Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм………………………………………………………………………………...4
Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:
2.1. Состав антимонопольного законодательства…………………..................12
2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16
2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….35
Литература………………
Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках Российской Федерации.
Поддерживаемая государством конкуренция объективно создает предпосылки для развития монополий. Такая парадоксальная взаимосвязь" была" отмечена еще классиками экономической теории, которые утверждали, что большинство трестов с признаками монополии «создавалось путем соединения независимых предприятий».[4, 390с.]
Поэтому государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью и сформулирован еще один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации — принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Рассматриваемое положение Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 34) является исключением из принципа свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8) и подтверждает тот факт, что такая свобода не абсолютна.
Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Они должны охватывать не только хозяйствующие субъекты, но и органы государственной власти (местного самоуправления), как это и предусмотрено в Главе 2 Закона о конкуренции.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Общие:
Действие рассматриваемого принципа не распространяется на те сферы хозяйственной жизни, где монополизм является оправданным экономически. Речь идет, например, о естественных монополиях, которые в настоящее время подвергаются интенсивному государственному регулированию, способному предотвратить злоупотребления монопольной экономической властью в данных областях хозяйствования. Закон констатирует факт существования таких монополий и обеспечивает контроль за деятельностью их субъектов.
Итак, подводя итог сказанному выше, следует признать, что антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:
1) свободы экономической деятельности;
2) единства экономического пространства;
3) свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
4) дифференциации и защиты частных и публичных интересов;
5) поддержки конкуренции;
6) недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;
7) специального регулирования естественных и государственных монополий.
Развитие рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма правового воздействия, который бы в полной мере соответствовал анализируемым принципам. Антимонопольное регулирование не является в этом смысле исключением.
11
Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.
2.1. Состав антимонопольного законодательства.
В литературе высказывались разные точки зрения относительно определения состава антимонопольного законодательства. Они сводились к следующему.
1. Антимонопольное законодательство состоит из конституционных норм о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции Российской Федерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политики государства (законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи и некоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).
2. Антимонопольное законодательство включает в себя перечисленные выше нормы Конкуренции Российской Федерации и законодательные акты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации и постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации, содержащие правила антимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольной политики, о поддержке малого предпринимательства и другие).
3. Антимонопольное законодательство охватывает не только перечисленные виды норм и актов, но и всё гражданское законодательство, так как конкуренция обеспечивает такими юридическими принципами и категориями, как равенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.
Законодатель высказался по данной проблеме лишь спустя несколько лет после принятия Закона о конкуренции и путём внесения в него изменений (дополнений) установил в ст. 1-1 указанного Закона, что антимонопольное законодательство состоит из:
1. Конституции Российской Федерации;
2. Закона о конкуренции;
3. федеральных законов, издаваемых в соответствии с Законом о конкуренции;
4. указов Президента Российской Федерации;
5. постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Практическое значение определения состава антимонопольного законодательства состоит в том, что применение целого ряда норм федеральных законов связывается с необходимостью точного установления круга актов, входящих в антимонопольное законодательство (см., например, ст. 12 Закона о конкуренции).
По своему уровню антимонопольное законодательство является федеральным. Это связано с тем, что в п. “ж” ст. 71 Конституции РФ относит вопросы установления правовых основ единого рынка к предмету исключительной компетенции Российской Федерации. Правовые начала развития единого рынка, включая антимонопольные правила, на всей территории государства не могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления. Если какой-либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит Федеральному закону о конкуренции на товарных рынках, то, исходя из положений ч.5 ст.76 Конституции РФ, подлежит применению Федеральный закон о конкуренции на товарных рынках.
Акты антимонопольного законодательства расположены в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в ней занимает Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы Конституции РФ (Глава 1). В ней идёт речь о принципах конституционного строя, федеративном устройстве и государственной (территориальной) целостности, правах и свободах человека и гражданина, социальной защите человека, разделении властей, гарантиях местного самоуправления, единстве экономического пространства, равенстве форм собственности, а также высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории России. Конституционные основы поддержки конкуренции – наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в главу 1 Конституции РФ не могут быть внесены изменения и дополнения. Её пересмотр возможен только в форме принятия новой Конституции РФ Конституционным собранием или всенародным голосованием.
В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, в нашей стране не гарантируется единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами (право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право частной собственности и др.). Государство обязано не только провозгласить эти права (свободы), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.
