Аудит материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Учет материалов в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, поскольку они составляют основную часть стоимости имущества предприятия. Также материалы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета материалов
1.1 Теоретические аспекты и правовое регулирование аудита материалов………………………………..5
1.2 Типичные ошибки при отражении поступления материалов в организацию…………………………9
2. Аудиторская проверка учета материалов
2.1 Источники информации аудиторской проверки учета материалов…………………………………… 12
2.2 Методика аудиторской проверки учета материалов………………………………………………………………13
2.2.1. Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения
бухгалтерского и налогового учета материалов……………………………………………………………………………14
2.2.2. Проверка правильности организации учета материалов………………………………………..15
2.2.3. Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов……………………………………………………………………………………………………………………….…172.2.4. Проверка операций по поступлению материалов …………………………………………………19 2.2.5. Проверка операций по выбытию материалов.............................................................20
2.2.6. Проверка учета материалов в бухгалтерии………………………………………………………………21
2.2.7. Проверка операций по учету материалов на складах………………………………………………22
2.2.8. Проверка операций по учету тары…………………………………………………………………………….23
3. Пути совершенствования аудита материалов
3.1 Совершенствование учета и контроля наличия и движения материалов………………………………26
3.2 Совершенствование сбора аудиторских доказательств………………………………………………….………27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..………………28
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….……………30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) (Автосохраненный).docx

— 54.76 Кб (Скачать)

   Порядок (количество  инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень  материалов, проверяемых при каждой  из них, и т.д.) проведения инвентаризации  определяется руководителем организации,  за исключением случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно.

    Проверка правильности  отражения в бухгалтерском и  налоговом учете излишков материалов 

Результаты инвентаризации подлежат отражению в учете и  отчетности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  при проведении годовой инвентаризации они должны быть отражены в годовом  бухгалтерском отчете, т.е. выявленные излишки или недостачи должны быть отражены в бухгалтерском учете  проводками за декабрь отчетного  года.

    Выявленные при  инвентаризации излишки запасов  приходуются по рыночным ценам,  и одновременно их стоимость  относится на финансовые результаты  в составе прочих расходов.

Проверка правильности отражения  в бухгалтерском и налоговом  учете недостач материалов

   Нормы убыли могут  применяться лишь в случаях  выявления фактических недостач.

   Следует иметь  в виду, что недостача запасов  в пределах установленных норм  естественной убыли определяется  после зачета недостач запасов  излишками по пересортице.

   Если виновные  лица не установлены или суд  отказал во взыскании убытков  с них, то убытки от недостачи  имущества и его порчи списываются  на финансовые результаты организации.

     По общему  правилу результаты инвентаризации  подлежат отражению в учете  и отчетности того месяца, в  котором была закончена инвентаризация, а при проведении годовой инвентаризации  они должны быть отражены в  годовом бухгалтерском отчете, т.е.  выявленные излишки или недостачи  должны быть отражены в бухгалтерском  учете проводками за декабрь  отчетного года.

   Для целей налогообложения  прибыли потери от недостачи  и (или) порчи при хранении  и транспортировке материально-производственных  запасов в пределах норм естественной  убыли приравниваются к материальным  расходам (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

 

2.2.4. Проверка  операций по поступлению материалов 

 

      Вопросы  проверки операций по поступлению  материалов относятся к значимым  областям аудита, оказывающим существенное  влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    В связи с  этим получение достаточных и  надлежащих аудиторских доказательств,  касающихся операций по поступлению  материалов и раскрытия информации  о них, а также влияния этих  операций на финансовую (бухгалтерскую)  отчетность аудируемого лица, является  объектом проверки на всех  этапах аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности - от планирования до  формирования заключения.

   Выполняя процедуру  проверки операций по поступлению  материалов, аудитору необходимо  ответить на следующие вопросы:

-Порядок документального  оформления операций по поступлению  материалов соответствует положениям  нормативных актов?

-Оценка материалов производится  в соответствии с положениями  нормативных актов? 

-Учет операций по покупке  материалов соответствует положениям  нормативных актов?

-Учет транспортно-заготовительных  расходов, связанных с процессом  заготовления и доставки материалов  в организацию, соответствует  положениям нормативных актов? 

-Учет неотфактурованных  поставок соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет материалов в  пути соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет операций по изготовлению  материалов соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет операций по поступлению  материалов безвозмездно соответствует  положениям нормативных актов? 

- Учет операций при  поступлении материалов в порядке  обмена соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет операций по поступлению  материалов в счет вклада в  уставный капитал соответствует  положениям нормативных актов? 

-Учет операций с материалами,  полученными при ликвидации имущества,  соответствует положениям нормативных  актов? 

-Учет операций по поступлению  материалов в переработку соответствует  положениям нормативных актов?

-В случае отсутствия  у организации права собственности  на поступившие материальные  ценности, последние учитываются  на забалансовом счете 002?

 

       2.2.5. Проверка операций по выбытию  материалов

 

    Вопросы проверки  операций по выбытию материалов  относятся к значимым областям  аудита, оказывающим существенное  влияние на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.

  В связи с этим  получение достаточных и надлежащих  аудиторских доказательств, касающихся  операций по выбытию материалов  и раскрытия информации о них,  а также влияния этих операций  на финансовую (бухгалтерскую) отчетность  аудируемого лица, является объектом  проверки на всех этапах аудита  финансовой (бухгалтерской) отчетности - от планирования до формирования  заключения.

   Выполняя процедуру  проверки операций по выбытию  материалов, аудитору необходимо  ответить на следующие вопросы:

-Учет операций по отпуску  материалов в производство соответствует  положениям нормативных актов? 

-Учет операций по продаже  материалов соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет операций по безвозмездной  передаче материалов соответствует  положениям нормативных актов? 

