Антимонопольное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Сравнительное антимонопольное законодательство России и Беларуси

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, результатом протекционистской  внешнеторговой политики становится значительный рост дохода Y1, до Y3 поскольку эффект возрастания чистого экспорта дополняется эффектом увеличения денежной массы. Политика либерализации внешней торговли, например отмены квот на импорт, приведет к снижению чистого экспорта. Центральный банк снизит предложение денег, реальная ставка процента возрастет. В результате снижения инвестиций и чистого экспорта в новом состоянии краткосрочного равновесия доход упадет. Таким образом, в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала и фиксированным валютным курсом внешнеторговая политика эффективна, т. е. влияет на доход.

   Итак, подводя итог анализа экономической политики в малой открытой экономике с фиксированным обменным курсом, следует отметить, что выбор и эффективность макроэкономической политики в сложившихся экономических условиях во многом определена фиксацией обменного курса и мобильностью капитала. Недостатком фиксированного курса является то обстоятельство, что центральный банк теряет возможность проводить кредитно-денежную политику, направленную на стабилизацию занятости и цен. На практике фиксированный валютный курс в чистом виде встречается редко.

 

  1. Эффективность макроэкономической политики в Республике Беларусь

     В современной экономической науке  разрабатываются теории и модели конъюнктуры открытой экономики и механизмов воздействия международных конъюнктурных колебаний на национальную экономику. Белорусская экономика, являясь одновременно субъектом мировой экономики и переходной экономикой, обладает рядом особенностей, связанных как с участием Беларуси в международном разделении труда, так и с внутренними особенностями экономической системы. Как и все остальные субъекты мировой экономики, она подвержена воздействию международных конъюнктурных  колебаний. Так основными факторами, воздействующими на белорусскую экономику через внешнеторговый канал являются: экономическая активность в России и странах ЕС; колебания мировых цен на сырьевые товары, что определяет динамику белорусского экспорта; колебания производства и промышленного экспорта в странах ЕС, а также колебания условий торговли по отношению к ЕС, особенно в части валютного курса.

      С точки зрения самого типа белорусской экономики можно выделить следующие несоответствия с моделями открытых экономик:

  1. Отсутствие развитой рыночной саморегуляции системы, с сохранением действия нерыночных правил игры и перераспределительных механизмов. Помимо этого, сюда можно включить существование ограничений по движению капитала по финансовому счету платежного баланса, банковских пруденциальных ограничений и регулирование операций юридических лиц с национальной валютой, отток спекулятивного капитала из Беларуси представляется в значительной степени ограниченным замещением валют в срочных депозитах населения, т.е. конвертацией депозитов из национальной в иностранную валюту. Это говорит о существовании несовершенной мобильности капитала.
  2. Сложная система налогообложения. По данным рейтинга “Paying Taxes 2010” за 2009 год Республика Беларусь заняла последнее место. Однако надо учитывать тот факт, что сейчас проводятся её реформирование.
  3. Система ценообразования в экономике РБ не является свободной. В результате административного регулирования цен в белорусской экономике, цена не может полностью рассматриваться как элемент, обеспечивающий равновесие на рынке. Разрыв между динамикой фактических и равновесных цен проявляется в виде накопления инфляционного потенциала, принимающего в экономике республики различные формы (множественность обменных курсов, неравновесие в системе платежного баланса, разрыв динамики индекса потребительских цен и цен производителей). Cреднее значение индекса потребительских цен за 5 лет начиная с 2004 года составило 110,8% , в то же время индекс цен производителей – 114,2%.[7] Что свидетельствует о разрыве в динамике.
  4. Процентная ставка в республике малоподвижна и ее реальные значения лежат преимущественно в области отрицательных значений. Это в свою очередь в соответствии с моделью IS-LM-BP приводит к оттоку капитала из страны. Порождая неограниченный спрос на кредиты, и не стимулируя рост организованных сбережений, такая ставка процента не может рассматриваться как равновесный элемент, обеспечивающий равновесие на рынках инвестиций и денег. В условиях сохранения низких ставок процентов и неверия в надежность банков поступления в банковскую систему сокращаются, поэтому для поддержания производственно-хозяйственной деятельности в госсекторе государство прибегает к денежной эмиссии. Ограниченность денежных средств и значительная доля пассивных банковских расходов затрудняют доступ предприятий к кредитам для инвестирования экономики. По итогам за 2008 год масса денег в обращении М2 составила 19836 млрд. рублей, что на 3072 млрд. больше, чем в предыдущем.[8] Если остановить эмиссию, то экономику ожидает системный кризис. С другой стороны обесценивание валюты также негативно сказывается на перспективе устойчивого экономического роста и на динамике реальных доходов населения в средне- и долгосрочном периоде. В этих условиях варианты использования влияния валютного курса на процессы в экономике ограничены.
  5. Поведение хозяйствующих агентов характеризуется принципом рациональности. Увеличивается доля неорганизованных сбережений, имеющих форму наличной валюты.
  6. В рамках сложившейся в настоящее время в РБ социально-экономической модели проведение жесткой денежно-кредитной политики невозможно.
  7. Низкая доля предприятий малого и среднего бизнеса, которые в свою очередь являются основными агентами на рынке и  определяют степень конкуренции и мобильности капитала. По данным статистического комитета, средняя доля малого и среднего бизнеса в суммарном выпуске за 5 прошедших лет составила 8,5% от ВВП Республики Беларусь.[7]

