Аудит материалов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Учет материалов в настоящее время является одной из наиболее актуальных тем, поскольку они составляют основную часть стоимости имущества предприятия. Также материалы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………2
1. Теоретические аспекты аудиторской проверки учета материалов
1.1 Теоретические аспекты и правовое регулирование аудита материалов………………………………..5
1.2 Типичные ошибки при отражении поступления материалов в организацию…………………………9
2. Аудиторская проверка учета материалов
2.1 Источники информации аудиторской проверки учета материалов…………………………………… 12
2.2 Методика аудиторской проверки учета материалов………………………………………………………………13
2.2.1. Проверка применения декларированных в учетной политике способов ведения
бухгалтерского и налогового учета материалов……………………………………………………………………………14
2.2.2. Проверка правильности организации учета материалов………………………………………..15
2.2.3. Проверка правильности проведения и учета результатов инвентаризации материалов……………………………………………………………………………………………………………………….…172.2.4. Проверка операций по поступлению материалов …………………………………………………19 2.2.5. Проверка операций по выбытию материалов.............................................................20
2.2.6. Проверка учета материалов в бухгалтерии………………………………………………………………21
2.2.7. Проверка операций по учету материалов на складах………………………………………………22
2.2.8. Проверка операций по учету тары…………………………………………………………………………….23
3. Пути совершенствования аудита материалов
3.1 Совершенствование учета и контроля наличия и движения материалов………………………………26
3.2 Совершенствование сбора аудиторских доказательств………………………………………………….………27
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..………………28
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….……………30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5) (Автосохраненный).docx

— 54.76 Кб (Скачать)

 

Значение аудиторской  проверки операций с товарно-материальными  ценностями организации велико. Первичные  документы по поступлению и расходу  производственных запасов играют важную роль в организации материального  учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий  и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы  по движению материалов должны тщательно  оформляться, обязательно содержать  подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и  руководителей соответствующих  подразделений рассматриваемого предприятия.

     Приступая  к проверке аудитору необходимо  изучить все нормативные документы,  касающиеся порядка приема, учета,  хранения и отпуска материальных  ценностей, в частности, положения  по учету материалов, тары, о порядке  выдачи доверенностей материально-товарных  ценностей и другие.

 

Основной целью аудиторской  проверки является получение достоверности  информации:

-  о наличии, движении  и оценке имеющихся в наличии  материальных ценностей;

-  об обеспечении сохранности  ценностей и соблюдении установленных  нормативов их производственного  потребления;

-  о распределении  стоимости израсходованных на  производство материальных ценностей  по объектам калькулирования.

                      Основные задачи, решаемые в ходе  проведения проверки:

-  подтверждение целесообразности  и законности операций по отпуску  и списанию запасов;

-  проверка организации  складского хозяйства и обеспечения  сохранности материально-производственных  запасов;

-  оценка качества  проведенной в организации инвентаризации;

-  проверка порядка  формирования стоимости материально-производственных  ресурсов и соответствие его  избранной учетной политике;

-  изучение других  вопросов, вытекающих непосредственно  из особенностей деятельности  проверяемой организации. 

В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств  по следующим критериям:

*Существование. Необходимо  убедиться в том, что все  отраженные в отчетности МПЗ  действительно существуют.

*Права и обязательства.  Необходимо убедиться в том,  что права организации на МПЗ,  отраженные  в  отчетности,   документально подтверждены  и   не  ограничены  правами  третьих  лиц.

*Возникновение. Необходимо  убедиться в том, что отраженные  в бухгалтерском учете операции  по приобретению и выбытию  МПЗ имели место в течение  отчетного периода.

*Полнота. Необходимо убедиться  в том, что отсутствуют МПЗ,  которые должны были быть отражены  в бухгалтерском учете и отчетности, но не были в нем отражены.

