Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм………………………………………………………………………………...4
Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:
2.1. Состав антимонопольного законодательства…………………..................12
2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16
2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….35
Литература………………
7. Предписание, выдаваемое антимонопольным органом на основании решения по рассмотренному делу, может предусматривать меры воздействия, не применяемые судом. В компетенцию антимонопольного органа входит принятие решений и дача предписания органам исполнительной власти и органам местного самоуправления об отмене или изменении как индивидуальных, так и нормативных актов управления.
Эффективность принимаемых антимонопольными органами решений во многом зависит от судебной практики, от понимания и толкования антимонопольного законодательства судами, поскольку решения антимонопольных органов находятся под судебным контролем.
Федеральным законом от 09.04.2007 № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правоотношениях» были внесены кардинальные изменения в законодательство об ответственности. Были предусмотрены в крупных размерах штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, за недобросовестную конкуренцию и повышены размеры штрафов за нарушения антимонопольного законодательства, ранее предусмотренные КоАП РФ.
Штраф по вновь введённым составам нарушений подлежит исчислению в зависимости от размера выручки правонарушителей от реализации товара (работы, услуг), на рынке которого совершено правонарушение. В деловой практике такой штраф получил название оборотного, т.е. зависимого от оборота товара.
В Законе о защите конкуренции сохранены две санкции, применяемые при нарушении антимонопольного законодательства. Их применение должно осуществляться в производстве, проводимом по процедуре, предусмотренной гл. 9 Закона о защите конкуренции. К таким санкциям следует отнести принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, занимающих доминирующее положение, в случае систематического осуществления монополистической деятельности (ст. 38 Закона о защите конкуренции) и установление обязанности перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (п. «к» ст. 23 и ч. 3 ст.51 Закона о защите конкуренции).
Поднятые проблемы показывают важность деятельности антимонопольных органов по укреплению законности в товарном обороте. Правильное понимание и толкование судами антимонопольного законодательства является необходимым условием эффективности этого законодательства.
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы.
Право на конкуренцию и реализацию конкурентных принципов в России основывается на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) и на конституционном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ). Право на конкуренцию предпринимателя было предусмотрено ещё законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.), в соответствии с которым (ст. 20) гарантировались:
равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности к рынку, к материальным, финансовым трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий не зависимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством. [10, 117с.]
Тем самым основы конкурентной политики были заложены в механизме реализации экономической политики, что составляет неплохой фундамент и для сегодняшнего согласования двух видов государственного влияния на экономику. Вместе с тем в процессе реализации экономической и антимонопольной политик выявились сложности, обусловленные их взаимодействием. Отчасти это было связано со слабой проработанностью инструментов как одной, так и другой политики, отчасти – с отсутствием должной степени координации между ними даже на этапе планирования соответствующих мер.
Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений – задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной и других видов экономической политики в большей степени, чем в зарубежных странах.
Первоначально ГКАП России руководствовался “презумпцией виновности” в отношении российских предприятий: регистрация новых предприятий была возможна лишь после одобрения со стороны антимонопольных органов. Тем самым антимонопольная политика создаёт новые административные барьеры для конкуренции и свободного вхождения на рынок. Такая строгость и даже в какой-то степени непродуманность антимонопольной политики объяснялись главным образом соответствующими целями экономической политики на первом этапе реформ. Поскольку основная задача экономической политики состояла в приватизации и реорганизации приватизируемых предприятий, Антимонопольный комитет создавался именно в целях формирования условий для этого процесса.
Антимонопольная политика, таким образом, изначально мыслилась и закладывалась как пассивная защита возникающей конкуренции с преимущественно разрешительно-запретительной функцией.
Первоначально в ведение антимонопольных органов были включены самые разнообразные виды деятельности: контроль за лицензированием, защита прав потребителей, экспертиза учредительных документов союзов, ассоциаций, холдингов и акционерных обществ. Основной функцией ГКАП в этот период считалась разработка положений о правилах торговли и оказании услуг и осуществлении мер по коммерциализации товаропроводящей сети, что существенно сужало круг целей антимонопольной политики.
Антимонопольная политика использовалась в качестве административной
формы контроля над государственными предприятиями в интересах экономической политики.
Таким образом, на первом этапе развития антимонопольного регулирования сложилось довольно нечеткое разграничение сфер деятельности и полномочий между антимонопольной и экономической политиками. Одна политика нередко вмешивалась и подменяла собой другую, выполняя не свойственные ей функции и неся на себе не характерные для нее виды ответственности. Это во многом предопределило пассивный характер антимонопольной политики. Поскольку на первом этапе реформ главным направлением являлась демонополизация экономики на уровне страны в целом, то промышленная политика разгосударствления и приватизации взяла на себя функции борьбы с монополиями. Антимонопольное регулирование на практике оказалось вне сферы деятельности антимонопольной политики, которая вначале носила главным образом формально-законодательный характер. Этим объясняется, в частности, и то, что антимонопольная политика ограничивалась в основном государственным регулированием ценообразования.
Хотя на первом этапе (условно — это начало 1990-х годов до принятия Закона "О естественных монополиях") в антимонопольном регулировании и были достигнуты определенные успехи (понимание необходимости антимонопольной политики, формирование органов антимонопольного регулирования, разработка и принятие законов, обеспечивающих юридическую регламентацию антимонопольной политики), в целом антимонопольная политика не выполняла, да и не могла выполнять функции, требуемые для реализации как ее собственных целей, так и целей экономической политики.
