Антимонопольная политика государства

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»
2. Проследить историю развития антимонопольной политики
3. Исследовать опыт антимонопольной политики других стран
4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Определение монополий 6
1.1 Монополия 6
1.2. Монопольный рынок и его механизмы 6
1.3.Источники монополий 7
1.4. Виды монополий 8
1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11
1.6. Необходимость антимонопольного регулирования 12
2. Мировой опыт антимонопольного регулирования 14
2.1. История развития антимонопольного законодательства 14
2.2 Модели антимонопольного регулирования 17
3. Антимонопольная политика РБ 19
Заключение 21
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский Государственный  Университет 

Экономический факультет

Кафедра менеджмента 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Антимонопольная  политика государства» 

Автор работы: студент (-ка)

1 курса отделения

"Международный  менеджмент"  _____________   Д. В. Мальцева 
 

Руководитель:

преподаватель        _____________                 А. Г. Ветёлкина       
 
 
 

Минск  2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

                            Стр.

ВВЕДЕНИЕ                     3

  1. Определение монополий                                                6

    1.1 Монополия                                                                      6

    1.2. Монопольный рынок и его механизмы                        6

    1.3.Источники монополий                                                  7

    1.4. Виды монополий                                                           8

    1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11

    1.6. Необходимость антимонопольного регулирования    12

    2. Мировой опыт антимонопольного регулирования        14

    2.1. История развития антимонопольного законодательства 14

     2.2 Модели антимонопольного регулирования                  17

     3. Антимонопольная политика РБ                                       19

Заключение                                                                                 21

Список использованных источников                                       24 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Целью данной работы является:

1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»

2. Проследить историю развития антимонопольной политики

3. Исследовать опыт антимонопольной политики  других стран

4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь

    Прежде чем раскрывать сущность антимонопольной политики, следует раскрыть понятие «монополия».

      Впервые термин монополия был  употреблён в Римском праве  и английском законодательстве, где выделялись такие признаки, как обладание властью, исключительным  правом, преимуществом, привилегиями, позволяющими получать сверхприбыль.

    Существует  множество определений монополии.  Это понятие является настолько  важным, что в мировой экономической  теории есть даже такое понятие,  как теория монополий. 

Давая определение, опираясь на рыночную структуру, монополия- это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходиться лишь на одного субъекта. В данном случае большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта.

     Давая  же определение монополии с  точки зрения рыночного поведения,  теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких как цена, реклама и др.).  При монополии субъект оперирует  этими инструментами, не учитывая  конкуренцию, а следовательно, и интересов конкурентов.

     Монополия- рыночная структура, имеющая следующие характерные признаки:

1. На рынке присутствует одна фирма

2. Вход в отрасль не возможен, т.к. его блокирует юридические и естественные барьеры

3. Уникальная продукция

4. Полная информация

5. Продавец полностью владеет контролем над ценой 

        Причиной монополизации называли  субъективную психологическую склонность  к объединению, контроль над  сырьем и др. По мнению Э.  Чемберлина, основой, или причиной монополии, являлась дифференциация продукта, которой он отводил решающую

    3

роль  в возникновении монополии. Под "дифференциацией  продукта" Э. Чемберлин понимал любые индивидуальные особенности, как самого товара, так и продавца. Конкуренция порождала тенденцию капитала к концентрации его в руках немногих, а концентрация на определенной ступени развития вела к монополии. К. Маркс доказал, что предпосылками процесса возникновения монополии явились: во-первых, конкуренция (взаимосвязана с монополией), во-вторых, концентрация производства, так как свободная конкуренция порождает стремление капитала концентрироваться в руках немногих.

    Страны, в которых присутствует рыночная экономика, неизбежно сталкиваются с монополизацией рынка. Существование  монополий во многом оказывает негативное влияние на рынок.

        Одним из негативных факторов  является монопольная цена. Покупатели  вынуждены приобретать  товар  по ценам по более высоким  ценам, чем на конкурентном  рынке.