Поэтому в п. 2 ст. 34 Конституции РФ запрещается такая экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная запрещающая норма носит общий характер и охватывает все виды экономических отношений, включая складывающиеся на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Применительно к частноправовому регулированию указанный запрет реализован в п. 1 ст. 10 ГК РФ. Она не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением.
Расширять или сужать сферу действия части 2 п. 1 ст.10 ГК возможно путём внесения изменений и дополнений в Закон о конкуренции на товарных рынках или в Закон о конкуренции на финансовых рынках. Реализация запрета по ст. 10 ГК РФ осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета суд общей юрисдикции, арбитражный и третейский суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
С точки зрения публичных интересов непосредственное отношение к антимонопольной политике имеют конституционные нормы, закреплённые в п. 3 ст. 55, п. 1 ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ. Они запрещают устанавливать на территории России юридические и фактические препятствия (ограничения прав и свобод, таможенные границы, пошлины, сборы и т.п.) для осуществления свободы экономической деятельности т добросовестной конкуренции. Исключение может быть сделано лишь с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Перечисленные ограничения вводятся только в форме федерального закона. Примером таких ограничений служит п. 1 ст. 10 и п. 2 ст. 209 ГК РФ.
Анализ конституционных положений показывает, что конституция РФ рассматривает поддержку конкуренции как обязательную деятельность государства и одновременно как гарантию реализации принципа свободы экономической деятельности в допускаемых законом границах.
Федеральные законы занимают следующую ступень в вертикальной иерархии норм законодательства о поддержке конкуренции.
Центральное место среди них занимает Закон о конкуренции на товарных рынках.
2.2 Антимонопольная политика: модернизация и недостатки.
В течение почти пятнадцати лет в России действует закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в который многократно вносились изменения и дополнения.
Проекты законов «О законе конкуренции» и «О внесении изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предполагают существенные изменения правовой базы антимонопольной политики, включая понятийный аппарат, определение антиконкурентной практики, инструменты государственной поддержки конкуренции и систему санкций за нарушение законодательства.
Следует отметить очевидные достоинства разработанных проектов.
Во-первых, принятие закона «О защите конкуренции» позволит объединить нормы, посвящённые конкуренции на товарных и на финансовых рынках. Подобное объединение оправдано тем, что принципы конкурентной политики едины вне зависимости от типов рынков ввиду того, что относятся к определённым действиям и соглашениям участников экономического обмена и органов власти. Безусловно, есть особенности организации экономических обменов на товарных и финансовых рынках, так же, как и между различными типами товарных рынков. Однако эти различия должны быть предусмотрены на уровне подзаконных актов (включая методические рекомендации), но не законов.
Во-вторых, существенно расширены нормы, посвящённые ограничению конкуренции со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления. В принципе включения таких норм в антимонопольное законодательство представляет собой особенность российской системы конкурентного права, существенно отличающую его от конкурентного права зарубежных стран с развитой экономикой. В то же время, согласно результатам многих исследований, именно действия органов власти являются главным источником и ограничения конкуренции, и нарушения прав хозяйствующих субъектов. Давно назрела модернизация законодательства о государственных закупках и государственной помощи с целью предотвращения их разрушительного воздействия на конкуренцию.
В-третьих, законопроект меняет критерии и повышает минимальную границу антимонопольного анализа сделок экономической концентрации, устраняя значительную часть избыточного предварительного контроля. Именно в связи с этим направлением антимонопольного регулирования российский антимонопольный орган выступал объектом критики. Увеличивается минимальный размер участника сделки, требующий предварительного согласования с антимонопольным органом, а также изменяется сам показатель, используемый для применения этого критерия.
В-четвёртых, изменение санкций. В рамках действующей системы антимонопольного регулирования действенность санкций как компонента механизма, обеспечивающего соблюдение правил конкуренции, в значительной мере ослаблена. Это связано с целым рядом обстоятельств:
- низкие значения штрафных санкций, максимальная величина которых не превышает 5000 МРОТ;
- исчисление штрафов в единицах, которые никак не сопряжены с масштабами незаконно полученного дохода (неадекватность базы исчисления);
- отсутствие весомых стимулов у участников хозяйственного оборота участвовать в обеспечении соблюдения установленных правил, что снижает вероятность выявления нарушений и соответственно применения санкций.
Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы