Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:47, курсовая работа
При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм………………………………………………………………………………...4
Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:
2.1. Состав антимонопольного законодательства…………………..................12
2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16
2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы……………………………………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………………….35
Литература………………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
«Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы»
Выполнил(а): Жидких И.Н.
Специальность: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.
Группа: 211
Форма обучения: очная
Год приёма: 2007
Дата регистрации работы__________
Регистрационный номер___________
Руководитель: Кашина Л.С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Антимонопольного регулирование экономики и эффективность его норм……………………………………………………………………
Глава 2. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики:
2.1. Состав антимонопольного законодательства………………….......
2.2. Антимонопольная политика: модернизация и недостатки………….........16
2.3. Нарушение антимонопольного законодательства………………………...22
Глава 3. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
При неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у неё есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи “предоставленной самой себе”, превращается в конкуренцию несовершенную. А это означает, что под удар становится экономическая демократия, которая, в свою очередь, является основой политической демократии. Поэтому ещё в конце ХIХ в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации.
Монополия означает определённую степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов др.
Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики. Под последней понимаются действия, направленные на ограничение конкуренции на рынке.
Вышесказанное подтверждает актуальность данной проблемы, и обосновывает выбор данной темы для курсовой работы.
В работе даётся характеристика сущности антимонопольного законодательства, отмечены положительные аспекты его деятельности. Рассмотрены недостатки, модернизация и нарушение антимонопольного законодательства, а также выявлены проблемы и перспективы развития.
Глава 1. Антимонопольное регулирование экономики и эффективность его норм.
США стали родоначальниками современного антимонопольного регулирования. [9, 69с.]
Антимонопольное законодательство США по традиции именуется антитрестовским, так как тресты как вид монополистических договоров картельного характера были широко распространены в США в конце 19 – начале 20 вв.
Появление в США в конце 19 в. антитрестовского законодательства было реакцией на разрушительное воздействие монополий на экономику страны, на недовольство малых и средних предприятий диктатом крупных фирм.
Принятие антимонопольного законодательства в США ознаменовало закат эры свободы капитала и начало эпохи вмешательства государства в экономику. Оно явилось следствием вытеснения свободной конкуренции на рынке и образования монополий, которые ставят на место свободной конкуренции цен монополистическую конкуренцию с её специфическими средствами борьбы. Государственно-
Процесс замены свободной конкуренции монополиями сопровождался созданием специальных методов государственно-правового регулирования деятельности предпринимателей в промышленности, финансовой и торговой сферах.
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 г. Затем антитрестовский закон общего характера принимается в штате Канзас. В 1889-1890 гг. аналогичное законодательство было принято в Мэне, Северной Каролине, Теннесси, Мичигане, Южной Дакоте, Кентукки, Миссисипи. [3, 36с.]
Зарождение антимонопольного законодательства в современной России (ещё в РСФСР) связано с принятием Верховным Советом РСФСР Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Позднее антимонопольное законодательство было распространено на сферу финансовых рынков, и был принят Федеральный закон от 23.06.1999 №117-ФЗ “ О защите конкуренции на рынках финансовых услуг” [11, 25с.]
Как следует из самого определения, “антимонопольное регулирование” – это целенаправленная государственная деятельность, осуществляется на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Внешнеэкономическая деятельность, международная торговля, инвестиции и прочие операции с участием зарубежных компаний становятся предметом воздействия всех положений национального антимонопольного законодательства, направленное на регулирование деятельности частных компаний . [7, 49с.]
Антимонопольная политика имеет свои особенности в различных странах. В первую очередь антимонопольная политика направлена на предотвращение негативных последствий процессов концентрации производства и капитала и образования фирм-монополистов, а также против проведения фирмами групповой ограничительной деловой практики. Монополизм не всегда оказывает негативное воздействие на рынок и общество, поэтому антимонопольная политика направлена не против монополизма вообще, а против тех фирм-монополистов, которые разрушают рыночные структуры и используют рыночные отношения в своих интересах. Существенной чертой законодательства разных стран в этой области является то, что оно не ограничивает концентрацию и монополизацию, оказывая влияние лишь на некоторые формы этих процессов. [12, 70с.]
