Антимонопольная политика и практика зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 04:48, курсовая работа

Описание работы

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках
привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких
слоев населения

Содержание

Общие методологические подходы к антимонопольному регулированию.
1.1 Введение ...........................3
1.2 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования........5
1.3 Область проблем антимонопольного регулирования в России...16
2. Тенденции и разрешение проблем антимонопольного регулирования в
России
2.1 Цели и методы антимонопольного регулирования в России......27
2.2 Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в
решении проблем..............46
2.3 Заключение.........................49
2.4 Список использованной литературы.............52

Работа содержит 1 файл

антимоноп политка.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или)

причиняющие ущерб  потребителям». То есть при сохранении нынешней формулировки

понятия «монополистическая деятельность», под антимонопольные  статьи можно, в

принципе, подвести любые предприятия.

Уточнения целесообразно  было бы внести и в официальные  документы о

регулировании цен  на продукцию предприятий-монополистов. В частности,

следовало бы, очевидно, внести определённые изменения в  пункт 2 «Положения о

порядке регулирования  цен на продукцию предприятий-монополистов», где

отмечается, что  это Положение распространяется на хозяйствующие субъекты,

занимающие доминирующее положение на рынке определённого  товара, дающие им

возможность оказывать  решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на

рынок другим хозяйствующим  субъектам или иным образом ограничивать свободу их

экономической деятельности.  Можно сделать вывод о том, что государственное

регулирование цен  будет распространяться на все предприятия, занимающие

доминирующее положение  на соответствующих рынках, независимо от того,

злоупотребляют  ли они реально данным положением, или только имеют возможность

для таких злоупотреблений. Именно здесь заложена база для расширительных

толкований антимонопольного законодательства со стороны заинтересованных

организаций и  лиц. Далее в тексте Положения  сказано, наконец, о том, что

решение о введении государственного регулирования цен  принимается

Министерством экономики  и финансов Российской Федерации  по представлению

Государственного  комитета по антимонопольной политике на основе «анализа

последствий злоупотреблений  доминирующим положением на товарных рынках... со

стороны предприятия-монополиста». Очевидно, это обстоятельство надо было бы

выделить уже  в названии самого данного Положения. Оставляют желать лучшего и

другие пункты с указанными в них формулировками.

Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманной

практикой его  исполнения. Особенно неудовлетворительной представляется

практика преобладающего использования метода установления предельного

норматива рентабельности не по отношению к фондам предприятий-монополистов, а

по отношению  к себестоимости их продукции. Такой  метод критикуется в печати

как побуждающий  предприятия не к снижению цен, а  к накручиванию издержек,

снижению качества и расточительству, снижению инвестиционной активности

предприятий. Недостаточно эффективно ведётся реализация принятой еще в 1994

году государственной  антимонопольной программы. На одном  из заседании

Президиума Правительства  РФ представителями Государственного антимонопольного

комитета было отмечено, что за трёхлетний период работы Комитета в него

поступило более 11 тысяч жалоб на нарушение антимонопольного

законодательства. К рассмотрению было принято 2 тысячи дел, но в 1,9 тысяч

случаев нарушения  были устранены до передачи материалов в суд.

При этом особо  было отмечено, что на долю естественных монополий приходилось

40% от общего  числа принятых к рассмотрению  дел. Около 700 дел касались

злоупотреблений местных органов власти, которые  устанавливали незаконные

барьеры на пути рыночной конкуренции и перемещения партий товаров.

Пока уровень  развития конкуренции в нашей  стране явно недостаточен.

Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не

привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые

заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация

(реструктуризация) предприятий не была использована  должным образом, хотя

могла бы облегчить  массовое образование новых конкурентоспособных

хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и  не получил должного

развития.

Во многих странах  именно малый бизнес является естественной основой

формирования конкурентной среды, полигоном для испытания  венчурных

технологических и экономических проектов. У него больше возможностей

маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой,

ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности к делам

фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного  риска

малые предприятия  охотно берутся за новации, которые  они затем могут передать

на тиражирование  промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий  в общем числе

хозяйствующих субъектов  и численности занятых, тем меньше безработица и выше

конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа  этих предприятий замедлились,

занимаются они  в основном торговлей и посреднической деятельностью.

Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты  и льготное

налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков,

бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а

также вовлечение малых предприятий в новые  сферы деятельности, международные

программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за

скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия

чиновников, настроенных  против рыночных реформ.

              Цели и методы антимонопольного регулирования              

                                 в России                                

   В ходе  реализации антимонопольных мер  преследуются следующие основные  цели:  

1. Обеспечение  единства экономического пространства  на территории Российской

Федерации

2.   Обеспечение  «прозрачности» процессов, связанных  с созданием, слиянием и

присоединением  коммерческих организаций, приобретением  крупных пакетов акций,

основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав,

которые дают возможность  определять условия деятельности предприятий,

занимающих доминирующее положение на рынке.

3.   Снижение  барьеров входа на товарные  рынки

4. Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают  соблюдение

запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов

власти, в том  числе через использование государственных  и муниципальных

унитарных предприятий  как инструментов совмещения органами власти

хозяйственных и  властных полномочий.

5.   Активизация  работы по профилактике и пресечению  недобросовестной

конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством  применения сложившихся

в мировой практике методов, основными из которых можно  выделить следующие:

применение ограничительных  мер, контроль за усилением  экономической

концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты  на действия

органов власти и  управления, которые могут неблагоприятно повлиять на

конкуренцию, использование  государственного реестра.

     Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к

хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное  законодательство. Это

запреты на монополистическую  деятельность и недобросовестную конкуренцию, на

действия органов  власти и управления, которые могут  неблагоприятно сказаться на

развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты,

направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на

злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие

злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением

антимонопольного  законодательства.

Довольно часто  встречаются такие нарушения, как  навязывание контрагенту

невыгодных условий  договора, несоблюдение порядка ценообразования,

согласованные действия предприятий, направленные на ограничение  конкуренции.

Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети  предприятий, занимающих

доминирующее положение  на рынке, завышают цены на товары и  услуги.

Закон запрещает  устанавливать монопольно высокие  или монопольно низкие цены,

изымать товар  из обращения с тем, чтобы создавать  или поддерживать дефицит

или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для

него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор

дискриминирующие  условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по

сравнению с другими  предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу

с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения

договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть

возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных  цен, хотя и

здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по

выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно

использовать концепцию  ограничения прибыли и концепцию  сравнения рынка.

Применение первой концепции осложняется тем, что  производственные затраты

необходимо устанавливать  с учетом того, что производственные мощности могут

быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так

же нереально  выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность

предприятия в  условиях господства бартера и "черного  нала". Поэтому

предпочтительной  оказывается концепция сравнения  рынков, в рамках которой

антимонопольному  ведомству не нужно проверять  производственные показатели

предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить

монопольно высокие  или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие  цены, а в странах с

развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение

преимущественно в отношениях с потребителями  или поставщиками, а не с

Информация о работе Антимонопольная политика и практика зарубежных стран