*Стоимостная оценка. Необходимо:

-Убедиться в том, что  МПЗ отражены в учете и отчетности  в правильной оценке: по фактической  себестоимости или по рыночной  стоимости, если она ниже фактической  себестоимости;

 

-Убедиться в том, что  способ оценки МПЗ при их  отпуске в производство или  ином выбытии применяется в  соответствии с принятой организацией  учетной политикой.

*Измерение. Необходимо  убедиться в том, что приобретение  и выбытие МПЗ отражены в  учете в правильной оценке  и в соответствующем отчетном  периоде.

Представление и раскрытие. Необходимо:

-  Убедиться в том,  что МПЗ правильно классифицированы  в отчетности как сырье и  материалы, готовая продукция,  товары для перепродажи;

-  Убедиться в том,  что операции с МПЗ отражены  в бухгалтерском учете в соответствии  с нормативными актами, регламентирующими  порядок ведения бухгалтерского  учета в Российской Федерации;

-  Убедиться в том,  что вся существенная информация  о МПЗ раскрыта в отчетности.

 

1.2 Типичные ошибки  при отражении поступления материалов  в организацию

 

Формирование первоначальной стоимости.

Одна из наиболее распространенных ошибок, которую допускают бухгалтеры организаций, принимая к учету материалы, - неправильное формирование их первоначальной стоимости. Например, сумму доставки материалов транспортом поставщика, выделенную в документах отдельно, они относят на затраты. А между  тем п. 5 положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 9.06.01 г. N 44н, предусмотрено, что материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Согласно п. 6 ПБУ 5/01 в фактическую  себестоимость необходимо включать затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, в  том числе расходы на страхование. Указанные затраты включают, в  частности, затраты:

-  по заготовке и  доставке материалов;

- по содержанию заготовительно-складского  подразделения организации;

- за услуги транспорта  по доставке материалов до  места их использования, если  они не включены в цену материалов.

 

Таким образом, в покупную стоимость МПЗ должны включаться все фактические затраты организации, непосредственно связанные с  приобретением запасов, за исключением  НДС и иных возмещаемых налогов.

Налоговый учет расходов на доставку материалов совпадает с  бухгалтерским. Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения (без  учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ). В стоимость материалов включаются расходы на транспортировку  и иные затраты, связанные с приобретением  товарно-материальных ценностей.

Приобретение за наличный расчет.

Приобретая материалы, особенно ГСМ, за наличный расчет, организации  нередко получают от продавца только чек ККМ и товарный чек. Приходуя такой материал, организации совершают  такую ошибку: не имея счета-фактуры, они выделяют НДС расчетным путем. При этом они нарушают п. 1 ст. 172 НК РФ, согласно которой НДС можно  принять к вычету только в том  случае, если продавец выставил счет-фактуру. В результате организации необоснованно  применяют налоговые вычеты и  поэтому недоплачивают в бюджет НДС. Кроме того, они занижают расходы, в результате чего переплачивают  налог на прибыль.

Неотфактурованные поставки.

В соответствии с п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина  России от 28.12.01 г. N 119н (далее - Методические указания), неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие  в организацию без расчетных  документов (счетов, платежного требования, платежного требования-поручения или  других документов, принятых для расчетов с поставщиками).

Основная ошибка организаций, получающих неотфактурованные поставки, состоит в том, что бухгалтеры не приходуют материалы до их оплаты. Согласно п. 37 Методических указаний, принимая неотфактурованные поставки на склад, необходимо составить акт о приемке  материалов не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр акта остается в организации, а второй экземпляр  направляется поставщику. Для оформления приемки материалов, поступивших  без документов, используется акт  о приемке материалов по ф. N М-7, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а.