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Важнейшими направлениями (формами) антимонопольного регулирования в современных условиях становятся нормативное и организационное воздействие.
Нормативное регулирование проявляется в установлении в нормативно-правовых актах правил ведения хозяйственной деятельности, а также в контроле за ее осуществлением. Такое регулирование, по существу, олицетворяет особую деятельность государства, направленную «на создание форм экономического порядка».[5, 429с.] В свою очередь, организационное регулирование состоит в создании государством и наделении соответствующим объемом полномочий различных организационных структур, прежде всего — антимонопольных органов (Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) и его территориальные управления), способных оказывать реальное и положительное воздействие на экономические отношения и обеспечивающих их эффективность.
Типичным проявлением нормативного регулирования является антимонопольное законодательство Российской Федерации.
В отечественной юридической литературе понятие «законодательство»
принято рассматривать в широком и узком (собственном) смысле слова.
В широком смысле слова законодательство — это комплекс
(система) издаваемых уполномоченными органами нормативных актов,
важнейшим из которых является закон. Основополагающее место в такой системе законодательства занимает Конституция России, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В узком смысле слова законодательство рассматривается как система законодательных актов, включающая федеральные законодательные акты и нормативные решения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации. Нормы, входящие в подобную систему, должны устанавливать общие начала (принципы) правового регулирования и регламентировать наиболее важные общественные отношения. В настоящее время понятие «законодательство» сужается ещё в большей степени и включает лишь законы. Именно так трактуется, например, гражданское законодательство, которое в соответствии с п. 2 ст. 3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) содержит только ГК РФ и иные федеральные законы, регулирующие соответствующие отношения.
Базовые положения Конституции России о конкуренции строятся на основе признания и обеспечения принципа свободы экономической деятельности.
Свобода экономической деятельности — комплексная категория, включающая в себя предусмотренные и гарантированные законом:
а) право субъекта экономической деятельности начинать, вести и прекращать ее в любой незапрещенной сфере и форме;
б) право получать, использовать и передавать достоверную экономическую информации
в) свободу от принудительной и юридически необоснованной деятельности как со стороны других хозяйствующих субъектов, так и со стороны государства (его органов);
г) право на защиту интересов экономически слабой стороны в ходе хозяйственной деятельности;
д) право любого субъекта экономической деятельности на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти (местного самоуправления) и должностных лиц, если такие решения и действия приводят к ограничению данной свободы.
Весь этот комплекс правомочий вводится в действие и обеспечивается различными правовыми нормами, но построенными на базе единого принципа свободы экономической деятельности, который в полной мере может быть зачислен и в арсенал основных начал антимонопольного регулирования и законодательства. Другим его основополагающим положением следует считать конституционный принцип единства экономического пространства и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Он подразумевает, что Российская Федерация является единой сферой обращения товаров (работ, услуг) и капиталов, где осуществляется производство, обмен, распределение и производственное потребление различных материальных благ. Реализация на практике данного принципа будет способствовать наиболее полному использованию различных факторов производства, образованию «прозрачности» рынка на территории страны, эффективному применению экономической информации, удовлетворению спроса на товары (работы, услуги) различных видов. В соответствии с анализируемым принципом запрещается установление каких-либо искусственных барьеров на пути "потоков товаров, услуг и финансовых средств. [4, 390с.]
Исходя из необходимости защиты частных и публичных интересов, исключение из рассматриваемого принципа сформулировано в п. 2 ст. 74 Конституции РФ: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. А поскольку любое государственное регулирование (в том числе и антимонопольное как его составная часть) осуществляется с целью обеспечения частных и публичных интересов, общественных потребностей, то представленное исключение можно выделить в отдельный принцип антимонопольного законодательства — принцип дифференциации и защиты частных и публичных интересов.
Информация о работе Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы