Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 04:48, курсовая работа
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения
Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ...........................3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования........5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России...16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в
России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России......27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем..............46
2.3 Заключение.........................49
2.4 Список использованной литературы.............52
Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать,
преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит
так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать
злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих
субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам,
включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной
власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество
товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны
важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим
положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их
нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю .
Что касается направлений антимонопольной политики в России на ближайшие годы,
то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была утверждена
концепция среднесрочной правительственной программы на 2002-2007 гг.
«Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит специальный
раздел, посвящённый антимонопольной политике. Антимонопольная политика в
среднесрочной перспективе будет реализовываться по следующим основным
направлениям:
1. Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного
контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений
рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих
результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих
субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.
2. Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции
на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации
поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки
других хозяйствующих субъектов.
3.
Противодействие созданию
результате перераспределения собственности, реализации корпоративной
инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при
формировании ФПГ.
4.
Распространение
числе банковских и страховых, услуг.
5.
Согласование целей, задач и
мер по демонополизации и
конкуренции на товарных рынках, гармонизации антимонопольного
законодательства в рамках единого экономического пространства СНГ, адаптации
конкурентной политики в целях вхождения России в мировое экономическое
сообщество.
Разработчикам российского антимонопольного законодательства предстоит ещё
большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных
стран, не забывая при этом специфики российского рынка.
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:
· наладить антимонопольный контроль за проведением
конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки
продукции для
государственных и
финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);
· ввести жесткие меры против действий региональных
властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей
России;
· совершенствовать правовое регулирование использования
государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения
концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
·
согласовать антимонопольное
адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения.
Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической
политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная
деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых
действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения
экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной
конкуренции и
обеспечения эффективности
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики
является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в
способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики
состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную
власть, расширить
возможности конкуренции и
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное
законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера
его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и
потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в
условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных
стран в антимонопольном
Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами.
В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные
системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к
антимонопольному
регулированию в различных
в этом отношении
принято считать
юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США
основывается на прецедентной системе.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии
появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы
воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы.
Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных
монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в
определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских
условиях.
Безусловно, демонополизация производства, основанного на государственной
собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление
монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий,
механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-
дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в
настоящее время не располагает. Можно предположить, что преодоление
монополизма пойдет за счет диверсификации производства на действующих
предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять
действующие) для выпуска дефицитных товаров. В процессе формирования рыночных
отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато
развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности:
индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной
ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов,
кооперативы, ассоциации и др. Различные формы собственности, функционирующие
в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от
друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе
этого переплетения
могут возникать смешанные
основа этого переплетения - взаимное дополнение и использование тех
специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм
хозяйствования. Так, в российских АО сейчас сливается собственность отдельных
граждан, коллективов и государства. Создание и развитие АО является главным
путем разгосударствления собственности.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто
экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно,
что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И
только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями
складывающиеся
монополии свободным и
Список литературы:
1. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Под ред. А. Г.
Цыганова. Конкуренция
и антимонопольное
ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г. 368 стр.
2. Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США / М.:
Наука, 1997. С 211-223.
3. Миронов В., Зимогляд В., Яковлев А. «Российский монополизм и
приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
4. Никифоров
А.А. Концепция
Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. - 1998. - №1. - с.14-30.
5. Стародубровская
Н. Основы антимонопольной
Экономики" 1999г. №6.
6. Чувилин
Е, Дмитриева В.
капиталистических странах, //Финансы и статистика, - Москва, 2001, -N 5.
7. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть
всегда... // Коммерсантъ, № 21, 2002
8. Дж.Вильсон,
В.Цапелик. «Естественные
экономики 1999 год № 11.
9. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и
Информация о работе Антимонопольная политика и практика зарубежных стран