операционный аудит и аудит согласованности 7.
Операционный аудит трактуется как проверка любой части процедур и методов функционирования хозяйственной системы с целью оценки ее производительности и эффективности, которая завершается выдачей рекомендаций руководству относительно совершенствования отдельных операций. Объектами операционного аудита могут быть организационная структура предприятия, маркетинговая политика, технологический процесс, компьютеризация процесса управления и др.
Аудит согласованности определяется как оценка соблюдения хозяйственной системой или ее составляющими специфических правил и процедур, установленных для персонала предприятия руководящим учреждением (высшим звеном управления). Во время осуществления аудита согласованности проверяются выполнение персоналом установленных обязанностей, соблюдение условий контрактов или требований законодательства. Для коммерческих банков примером такого аудита может быть проверка соблюдения нормативных значений показателей деятельности, определенных НБУ.
Внутренним аудитом занимается служба внутреннего аудита банка.
Служба внутреннего аудита - это самостоятельное структурное подразделение коммерческого банка, который создается по решению высшего органа банка и, как правило, подчиняется непосредственно Совету банка. Деятельность данного подраздела организуется по специальной программе конфиденциального характера.
Цель создания и деятельности службы внутреннего аудита -мінімізація риска в деятельности банка и максимизация прибыли.
Основными функциями данного подраздела является:
• контроль правильности реализации подразделами указаний руководства;
• выявление узких мест в деятельности банка и его отдельных служб;
• проведение специальных исследований из поручения председателя правления;
• проверка и гарантирование безопасности сохранения материальных и финансовых ценностей;
• проверка деятельности банковской сети (филиалов, представительств) с целью обеспечения анализа и оценки внутреннего контроля, политики, процедур банка, которые касаются адекватности, соответствия, эффективности и точности бухгалтерских данных и сохранения активов банка;
• предоставление рекомендаций структурным подразделениям банка в процессе планирования, на стадии разработки и внедрения новых продуктов, процессов, систем;
• контроль качества активов;
• координация своей деятельности с действиями независимых аудиторских фирм при проведении внешнего аудита банка с целью обеспечения оптимальных условий, за которые аудиторские фирмы могут доверять выводам службы внутреннего аудита для предотвращения дублирования действий;
• составления и предоставления выводов и отчетов при проведении проверки.
Проведение внутреннего аудита осуществляется на основании согласованного с Советом банка и утвержденного Правлением банка плана (графика) проведения проверок на текущий год.
Для надлежащего выполнения вышеприведенных функций службы внутреннего аудита руководствуются такими стандартами аудиторской проверки:
• независимость (служба внутреннего аудита банка должна быть независимой от деятельности подразделов банка, который она проверяет);
• профессиональное мастерство (высокий профессиональный уровень достигается благодаря правильному підбору кадров, необходимой квалификации,
надлежащему контролю за работой внутренних аудиторов со стороны Совета банка, Правления банка);
• получение компетентных доказательств;
•способ получения доказательств (аудиторский вывод должен быть максимально точным и сжатым при оценке работы подразделов).
Проведение внутреннего аудита включает такие этапы проверки:
• получение полной информации о подразделе, который проверяется, включая средства контроля для оценки внутреннего риска;
• составление и выполнение плана работы, в котором должны быть указаны цель и процедуры проверки;
• оценка и отображение доказательств того, что утверждение руководства банка, изложенные в бухгалтерской отчетности и финансовых документах, есть обґрунтованими и дают возможность достичь соответствующих целей;
• составление аудитором отчета (аудиторского вывода), что, как правило, состоит из двух частей: 1) констатирующая (задание, объем внутреннего аудита и применяемые при его осуществлении методы); 2) рекомендательная (выводы и рекомендации).
• составление аудитором отчета (аудиторского вывода), что, как правило, состоит из двух частей: 1) констатирующая (задание, объем внутреннего аудита и применяемые при его осуществлении методы); 2) рекомендательная (выводы и рекомендации).
1. Проверка организации аналитического и синтетического учета.
Основными формами аналитического учета в банке являются картотеки документов, операционные журналы. Материалы синтетического бухгалтерского учета - ежедневные балансы (сводка оборотов и остатков), кассовые журналы, сведенные карточки, проверочные и оборотные сведения.
2. Банковская документация и ее аудит.
Обязательно проверяется правильность оформления денежно-расчетных документов, которые подаются, четкое заполнение всех реквизитов в документах, соответствие суммы прописью сумме, отмеченной в документах цифрами, наличие подписей ответственных лиц клиентов, которые имеют право распоряжаться счетом, и відбитка печати клиента.
3. В особенном внимании со стороны аудитора нуждаются мемориальные ордера. Настоящими документами оформляются операции по частичной оплате клиентских документов из текущих счетов, включая частичное погашение займов и т.д.
4. Аудит кассовых операций.
С особенной тщательностью проверяются кассовые документы: заявление на взнос наличности в кассы банков, прибыльные кассовые ордера, прибыльные валютные ордера (прибыльные кассовые документы); чеки на получение наличности, расходные кассовые ордера, расходные валютные ордера (расходные кассовые документы).
При осуществлении кассовых операций следует придерживаться правил документооборота, відповідно до которых наличность выдается из кассы банка только после списания сумм из текущего счета клиента, а зачисление денег только после их получения банком. Целью аудита кассы и кассовых операций является проверка соблюдения коммерческим банком банковского законодательства в сфере сохранения, ведения и учета операций с наличностью. Следует оценить техническую надежность хранилища. Аудитор должен проверить, работают кассиры банка только на этом посту или по совместительству; есть ли обязательство кассиров об индивидуальной материальной ответственности; есть ли в каждой операционной кассе образцы подписи учетно-операционных работников, которые оформляют кассовые документы.
5. Аудит кредитной работы.
Основными этапами такой проверки является:
• оценка общего уровня постановки кредитной работы в банке;
• оценка процедуры рассмотрения и решения вопросов относительно предоставления займа;
• оценка практики осуществления кредитных операций;
• оценка кредитной документации;
• оценка организации контроля кредитного подраздела банка за выполнением кредитного договора;