     Исходя из вышеперечисленных факторов в Беларуси должна быть построена стабилизационная политика. Одним из вариантов ее формирования может выступать принцип четырехступенчатой системы выбора оптимального набора мер и направлений стабилизационной политики в малой открытой экономике.

     В соответствии с ней должны быть последовательно определены:

  1. принципы проведения стабилизационной политики, к которым в существующих условиях белорусской экономической политики можно отнести две альтернативы:

        а) принцип устойчивого роста и сбалансированного развития экономики в условиях полноценной интеграции экономики в мировую экономическую систему;

        б) принцип устойчивого роста и сбалансированного развития экономики в условиях изоляции, особенно в части изоляции по счету движения капитала;

  1. первичные условия проведения стабилизационной политики;
  2. инструменты структурной стабилизационной политики (режим валютного курса, инвестиционная политика, институциональная политика, политика регулирования счета движения капитала);
  3. задачи и набор внутренних текущих мер проведения стабилизационной конъюнктурной политики (денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика).

     Для обеспечения достижения первичной  цели стабилизационной политики могут быть выбраны два принципа: принцип изоляции и принцип интеграции.[9,c.148]

     Принцип изоляции направлен на устранение условий и каналов воздействия международной конъюнктуры на открытую экономику, в то время как принцип интеграции позволяет использовать рыночные механизмы, которые балансируют внешние источники неравновесия таким образом, чтобы устранить негативные последствия их воздействий и одновременно создавать условия для положительных воздействий.

     Для белорусской экономики оптимален выбор принципа полноценной интеграции в мировую экономическую систему. Обоснование этого выбора аключается в том, что белорусская экономика не удовлетворяет условию закрытости, т.к. в соответствии со структурной моделью белорусской экономики, уровень интеграции по счету движения товаров и услуг достаточно глубок. Экспортная и импортная квоты составляют соответственно 72,4% и 82%, что также подтверждает выше упомянутое несоответствие. Специфика специализации заключается в том, что белорусской экономике свойственна технологическая и производственная внутри- и межотраслевая интеграция, как со странами СНГ (44,1% всего экспорта и 65,9% импорта в 2008 году пришлось на страны СНГ)[7], так и с ЕС.

       Принцип изоляции не может быть использован по нескольким причинам:

     а) производственные отношения в белорусской экономике определяются импортом сырьевых товаров, их переработкой и экспортом;

     б) значительная доля белорусских предприятий специализируется на экспортно-ориентированном производстве конечной продукции, в том числе сложно-технических инвестиционных товаров.

     Выбор политики изоляции может также основываться на условии самодавления, которое предполагает достаточность внутренних ресурсов для обеспечения стабильного экономического роста и сбалансированного развития. Несоответствие белорусской экономики данному условию заключается в следующих факторах:

      а) недостаточность собственных финансовых ресурсов для обеспечения стабильного экономического роста, и особенно - для финансирования инвестиций;

     б) зависимость белорусской экономики от поставок сырьевых и товарных ресурсов из России (импорт в Беларусь на 2008 год: 23,507 млрд. долларов США); [7]

     в) дисбаланс между внутренним спросом и объемом производства белорусских предприятий.[9,с.151]

     Таким образом, выбор принципа изоляции не может рассматриваться как принцип стабилизации и долгосрочного экономического роста белорусской экономики.

