Аудит материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Учет материалов в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, поскольку они составляют основную часть стоимости имущества предприятия. Также материалы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета материалов
1.1 Теоретические аспекты и правовое регулирование аудита материалов………………………………..5
1.2 Типичные ошибки при отражении поступления материалов в организацию…………………………9
2. Аудиторская проверка учета материалов
2.1 Источники информации аудиторской проверки учета материалов…………………………………… 12
2.2 Методика аудиторской проверки учета материалов………………………………………………………………13
2.2.1. Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения
бухгалтерского и налогового учета материалов……………………………………………………………………………14
2.2.2. Проверка правильности организации учета материалов………………………………………..15
2.2.3. Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов……………………………………………………………………………………………………………………….…172.2.4. Проверка операций по поступлению материалов …………………………………………………19 2.2.5. Проверка операций по выбытию материалов.............................................................20
2.2.6. Проверка учета материалов в бухгалтерии………………………………………………………………21
2.2.7. Проверка операций по учету материалов на складах………………………………………………22
2.2.8. Проверка операций по учету тары…………………………………………………………………………….23
3. Пути совершенствования аудита материалов
3.1 Совершенствование учета и контроля наличия и движения материалов………………………………26
3.2 Совершенствование сбора аудиторских доказательств………………………………………………….………27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..………………28
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….……………30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) (Автосохраненный).docx

— 54.76 Кб (Скачать)

 

    1. Методика аудиторской проверки учета материалов

 

     Цель аудита  материалов - составить обоснованное  мнение относительно достоверности  и полноты информации о материалах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации  и пояснениях к ней.

       Для  достижения цели аудитору необходимо:

- оценить систему внутреннего  контроля аудируемого лица;

-определить методы проверки;

-разработать программу  аудиторских процедур по существу.

     Для разработки  эффективного подхода к аудиту  материалов на стадии планирования  проводится предварительная оценка  системы внутреннего контроля, которая  подтверждается или корректируется  в ходе аудита.

    Практика показывает, что далеко не всегда аудиторские  проверки материалов сопровождаются  оценкой системы внутреннего  контроля, что заведомо снижает  их результативность. Это приводит, в частности, к увеличению затрат  времени, так как своевременно  не созданные предпосылки для  обоснования выборочного способа  проверки повышают вероятность  искажений в оценке аудиторского  риска. Адекватная оценка системы  внутреннего контроля позволяет  качественно и более доказательно  сформировать выводы аудитора  в Письменной информации аудитора  руководству экономического субъекта  и в аналитической части аудиторского  заключения.

    При оценке  системы внутреннего контроля  аудитор должен проверить наличие  и действие распорядительных  документов, закрепляющих способы  ведения учета операций, связанных  с движением материалов, осуществить  экспертизу порядка документального  оформления фактов хозяйственной  деятельности, изучить утвержденные  графики и схемы документооборота, провести экспертизу применяемой  формы учета, проверить наличие  регистров бухгалтерского и налогового  учета, установить, соблюдается ли  установленный порядок подготовки  и представления внутренней бухгалтерской  отчетности, обобщить информацию  о составе, масштабах и характере  операций в проверяемом периоде.

Оценив систему внутреннего  контроля, аудитор должен спланировать характер, масштабы и сроки проведения аудиторских процедур в отношении  основных средств.

     С помощью  аудиторских процедур осуществляется  проверка достоверности данных  бухгалтерского учета и отчетности. При обнаружении нарушений аудитор  определяет их характер и суть, а также уровень существенности.

    При этом аудитор  описывает аудиторские процедуры  или методы обнаружения нарушений,  порядок построения аудиторской  выборки при ее применении, т.е.  обосновывает достаточность аудиторских  доказательств.

   По результатам проведенных  аудиторских процедур аудитор  может разработать рекомендации по устранению ошибок в бухгалтерском учете и совершенствованию системы бухгалтерского учета.

   Учет материалов  регулирует Положение по бухгалтерскому  учету "Учет материально-производственных  запасов" ПБУ 5/01, утвержденное  Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, зарегистрировано в Минюсте  России 19.07.2001 N 2806 (далее - ПБУ 5/01), а для целей налогообложения  положения Налогового кодекса  (далее – НК РФ).

    К нормативным  документам в области учета  материально-производственных запасов  относятся также Методические  указания по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов,  утвержденные Приказом Минфина  России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические  указания по учету МПЗ).

     Для детальной  проверки операций с материалами,  как нам представляется, необходимо  выполнить ряд последовательных  аудиторских процедур:

 

      1. Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения бухгалтерского и налогового учета материалов

 

    При проверке  учетной политики организации  необходимо руководствоваться положением  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ  1/2008, утвержденным приказом Минфина  России от 06.10.2008 г. N 106н, а для  целей налогообложения положениями  Налогового кодекса.

     Выполняя процедуру  проверки применения декларированных  в учетной политике способов  ведения бухгалтерского и налогового  учета материалов, аудитору необходимо  ответить на следующие вопросы:

    Порядок применения  декларированных способов ведения  бухгалтерского учета материалов  соответствует положениям учетной  политики организации?

Порядок применения декларированных  способов ведения налогового учета  материалов соответствует положениям учетной политики организации?

    В процессе  проведения аудита целесообразно  провести анализ полноты применения  декларированных способов ведения  бухгалтерского и налогового  учета материалов, отраженных в  учетной политики организации.

