Антимонопольное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Сравнительное антимонопольное законодательство России и Беларуси

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

всего используется рассмотренная выше модель IS-LM-BP. Для упрощения анализа мы рассмотрим бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политики в краткосрочном и долгосрочном периодах в малой открытой экономике с совершенной и несовершенной мобильностью капитала при фиксированном обменном курсе.

    2.1 Политика в открытой экономике с совершенной мобильностью капитала

     При установлении фиксированного валютного  курса кредитно-денежная политика центрального банка сводится к поддержанию  этого курса. Если курс растет, то центральный банк должен скупать валюту для его снижения. При падении курса центральный банк, наоборот, будет продавать иностранную валюту для его повышения. Под фиксированным валютным курсом понимается номинальный курс. В краткосрочном периоде номинальный и реальный курсы совпадают.  Высокая мобильность капитала означает, что даже небольшое изменение внутренней процентной ставки вызывает практически неограниченный межстрановой перелив капитала, так что в результате внутренняя процентная ставка равна мировой  r = r*.[5,c.17]

     Рассмотрим  последствия стимулирующей политики в краткосрочном  и долгосрочном периодах.

     Бюджетно-налоговая  политика: в краткосрочном периоде стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к сдвигу кривой IS вправо вверх, что сказывает повышательное давление на реальный валютный курс. Для поддержания фиксированного валютного курса центральный банк скупает иностранную валюту, увеличивая тем самым предложение денег. В результате равновесное значение дохода растет. Точка равновесия соответствует точке Б на рисунке 2.1. 

     В долгосрочном периоде, если первоначально  выпуск был на естественном уровне, цены начнут расти, реальный запас денежных средств будет падать до тех пор, пока LM не вернется в первоначальное положение, т.е. выпуск вновь установится на потенциальном уровне, так как номинальный курс фиксирован, то реальный курс возрастет, а чистый экспорт понизится. Данная ситуация соответствует точке В на рисунке 2.1. Таким образом, в долгосрочном периоде стимулирующая бюджетно-налоговая политика приводит к вытеснению чистого экспорта.[6,с.237]

     

     Рисунок 2.1 — Последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики

           Теперь рассмотрим кредитно-денежную политику. Она сводится только к поддержанию этого курса, т. е. предложение денег становится эндогенной переменной.  Поэтому эта политика не может быть использована для изменения дохода как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

     Однако  центральный банк может проводить  девальвацию-снижение фиксированного курса или ревальвацию - его повышение. При девальвации для поддержания нового курса центральный банк увеличивает предложение денег, LM смещается вправо.

     Равновесное значение дохода в краткосрочном  периоде увеличивается и соответствует  точке Б на рисунке 2.2. В долгосрочном периоде цены начнут расти, реальный запас денежных средств упадет, LM вернется в первоначальное положение. Выпуск установится на естественном уровне, поскольку номинальный курс фиксирован, а цены выросли, то реальный валютный курс повысится до первоначального уровня. Равновесие установится в точке А. Таким образом, девальвация в долгосрочном периоде вызовет увеличение общего уровня цен. А на реальные показатели влияния не окажет.[6,c.238]

     

         Рисунок 2.2 — Последствия девальвации национальной валюты

         Внешнеторговая политика: Ограничения на импорт, как уже отмечалось, сдвигают IS вправо вверх, что оказывает повышательное давление на валютный курс. Для поддержания фиксированного курса центральный банк увеличивает предложение денег, LM сдвигается вправо, что соответствует точке Б на рисунке 2.3. Равновесное значение дохода увеличивается.

     В краткосрочном периоде при фиксированном  валютном курсе внешнеторговые ограничения  приводят к росту дохода. В долгосрочном периоде цены начинают расти, LM сдвигается влево в первоначальное положение, реальный валютный курс растет, так как номинальный фиксирован, а уровень цен растет, и чистый экспорт падает. В долгосрочном периоде рост чистого экспорта в результате внешнеторговых ограничений сводится на нет его падением в результате роста реального курса.[6,c.239] 

     

     Рисунок 2.3 — Последствия внешнеторговых ограничений на импорт 

       Исходя из проведённого анализа, в краткосрочном периоде, независимо от того, какая из стимулирующих политик проводится, государство и Центральный банк могут добиться повышения выпуска. Однако такое равновесие не является устойчивым, и в долгосрочном периоде уровень выпуска возвращается в первоначальное состояние с ростом общего уровня цен, в случае стимулирующей денежно-кредитной политики, или же с сокращением чистого экспорта, в случае стимулирующей фискальной политики.

2.2 Политика в открытой экономике с несовершенной мобильностью капитала

     Низкая  мобильность капитала означает слабую реакцию капитала на изменение процентной ставки. В этом случае приток и отток капитала хоть и возможны, но сильно ограниченны, а внутренняя процентная ставка отличается от мировой. Для того, чтобы обеспечить объявленный фиксированный уровень валютного курса, центральный банк должен поддерживать соответствующую этому уровню ставку процента неизменной. Это достигается путем изменения предложения денег.

     На  практике низкая мобильность капитала означает, что домашнее хозяйство  не имеет возможности быстро обратить национальную валюту в иностранные активы, поскольку Центральный банк не покупает и не продает свои международные резервы в этих целях. Он осуществляет операции с иностранной валютой по фиксированному курсу только для текущих торговых операций, т. е. экспортеры могут обменять выручку по специальному курсу на национальную валюту, а импортеры могут купить иностранную валюту также по фиксированному курсу. Однако Центральный банк не проводит обменных операций для домашних хозяйств, желающих получить иностранную валюту для покупки иностранных облигаций или осуществления других инвестиционных проектов.[2,c.351]

     Рассмотрим  последствия для внутреннего  и внешнего равновесия стимулирующей  бюджетно-налоговой политики, а именно увеличения государственных расходов, в экономике с низкой мобильностью капитала. Увеличение государственных расходов вызывает рост совокупного спроса — кривая IS сдвигается вправо до положения IS2. В результате доход растет до уровня Y2, и с ним увеличивается ставка процента до i2, потому что увеличение дохода повышает спрос на деньги. Точка внутреннего равновесия перемещается из точки А в точку В на рисунке 2.4.

     

     Рисунок 2.4 – Бюджетно-налоговая  политика в условиях низкой мобильности капитала

     Следует отметить, что более высокие процентные ставки привлекают в страну капитал, что приводит к образованию активного сальдо счета капитала, а сдвиг кривой IS определяется размером изменения государственных расходов и величиной мультипликатора, которая зависит от предельной склонности к потреблению, предельной налоговой ставки и предельной склонности к импортированию.

     Мы  видим, что стимулирующая бюджетно-налоговая  политика оказывает двоякое влияние  на внешнее равновесие: по текущему счету возникает дефицит, а по счету капитала — активное сальдо. В данном случае, когда мобильность капитала невысока и потоки капитала не слишком чувствительны к изменениям процентной ставки, улучшение счета капитала будет незначительным, и общий дефицит платежного баланса, порожденный значительным торговый дефицитом, будет сохраняться. Эта ситуация и показана на рисунке 2.4. Новая точка внутреннего равновесия (точка В) находится справа, или ниже графика ВР, что указывает на наличие дефицита платежного баланса: либо уровень дохода, а следовательно, импорта слишком высок для равновесия платежного баланса, либо процентная ставка, и следовательно, приток капитала слишком низки.

     Таким образом, стимулирующая бюджетно-налоговая  политика при низкой мобильности капитала ведет к образованию дефицита платежного баланса, хотя приток капитала частично компенсирует дефицит текущею счета.

     Анализируя  последствия экономической политики государства, необходимо учитывать  и режим валютного курса. При дефиците платежного баланса возникает тенденция к падению курса национальной валюты. Необходимость поддержания валютного курса на фиксированном уровне требует от Центрального банка проведения интервенций на валютном рынке (продажи иностранной валюты и скупки национальной), что приведет к сокращению денежной массы. Сокращение денежной массы сдвигает кривую LM влево, и процентная ставка растет. Одновременно сокращаются расходы, реагирующих на повышение процентной ставки (прежде всего инвестиции). По мере сокращения расходов импорт сокращается, и дефицит текущего счета уменьшается. Этот процесс продолжается до тех пор, пока экономика не придет к нулевому сальдо платежного баланса (точка С). Только тогда будет достигнуто и внутреннее и внешнее равновесие.[12, c.163]

     Таким образом, в условиях фиксированного валютного курса стимулирующая бюджетно-налоговая политика в значительной мере компенсируется вынужденным сокращением массы денег, и уровень дохода увеличивается незначительно — с Y1 до Y3. Несмотря на то, что доход в точке С выше, чем до увеличения государственных расходов, сальдо общего платежного баланса равно нулю: более высокая процентная ставка привлекает капитал, достаточный для финансирования большего объема импорта, вызванного более высоким уровнем дохода.

     Рассмотрим результаты стимулирующей денежно-кредитной политики при низкой мобильности капитала и фиксированном валютном курсе. Увеличение предложения денег означает сдвиг кривой LM1 вправо до положения LM2, и соответствует рисунку 2.5. Процентная ставка снижается, стимулируя расширение инвестиций и увеличивая таким образом доход до уровня, соответствующего новой точке внутреннего равновесия В. Более высокий доход означает больший объем импорта и, следовательно, дефицит текущего счета. Одновременно происходит отток капитала из страны в результате снижения процентной ставки с i1 до i2. Поскольку счет капитала изменяется в том же направлении, что и текущий счет, возникает значительный дефицит платежного баланса (новая точка внутреннего равновесия В находится справа от кривой ВР).

     Здесь и в дальнейшем мы предполагаем, что Центральный банк не проводит политику стерилизации. Если страна сталкивается с дефицитом платежного баланса и при этом стремится поддерживать фиксированный валютный курс, то она, проводя интервенции на валютном рынке, с течением времени истощает свои запасы иностранной валюты. Поскольку валютные резервы ограничены, Центральный банк не может себе позволить длительное время поддерживать денежную массу на уровне, соответствующем кривой LM2. В результате мер по поддержанию фиксированного валютного курса (продажи иностранной валюты) денежная масса сокращается. Это означает, что кривая LM с течением времени сдвинется влево до своего первоначального положения LM1.

Рисунок 2.5 – Денежно-кредитная  политика в условиях низкой мобильности  капитала 
 

     По  мере уменьшения объема денежной массы  процентная ставка повышается, что  сокращает инвестиции и, следовательно, доход. По мере сокращения дохода и повышения процентной ставки состояние платежного баланса улучшается. Данный процесс продолжается до тех пор, пока сальдо платежного баланса отрицательно. Через некоторое время экономика оказывается в исходной ситуации. Все увеличение денежной массы, происшедшее в результате стимулирующей денежно-кредитной политики, "ушло" через платежный баланс, не оказав влияния на доход.[12, c.165]

     Таким образом, денежно-кредитная политика при фиксированном валютном курсе  оказывается неэффективной, поскольку попытки изменить величину денежной массы нейтрализуются необходимыми интервенциями на валютном рынке. Выходом из этой ситуации может быть либо проведение политики стерилизации (которая также имеет свои ограничения), либо изменение курса национальной валюты путем ее девальвации или ревальвации.

     Еще одно направление государственной  экономической политики, позволяющее  воздействовать как на внутреннее, так и на внешнее равновесие —  изменение объема и структуры  внешней торговли посредством использования  тарифных или нетарифных инструментов. Рассмотрим в качестве примера последствия повышения таможенных пошлин на импорт. Данная ситуация  представлена на рисунке 2.6. Ограничение объема импорта в результате повышения таможенных пошлин приводит к росту чистого экспорта (NX). Потребители приобретают меньше импортных товаров и больше отечественных, и величина совокупного спроса возрастает.

Рисунок 2.6 – Последствия внешнеторговой политики

   Поскольку чистый экспорт входит в уравнение  кривой IS, то его увеличение под влиянием экзогенных факторов сдвигает кривую IS вправо до положения IS2, уровень дохода увеличивается до У2, а процентная ставка возрастает до i2. Вместе с тем, чистый экспорт входит и в уравнение кривой ВР, которая также сдвигается вправо. Необходимо обратить внимание, что величина мультипликатора для кривой ВР больше, чем для кривой IS, поскольку в уравнение кривой ВР не входит функций потребления, поэтому и величина сдвига вправо кривой ВР больше.

   В результате увеличения таможенных пошлин и роста процентной ставки текущий  счет и счет капитала изменяются в  одном направлении, поэтому возникает  значительное активное сальдо платежного. В этих условиях спрос на национальную валюту растет. Чтобы не допустить роста обменного курса, Центральный банк скупает иностранную валюту, увеличивая тем самым денежную массу в обращении. Доход еще больше увеличивается, а процентная ставка падает, что приводит к выравниванию платежного баланса и восстановлению внешнего равновесия в точке С.[12, c.167]

Информация о работе Антимонопольное законодательство