Материалы приходуются и  учитываются в аналитическом  и синтетическом бухгалтерском  учете по принятым в организации  учетным ценам. В качестве учетной  цены запасов согласно учетной политике организации может быть указана:

-  планово-расчетная цена  запасов, установленная по их  видам плановым отделом на  определенный отчетный период, как  правило, отчетный год. В этом  случае по установленным ценам  учитываются все запасы как  при их принятии на учет, так  и при списании на производство  или использовании на иные  цели;

- договорная цена - цена  поставщика, установленная в договоре  поставки;

- фактическая себестоимость  покупных запасов (рыночная стоимость), сложившаяся на остаток запасов  на начало отчетного месяца, в  оценке, принятой в положении  по учетной политике (средняя  себестоимость, ФИФО, ЛИФО).

После получения расчетных  документов по неотфактурованным поставкам  их учетная цена корректируется с  учетом поступивших расчетных документов. Одновременно уточняются расчеты с  поставщиком.

Использование кредитов и  займов.

Ошибка состоит в том, что, получая заемные средства для  оплаты материалов, организации иногда отражают суммы процентов, причитающихся  заимодавцу, в составе затрат на производство продукции. В данном случае следует руководствоваться п. 15 положения  по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина  России от 2.08.01 г. N 60н. В соответствии с этим документом, если организация  использует средства полученных займов и кредитов для предварительной  оплаты материалов, расходы по обслуживанию этих заемных средств организация-заемщик  должна отнести на увеличение дебиторской  задолженности, образовавшейся в связи  с предварительной оплатой или  выдачей аванса. При поступлении  в организацию заемщика материалов дальнейшее начисление процентов и  другие расходы, связанные с обслуживанием  полученных займов и кредитов, следует  включать в состав операционных расходов организации-заемщика.

В соответствии с пп. 5, 6 ПБУ 5/01 приобретенные материалы принимаются  к бухгалтерскому учету по фактической  себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации  на их приобретение. Данные затраты  включают, в частности, начисленные  до принятия к бухгалтерскому учету  сырья проценты по заемным средствам, если они привлечены для его приобретения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аудиторская проверка учета материалов

 

 

    1. Источники информации аудиторской проверки учета материалов

 

Значение аудиторской  проверки операций с товарно-материальными  ценностями организации велико. Основными  источниками информации являются первичные  документы по учету производственных запасов и различные аналитические  и синтетические регистры. В качестве первичных документов по учету материалов используются преимущественно унифицированные  учетные документы, к числу которых  относятся следующие формы:

- доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) - применяется для оформления  права лица выступать в качестве  доверенного лица организации  при получении материальных ценностей,  отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению;

-  приходный ордер (ф.  № М-4) - используется для учета  материалов, поступающих от поставщиков  или из переработки;

- акт о приемке материалов (ф. № М-7) - для оформления приемке  материальных ценностей, имеющих  количественные и качественные  расхождения с данными сопроводительных  документов поставщика;

- лимитно-заборная карта  (ф. № М-8) - применяется для оформления  отпуска материалов, систематически  потребляемых при изготовлении  продукции в течение месяца;

- требование-накладная (ф.  № М-11) - используется для учета  движения материальных ценностей  внутри организации между структурными  подразделениями или материально-ответсвенными  лицами;

- накладная на отпуск  материалов на сторону (ф. №  М-15) - применяется для учета отпуска  материальных ценностей хозяйствам  своей организации, расположенным  за пределами ее территории, или  сторонним организациям;

- карточка учета материалов (ф. № М-17) - предназначена для  учета движения материалов на  складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку  материала;

- акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных  при разборке и демонтаже зданий  и сооружений (ф. № М-35) - применяется  для оформления оприходования  материальных ценностей, полученных  при разборке и демонтаже зданий  и сооружений, пригодных для использования  при производстве работ.

 

Первичные документы по поступлению  и расходу производственных запасов  играют важную роль в организации  материального учета, так как  являются его основой. Непосредственно  по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и  последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно  оформляться, обязательно содержать  подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и  руководителей соответствующих  подразделений рассматриваемого предприятия.

Информация о работе Аудит материалов