   Такой анализ следует  производить с учетом информации  о специфике деятельности организации,  полученной на этапе предварительного  ознакомления с деятельностью  проверяемого экономического субъекта.

    Аудитор может  иметь разногласия с руководством  аудируемого лица по таким  вопросам, как допустимость выбранной  учетной политики, метод ее применения  или адекватность раскрытия информации  в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если такие разногласия являются  существенными для финансовой (бухгалтерской)  отчетности, аудитор должен модифицировать  аудиторское заключение.

 

2.2.2. Проверка  правильности организации учета  материалов

 

   Выполняя процедуру  проверки правильности организации  учета материалов, аудитору необходимо  ответить на следующие вопросы:

- В организации обеспечен  контроль сохранности материалов, предусмотренный положениями нормативных  актов? 

-   Данные аналитического  учета материалов соответствуют  данным синтетического учета?

-  Данные синтетического  учета материалов соответствуют  данным бухгалтерской отчетности?

- В бухгалтерской отчетности  раскрывается информация о материалах, предусмотренная положениями нормативных  актов? 

     Необходимыми  предпосылками действенного контроля  сохранности запасов являются (п. 9 приказа Минфина РФ от 28 декабря  2001 г. N 119н):

*наличие должным образом  оборудованных складов и кладовых  или специально приспособленных  площадок (для запасов открытого  хранения);

*размещение запасов по  секциям складов, а внутри них  по отдельным группам и типо-сорто-размерам (в штабелях, стеллажах, на полках  и т.п.) таким образом, чтобы  была обеспечена возможность  их быстрой приемки, отпуска  и проверки наличия; в местах  хранения каждого вида запасов  следует прикреплять ярлык с  указанием данных о находящемся  запасе;

*оснащение мест хранения  запасов весовым хозяйством, измерительными  приборами и мерной тарой;

*применение централизованной  доставки материалов со складов  организации в цеха (подразделения)  по согласованным графикам, а  на стройках от поставщиков,  базисных складов и комплектовочных  участков непосредственно на  объекты строительства по комплектовочным  ведомостям;

*сокращение излишних  промежуточных складов и кладовых;

*организация там, где  это необходимо и целесообразно,  участков централизованного раскроя  материалов;

*определение перечня  центральных (базисных) складов,  складов (кладовых), являющихся самостоятельными  учетными единицами;

*установление порядка  нормирования расхода запасов  (разработка и утверждение норм, соблюдение норм при отпуске  материалов в подразделения организации);

* установление порядка  формирования учетных цен на  запасы и порядка их пересмотра;

*определение круга лиц,  ответственных за приемку и  отпуск запасов (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и др.), за правильное и своевременное  оформление этих операций, а также  за сохранность вверенных им  запасов; заключение с этими  лицами в установленном порядке  письменных договоров о материальной  ответственности; увольнение и  перемещение материально ответственных  лиц по согласованию с главным  бухгалтером организации;

*определение перечня  должностных лиц, которым предоставлено  право подписывать документы  на получение и отпуск со  складов запасов, а также выдавать  разрешения (пропуска) на вывоз запасов  со складов и иных мест хранения  организации;

*наличие списка лиц,  имеющих право подписи первичных  документов, утверждаемого руководителем  организации по согласованию  с главным бухгалтером (в списке  указываются должность, фамилия,  имя, отчество и уровень компетенции  (тип или виды операций, по которым  данное должностное лицо имеет  право принятия решений).

            При аудите необходимо проверить,  как выполнены данные требования.

Сверка данных аналитического учета материалов с оборотами  и остатками по счетам синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета материалов оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

 

Данные аналитического учета  материалов должны соответствовать  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета материалов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и  кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

         Аудиторам необходимо установить  полноту раскрытия информации  об основных средствах в бухгалтерской  отчетности.

   В бухгалтерской  отчетности подлежит раскрытию  с учетом существенности, как  минимум, следующая информация (п. 23 ПБУ 5/01):

о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);

о последствиях изменений  способов оценки материально-производственных запасов;

о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;

о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

 

2.2.3. Проверка  правильности проведения и учета  результатов инвентаризации материалов 

 

       Цель  аудита результатов инвентаризации  материалов - составить обоснованное  мнение относительно правильности  проведения инвентаризации, достоверности  и полноты информации о результатах  проведенной инвентаризации материалов, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации  и пояснениях к ней.

     При проверке  правильности проведения и учета  результатов инвентаризации материалов  необходимо руководствоваться Методическими  указаниями по инвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина  России от 13.06.1995 г. № 49, а для  целей налогообложения положениями  Налогового кодекса.

    Выполняя процедуру  проверки правильности проведения  и учета результатов инвентаризации  материалов, аудитору необходимо  ответить на следующие вопросы:

-Порядок проведения инвентаризации  товарно-материальных ценностей  соответствует положениям нормативных  актов? 

-Отражение в бухгалтерском  и налоговом учете излишков  материалов, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных  актов?

-Отражение в бухгалтерском  и налоговом учете недостачи  материалов, выявленных при инвентаризации, соответствует положениям нормативных  актов? 

Проверка соблюдения порядка  проведения инвентаризации материалов

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию материалов, в ходе которой проверяются и  документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Информация о работе Аудит материалов