В 1995 г. были внесены определенные изменения и в Закон "О конкуренции...". В антимонопольной политике России начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действиям. Доминирующее положение фирмы на рынке определяется выраженными количественными критериями: фирмы с долей рынка до 35% исключаются из списка потенциальных нарушителей; фирмы с рыночной долей, превышающей 65%, признаются доминирующими и подверженными "искушению" злоупотреблением монопольным положением; фирмы с долями рынка между 35 и 65% занимают промежуточное положение — в этом случае антимонопольные органы обязаны доказать наличие злоупотреблений и монополистических намерений.
Основным достижением второго этапа можно считать начало обособления антимонопольного регулирования как самостоятельной политики со своими специфическими объектами, субъектами и инструментарием, отличными от методологии Экономической политики, хотя и имеющими точки соприкосновения. Важность конкурентной политики отражена на самом высоком уровне: соответствующие изменения вносятся в Гражданский кодекс РФ (ч. 1).
В этот период наблюдается и определенный диссонанс между двумя политиками. Так, закон "О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами" (1998 г.) поставил ключевой целью защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от внешней конкуренции, если она неблагоприятна для национальных агентов. Тем самым были зафиксированы четкие цели экономической (внешнеторговой) политики государства. Однако при этом не была учтена проблема воздействия протекционистских мер на внутренние рынки России, что заложило основу для формирования в будущем легальных монопольных эффектов с необязательно положительными в целом последствиями для внутренней конкуренции и отечественных потребителей.
Отсутствие координации между конкурентной и экономической Политиками в России выражалось и в том, что само представление о стратегических мерах по развитию конкуренции не отражало необходимость взвешенной оценки последствий усиления конкуренции с позиций промышленной политики.
В рамках данного этапа многие аспекты несогласованности экономической и конкурентной политик могут быть объяснены отсутствием чёткого представления о целях одного и другого видов государственного воздействия на экономику, классификации специфических инструментов воздействия, а также об идентификации областей, где интересы той и другой политики могут пересекаться и конфликтовать.
Началом третьего этапа в развитии антимонопольного регулирования в России можно считать август 1998 г., когда после финансового кризиса изменились ориентиры и методы экономической политики. Пришло понимание того, что антимонопольная политика может как способствовать, так и препятствовать проведению и эффективности экономической политики.
В этот период антимонопольная политика активизируется в рамках ее защитной функции. Появляется новая редакция Закона "О конкуренции...", дополненная многочисленными случаями запрета тех или иных действий фирм. Политика демонополизации полностью передается в ведение органов антимонопольного регулирования. Тем самым начинается процесс разграничения полномочий экономической и конкурентной политик. Углубляются представления о предмете антимонопольной политики во многом благодаря потребностям экономической политики. Так, демонополизация как одно из направлений антимонопольного регулирования должна охватывать теперь не только региональные, но и межрегиональные товарные рынки.
Конкурентное законодательство развивается применительно к новым сферам регулирования. В 1999 г. был принят закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", определивший основные направления конкурентной политики в данной сфере.
В 2002-2001 гг. появляется большое число подзаконных правовых актов (постановления Правительства РФ, приказы МАП РФ), нацеленных на дальнейшее укрепление регулирования отдельных видов деятельности в рамках финансовых рынков (банковской деятельности, страхования, работы пенсионных фондов, сферы лизинговых услуг и т.д.).
В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от преимущественно ценового регулирования и начинает осуществлять мониторинг общего состояния дел на рынке. Приходит понимание того, что "высокий уровень цены и неуклонное повышение ее само по себе еще не является результатом монополистических действий изготовителя продукции, то есть монопольным завышением цены, а только в случае, если это повышение получено в результате злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением". Тем самым расширяются инструменты конкурентной политики, что создает хорошую основу для согласования ее мер с инструментами экономической политики.
С 2004 г. начинается новый этап развития антимонопольного регулирования. В рамках административной реформы государственных органов управления создается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирование, сколько развитие полноценной политики поддержки конкуренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России, в то время как экономическая политика пока еще в недостаточной степени ориентируется на согласование с конкурентной политикой.
Но несмотря на значительные подвижки в разработке мер антимонопольной политики, она в реальности по-прежнему носит пассивный характер. Как показывает практика, все без исключения антимонопольные дела фиксируют реакцию антимонопольных органов на возникновение той или иной ситуации. Выявление нарушений происходит только по жалобам самих субъектов. Если жалоб нет, то и монопольных эффектов как бы не существует, хотя реальные нарушения в деятельности конкурентного механизма уже могут иметь место.
Активизация политики поддержки конкуренции видится в ее нацеленности на предотвращение появления неоправданных конкурентных преимуществ отдельных экономических субъектов за счет как стратегического поведения фирм на товарных и финансовых рынках, так и неадекватной государственной поддержки каких-либо рыночных агентов. Рост эффективности деятельности антимонопольных органов требует совершенствования нормативно-правовой базы и методологического обеспечения. Необходимо принятие нового Закона "О конкуренции", так как в действующий закон уже внесены все возможные изменения.
Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы