Антимонопольная политика государства

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»
2. Проследить историю развития антимонопольной политики
3. Исследовать опыт антимонопольной политики других стран
4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Определение монополий 6
1.1 Монополия 6
1.2. Монопольный рынок и его механизмы 6
1.3.Источники монополий 7
1.4. Виды монополий 8
1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11
1.6. Необходимость антимонопольного регулирования 12
2. Мировой опыт антимонопольного регулирования 14
2.1. История развития антимонопольного законодательства 14
2.2 Модели антимонопольного регулирования 17
3. Антимонопольная политика РБ 19
Заключение 21
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

антимонопольное законодательство.

    Антимонопольное   законодательство- комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных  на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Главным инструментом антимонопольного регулирования является  путём экономических ограничений и юридических мер (система налоговых ставок, кредитов, ценообразования, образования малых предприятий и поощрение конкуренции).

    Классическим  примером антимонопольного законодательства  является антитрестовское законодательство  США. Первым актом стал знаменитый  закон Шермана (1890), который был  направлен против монополизации  торговли и коммерческой деятельности. Главная особенность закона Шермана-нацеленность  на борьбу с уже существующими  монополиями. Его недостатками  были нечёткость основных определений,  отсутствие контролирующего выполнение  закона постоянного органа и  профилактических антимонопольных  мер.

Эти недостатки в значительной степени устранены  в 1914г., когда были приняты закон  Клейтона и закон о Федеральной  торговой комиссии. В законе Клейтона не только уточнялись основные понятия  антитрестовского законодательства, но и расширялось понятие антимонопольной  деятельности. В частности, особое внимание уделялось

финансовым аспектам взаимодействия монополистов, а также

14

монопольной власти как таковой. На правительственную  Федеральную торговую комиссию был  возможен контроль за исполнением антитрестовских законов. Совершенствование антитрестовского законодательства продолжалось и позднее. Например, в первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана(Jhh). Если этот индекс не превышал1000, то рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800-высококонцентрированным. Введение подобных нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где она была низка, и не препятствовала вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

     Антитрестовские  законы США оказали большое  влияние на развитие антимонопольного  законодательства других стран,  в том числе современной России  и Беларуси.

    В  Западной Европе антимонопольные  законодательства были приняты  после Второй мировой войны  и имели ряд особенностей. С  одной стороны, они формально  направлены на защиту интересов  потребителей, а с другой- призваны поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.

В бывшем СССР с  самого начала ситуация складывалась иначе, чем в западных странах. Здесь  экономический монополизм тесно  переплетается с государственным  монополизмом, что определяло гипертрофированность экономики в целом. Она складывалась под воздействием таких факторов, как:

v Наличие командно-административной системы управления, в которой действие объективных экономических законов подменялось субъективным принятием решений;

v Устойчивый и массовый дефицит товаров, который обострял конкуренцию среди потребителей и превращал всех производителей в монополистов;

v Сосредоточение в руках государства основной доли средств производства ( до 85% в конце 1980-х гг.), что было несовместимо с

15 

конкуренцией

Распад СССР и появление новых независимых  государств, ориентирующихся на рыночную форму организации хозяйства, потребовали  от них формирования законодательной  базы для создания конкурентного  рынка. Пока такое законодательство находится на стадии своего формирования и предусматривает в первую очередь  разгосударствление собственности  и ее приватизацию.

В разных странах  характер и содержание антимонопольного законодательства имеют свои особенности. Однако существуют общие основы, которые  должны быть заложены в антимонопольное  законодательство любого государства. Это:

v Охрана и поощрение конкуренции;

v Контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

v Контроль за ценами;

v Защита интересов потребителей;

v Защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

    Подробнее  особенности антимонопольной политики  Республики Беларусь описываться  в следующей главе.

В зависимости  от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных  органов:

v Полномочия, направленные на развитие конкуренции  и предпринимательства ( на реализацию задач созидательного характера);

v Полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

v Полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства. 

16 

Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:

А. Проведение анализа  и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Б. Определение  доминирующего положение хозяйствующего субъекта.

В. Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды  на товарных рынках.

Г. Дача разъяснений  по вопросам применения антимонопольного законодательства.

 Полномочия  по осуществлению государственного  контроля по соблюдению антимонопольного  законодательства:

А. Принятие решения  и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Б. Антимонопольный  контроль на торгах.

В. Привлечение  нарушителей антимонопольного законодательства.

Г. Право антимонопольных  органов  на предъявление иска в  суд.

Д. Формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.

    Особую  роль в  формировании правового  поля  конкурентных рыночных отношений  играет совершенствование государственного законодательства. В этой связи необходимо ускорить разработку и принятие федеральных законов и иных правовых актов по вопросам регистрации юридических лиц, лицензирования, защиты конкуренции на финансовых рынках, конкурсного  порядка распределения заказов на поставку продукции для государственных нужд, сертификации. Четкая правовая регламентация данных вопросов на федеральном уровне позволит существенно ограничить нарушения законодательства и злоупотребления со стороны власти, даст возможность и производителям эффективно защищать свои права и интересы.

Модели  антимонопольного регулирования

 В экономической  и юридической литературе по  антимонопольному регулированию экономики принято различать две основные его модели:

17

американскую  и европейскую. Американская модель строится на принципе запрещения монополии как структурной единицы независимо от социально-экономических последствий её деятельности. В данной модели антимонопольного регулирования предполагаются в основном форма правоприменительного процесса и судебное преследование нарушителей. Европейская модель, в отличие от американской, делает упор на принцип контроля за злоупотреблениями. Такой подход акцентирует внимание не на структуре отрасли, а на поведении отдельных хозяйствующих субъектов. Такой подход требует создания специальной системы административных органов, призванных постоянно анализировать и контролировать состояние конкуренции на различных рынках.

  В последнее  десятилетие различия между этими  двумя моделями уменьшаются. При  этом их сближение идет в  сторону европейской модели, когда  антимонопольное регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов  осуществляется не только на  основе их относительных и  абсолютных размеров, сколько с  учетом социально-экономических  последствий их деятельности  для общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18 

                

Антимонопольная политика РБ

    Начало государственной политики в области антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу I марта 1993 г.

    Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит

из  настоящего  Закона  и  других  актов  законодательства,  а также

международных  договоров,  участницей  которых  является  Республика

Беларусь.

Основой антимонопольного законодательства РБ служит Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической  деятельности и развитии конкуренции». Данный закон обеспечивает ограничения  монополистической деятельности и  нечестной конкуренции, чтобы рынки  функционировали эффективно в целях  защиты прав и интересов потребителей.

При разработке конкретных программ по демонополизации  следует учитывать, что в РБ свыше тысячи предприятий интегрированы в две сотни производственных объединений, что не равносильно концентрации производства. Экологические и социальные факторы обуславливают необходимость территориальной специализации производства.

Для выполнения этого закона существует правовая база антимонопольного контроля и регулирования, в котором регламентируются следующие  основные вопросы:

v определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;

v порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий

v правила проведения государственного антимонопольного контроля за за сделками с акциями,имущественными паевыми взносами в

19

имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

v порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;

v порядок организации и проведения проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках;

v порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

v порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;

v порядок выявления монопольных цен;

v порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;

v порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;

v порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных  барьеров для входа на рынки новых  хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников  и равных условий конкуренции  для предприятий всех форм собственности.

В результате реформирования  собственности, демонополизации 

20

экономики республике сформировались рынки с конкурентной структурой. Но существуют отрасли, в  которых по технологическим причинам присутствует естественная монополия, а конкуренция будет являться лишь разрушительной силой.  В таких  случаях  государством вводятся меры ограничения, которые касаются ценообразования, объёмов и качества услуг, условий  обслуживания.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и  финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Следствием проведения правильной антимонопольной политики государства  должна повышаться конкурентоспособность  отечественных товаров.

Информация о работе Антимонопольная политика государства