        Следующим отрицательным фактором  является торможение развития  научно-технического прогресса.  Многие экономисты доказывали, что  крупные фирмы способствуют развитию  технического прогресса, т.к. они  обладают средствами на исследования. Но, на самом деле, такое происходит  довольно редко, поскольку   монопольное положение и, следовательно,  выгоды снижают стимул у монополиста  для  постоянного усовершенствования  производства.

        Также достаточно важным негативным  фактором существования монополий  является, то что они способны заключать соглашения, типа картельных, с помощью которых поддерживают слабые предприятия, путём выделения соответствующих льгот и установления цен на высоком уровне.

        Вследствие данных причин необходимо  государственное вмешательство  путём проведения антимонопольной  политики.

        Антимонопольная политика (antimonopoly policy)- комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства в области налогообложения, приватизации, стимулирования и т.п.), направленных против монополизации производства, но поощряющих конкуренцию между производителями товаров и услуг. 

    В рыночной экономике конкуренция возникает  естественным образом благодаря  свободе создания предприятий и  производств, выбора производственной программы, продвижения на любой  рынок. 

    Конкуренция неизбежно появляется в условиях полноценного развитого

    4

    рынка вследствие отсутствия как дефицита товаров, так и диктата производителя, взамен которого возникает диктат потребителя. Борьба за потребителя и становится питательной средой конкуренции, ибо без завоевания рынка потребителей экономическое существование в рыночной экономике становится тяжелым, а то и просто невозможным.

       Вместе с тем было бы ошибочно считать, что конкуренция в рыночной экономике доведена до совершенства и не боится монополизма как своего главного врага. Монополизм и стремление к нему столько же неизбежны, как и конкуренция в рыночной экономике. Рыночная экономика не способна устранить монополизацию. Не может она создать совершенную конкуренцию как антипод монополизма. Тем не менее рыночная экономика способна: противостоять крайним проявлениям монополизма и обеспечивать демонополизацию, создавать некое равновесие, баланс между неизбежным уровнем монополизации и необходимым уровнем конкуренции. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    5 
     
     

Определение монополий

    Монополия - (от греч. Mono - один и Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

      Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

   Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела: «…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…».

    Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Монопольный рынок и его механизмы

Рынок представляет собой достаточно сложный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения, посредством чего устанавливается общий уровень  цен. Реализация товаров, работ, идей, услуг  на любом рынке принимает вид  соперничества, поскольку каждая фирма-производитель  стремится к захвату большей  доли рынка, получению наилучших  условий ведения деятельности и  своего собственного потребителя.

Такое соперничество  на рынке носит название конкуренции, это еще один

6

из элементов  рыночного механизма. Конкуренция  положительно влияет на производственный процесс, поскольку каждая фирма  стремится осуществить какие-то нововведения, что-то изобрести.

Все это, несомненно, способствует технологично-производственному  развитию бизнеса. Таким образом, рыночная структура характеризуется наличием или отсутствием монопольной  власти. С понятиями «монополия»  и «конкуренция» неразрывно связано  понятие рыночной власти. Чем выше данная величина, тем жестче на рынке  конкуренция. Максимальной властью конечно же является монополия. Монополизм характеризуется установлением завышенных цен на все товары и жестким контролем над организационной структурой и функционированием рыночного механизма. 

Монопольная цена представляет собой разновидность  рыночной цены, которая имеет наибольшую величину по сравнению с ценами других товаропроизводителей, посредством  чего обеспечивает монополиста сверхприбылью. Монопольная цена может иметь  две формы. 

Монопольно высокая  цена устанавливается на товары и  услуги, которые были изготовлены  и поставлены на рынок фирмой-монополистом. Сама монополия факторы производства и другие необходимые для деятельности ресурсы приобретает по монопольно низкой цене.

Источники монополий

Экономисты насчитывают  четыре фактора, каждый из которых, сочетание  некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая  фирма становится монополией.

1.  Полный  контроль над важными факторами  производства.

Например,  в  течение  многих  лет  фирма  «Ксерокс»  контролировала

процесс изготовления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более  совершенными знаниями в области  технологий, в ряде случаев защищенными  патентами. Однако, осуществление исключительного контроля над ключевыми факторами производства, например, ресурсами, не гарантируют монополии постоянной власти.

Информация о работе Антимонопольная политика государства