-Учет операций по передаче  материалов в уставный капитал  соответствует положениям нормативных  актов? 

-Порядок учета операций  по передаче материалов в порядке  обмена соответствует положениям  нормативных актов? 

-Учет операций по передаче  материалов в счет вклада в  совместную деятельность соответствует  положениям нормативных актов? 

-Учет операций по передаче  материалов в переработку соответствует  положениям нормативных актов?

-Порядок списания и  учет операций по списанию  материалов соответствует положениям  нормативных актов?

-Порядок учета операций  по созданию и расходованию  резерва под снижение стоимости  материальных ценностей соответствует  положениям нормативных актов?

      Проверка  договоров на выбытие материалов

Основным правовым документом, закрепляющим все необходимые условия  реализации коммерческих планов любой  организации, является договор, значение которого в финансово-хозяйственной  деятельности организации огромно. От того, насколько грамотно и четко  в правовом смысле составлен и  заключен тот или иной договор, во многом зависит экономический результат  сделки.

 

2.2.6. Проверка  учета материалов в бухгалтерии 

 

Порядок учета материалов в бухгалтерской службе подробно описан в разделе 7 приказа Минфина  РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении  Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".

    Выполняя процедуру  проверки учета материалов в  бухгалтерии, аудитору необходимо  ответить на следующий вопрос:

Учет материалов в бухгалтерии  соответствует положениям нормативных  актов?

     Все первичные  учетные документы по движению  материальных ценностей на складах  (кладовых) подразделений организации  должны быть сданы в бухгалтерскую  службу в установленные в организации  сроки. Бухгалтерская служба организации  принимает и проверяет первичные  учетные документы с точки  зрения правильности их оформления  и законности совершенных операций.

    После проверки  первичные учетные документы  таксируются (если таксировка  ранее не была проведена), т.е.  определяется сумма (денежная  оценка) операций путем умножения  количества на цену.

    Аналитический  учет материалов (количественный  и суммовой учет) ведется на  основе использования оборотных  ведомостей или сальдовым методом.

    Учет ведется  в разрезе каждого склада, подразделения,  других мест хранения материалов, а внутри них - в разрезе  каждого наименования (номенклатурного  номера), групп материалов, субсчетов  и синтетических счетов бухгалтерского  учета.

   Независимо от  принятого метода аналитического  учета материалов (оборотный или  сальдовый) в бухгалтерской службе  должен вестись синтетический  учет движения материалов в  стоимостном выражении по соответствующим  синтетическим счетам, а внутри  их по складам (кладовым, материально  ответственным лицам) и группам  материалов.

   Обобщение и группировка  информации о движении материалов  осуществляется в ведомостях  движения материалов (накопительных  ведомостях) ежемесячно, отдельно по  каждому складу, подразделению, другим  местам хранения материалов. Ведомости  движения материалов составляются  отдельно по приходу и расходу  материалов. Указанные ведомости  могут вестись по фактической  себестоимости материалов или  их учетным ценам. Формы ведомостей  движения материалов устанавливаются  организацией самостоятельно. В  указанных ведомостях подсчитываются (формируются) итоги оборотов  за месяц (отчетный период) в  разрезе групп материалов по  субсчетам, синтетическим счетам  по каждому складу (подразделению,  месту хранения).

     Ежемесячно  составляется сводная ведомость  движения материалов, в которую  переносятся итоги из ведомостей  движения материалов по складам  и подразделениям (местам хранения). В сводных ведомостях движения  материалов приводятся также  данные об остатках материальных  ценностей на начало и конец  месяца (отчетного периода) в разрезе  групп материалов по соответствующим  синтетическим счетам и субсчетам  бухгалтерского учета.

    Данные сводной  ведомости движения материалов  и накопительных ведомостей ежемесячно  сверяются с данными аналитического  учета, т.е. с оборотными ведомостями  и сальдовыми ведомостями (книгами).

 

2.2.7. Проверка  операций по учету материалов  на складах

 

Порядок учета материалов на складах подробно описан в разделе 6 приказа Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов".

   Выполняя процедуру  проверки учета материалов на  складах, аудитору необходимо  ответить на следующий вопрос:

Учет материалов на складах  соответствует положениям нормативных  актов?

    Как правило,  все товарно-материальные ценности  поступают на склад. Учет ценностей  на складе ведет работник, которого  назначает руководитель (например, кладовщик). С этим работником  должен быть заключен договор  о полной материальной ответственности.

    Для карточки  учета материалов предусмотрен  типовой бланк. Его форма утверждена  постановлением Госкомстата России  от 30 октября 1997 г. N 71а. 

   Кладовщик должен  фиксировать в карточке каждую  операцию по приходу или расходу  материала и заверять ее своей  подписью.

  Кладовщик сдает карточку  в бухгалтерию после того, как  она будет полностью заполнена  (но не реже одного раза в  месяц). К карточке прикладывают  все документы по приходу и  расходу материалов.

 

Конкретные порядок и  сроки сдачи карточки в бухгалтерию  определяют в графике документооборота. Если при заполнении карточки кладовщик  допустил ошибку, можно сделать необходимые  исправления. Все исправления должны быть заверены подписями, как самого кладовщика, так и работника, которому были отпущены материалы.

   Карту используют, если в организации установлено  ограничение (лимит) на отпуск  материалов со склада. Устанавливает  лимит руководитель организации  или работник, назначенный его  приказом (например, начальник структурного  подразделения).

  Бухгалтер оформляет  карту на каждое наименование  материалов в 2 экземплярах:

 первый экземпляр передают  потребителю материалов (например, в цех);

 второй экземпляр передают  на склад.

 

  2.2.8. Проверка операций по учету тары

 

Выполняя процедуру проверки операций по учету тары, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Информация о работе Аудит материалов