     Далее рассмотрим подходящие инструменты стабилизационной политики в РБ:

    •      Режим валютного курса

     Наиболее оптимальным режимом валютного курса белорусского рубля является фиксация либо её модификации (различные типы привязок). Определяется это следующими факторами:

  • Относительная закрытость счета движения капитала, в том числе по краткосрочному капиталу, создает необходимые условия для применения режима фиксации, особенно учитывая незначительный объем резервов Национального Банка Республики Беларусь (около 800 млн. долл. США или около 3 недель импорта, что значительно ниже нормы МВФ (в 5-8 раз));
  • Политика подавления инфляции, проводимая правительством после существования режима свободного падения и гиперинфляции в 1996-2002 гг.;
  • Низкая степень доверия к национальной валюте, что делает необходимым проведение политики увеличения спроса на деньги внутри страны и увеличения монетаризации экономики, создания стабильности финансовой сферы и, как следствие, снижение процентных ставок для обеспечения роста спроса и инвестиционной активности внутри страны;
  • Высокий уровень зависимости от импорта сырьевых товаров из России (неэластичный спрос), что ставит вопрос о стабильности цен и минимизации возможных негативных эффектов девальвации.

     Валютой привязки могут быть как доллар США и евро, так и российский рубль. Однако, учитывая неопределенность мирового валютного рынка и высокий уровень изменчивости мировых резервных валют, проявившийся особенно в 2004 году, оптимальна привязка к корзине валют, отражающей структуру белорусского внешнеторгового оборота, что позволит также регулировать реальный эффективный валютный курс.[9,c.151]

     Также в соответствии с моделью для открытой экономики с фиксированным валютным курсом представляется возможным проведение протекционистской внешнеторговой политики, направленной на сокращение импорта, увеличение экспорта и, соответственно, рост дохода и приток инвестиций.

    • Инвестиционная политика и политика регулирования счета движения капитала

     Учитывая структуру финансирования инвестиций в белорусской экономике, основными направлениями инвестиционной политики должны являться:

  • Увеличение объема привлекаемых прямых иностранных инвестиций, но не в форме займов и иных возвратных финансовых ресурсов, а в форме вкладов в уставный фонд белорусских предприятий. Для достижения этой задачи необходима реализация следующих шагов:
  • создание: а) стабильной инвестиционной и бизнес-среды, минимизирующей риски инвесторов, которые связаны в первую очередь с регулированием отношений собственности; б) стабильности институциональной среды; в) стабильности финансовой среды и постепенной открытости счета движения капитала;
  • создание стабильных и ясных законодательных условий ведения бизнеса в Беларуси.
  • Увеличение привлекательности белорусских предприятий для прямых инвестиций (данное направление особенно важно при тенденции относительного роста кредитного финансирования инвестиций по сравнению с прямыми инвестициями в реальный сектор, что может создать условия для дестабилизации финансовой сферы в случае негативных конъюнктурных шоков на экспортных рынках):
  • политика реформирования отношений собственности (разгосударствление и приватизация);
  • изменение законодательного регулирования форм входа иностранных инвесторов в белорусские предприятия.
  • Создание условий для мобилизации внутренних ресурсов:
  • дальнейшее развитие внутреннего рынка корпоративных ценных бумаг (корпоративные акции и корпоративные облигации);
  • политика реформирования отношений собственности.
  • Политика, направленная на получение кредитного и инвестиционного рейтинга страны. Реализация этой задачи позволит снизить процентную ставку по долгосрочным инвестиционным кредитам иностранных банков, увеличить степень доверия иностранных инвесторов к стране, позволит выходить субъектам экономики на международные финансовые рынки.
  • Политика, направленная на привлечение прямых инвестиций в форме новых и высоких технологий, оборудования, что позволит повысить конкурентоспособность белорусской продукции на экспортных рынках и снизить зависимость конъюнктуры белорусской экономики от высоковолатильных мировых сырьевых рынков. Учитывая географическое, экономическое и технологическое положение Беларуси, эта политика должны быть направлена на использование интересов инвесторов стран ЕС, выходящих на рынки стран СНГ.
  • Создание условий для мобилизации внутренних ресурсов:
  • дальнейшее развитие внутреннего рынка корпоративных ценных бумаг (корпоративные акции и корпоративные облигации);
  • политика реформирования отношений собственности.[9,c.152]

Информация о работе Антимонопольное законодательство