Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью данной работы является:
1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»
2. Проследить историю развития антимонопольной политики
3. Исследовать опыт антимонопольной политики других стран
4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 3
Определение монополий 6
1.1 Монополия 6
1.2. Монопольный рынок и его механизмы 6
1.3.Источники монополий 7
1.4. Виды монополий 8
1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11
1.6. Необходимость антимонопольного регулирования 12
2. Мировой опыт антимонопольного регулирования 14
2.1. История развития антимонопольного законодательства 14
2.2 Модели антимонопольного регулирования 17
3. Антимонопольная политика РБ 19
Заключение 21
Список использованных источников 24
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
21
Заключение
Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения обьема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфиндела-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощерение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.) Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
В целях совершенствования антимонопольного регулирования в Беларуси необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное
22
использование
векового опыта
и на антимонопольную практику других развитых стран. с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Беларуси в эффективный регулятор рыночных отношений.
Следует заметить,
что государство должно не только
бороться с монополиями, оно должно
разрабатывать стратегии по восстановлению
и поддержанию совершенной
Разумное, чёткое
и уверенное реформирование
23
Список литературы
1.Лемещенко, П. С. Экономика / П. С. Лемещенко, И. А. Лаврухина, Н. А. Мельникова, И. А. Руденков // Монополия и экономическая эффективность.- 2007.- №1.- с. 215-216.
2. Зубко, Н.
М. Основы экономической
3. Коралёв, М. И. Экономика. Риски. Защита: Словарь-справочник / М. И. Коралёв // Антимонопольная политика.- 2008.- №3.- с.43.
4. Шаваев, А. Г. Экономическая безопасность/ А. Г. Шаваев // Антимонопольное законодательство.- 2001.- №2.- с. 67.
5. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики / Р. М. Нуреев // Экомическая и административная монополия .- 1997.- с. 226-227.
6. http://www.economy.gov.by/ru/
7. http://economics-catsss.ru/
24