Антимонопольная политика государства

Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является:
1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»
2. Проследить историю развития антимонопольной политики
3. Исследовать опыт антимонопольной политики других стран
4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Определение монополий 6
1.1 Монополия 6
1.2. Монопольный рынок и его механизмы 6
1.3.Источники монополий 7
1.4. Виды монополий 8
1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11
1.6. Необходимость антимонопольного регулирования 12
2. Мировой опыт антимонопольного регулирования 14
2.1. История развития антимонопольного законодательства 14
2.2 Модели антимонопольного регулирования 17
3. Антимонопольная политика РБ 19
Заключение 21
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 48.19 Кб (Скачать)

2.      Экономия, обусловленная ростом  масштаба производства 

7 

(проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

3. Патенты. В  большинстве стран мира изобретения  защищены с помощью той или  иной патентной системы. Патент, вообще говоря, обычно предоставляет  право исключительного получения  прибыли на всех стадиях производства, где используется данное изобретение

4. Государственные  лицензии или привилегии. 

На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные  лицензии.

Виды  монополий

Естественная  монополия характеризуется ситуацией  на рынке, при которой потребительский  спрос может быть наилучшим образом  удовлетворен только одной или небольшой  группой фирм. Здесь важная роль отводится технологическим особенностям производства и системе потребительского обслуживания. В данном случае конкуренция  не имеет практического смысла и  даже может быть нежелательна. Например, такие отрасли как электроэнергетика, телефонная, почтовая и радиотелевизионная связь имеют в своем составе  небольшое число, а может и  единственное предприятие, которое, несомненно, является монополистом.

Для того чтобы  наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть  ее основные признаки.

1) фирмы, естественные  монополисты, наиболее эффективно  функционируют в том случае, когда  на рынке отсутствует конкуренция.  Дело в том, что это позволяет  экономить на масштабах производства  вследствие очень высоких издержек. Примером может служить транспортная  отрасль. Услуги перевозок тем ниже, чем большую величину составляет количество перевозимых людей и грузов. Иными словами, стоимость единицы транспортной услуги находится в обратной зависимости от числа ее потребителей;

2) барьеры входа  на рынок для других фирм. Издержки, связанные с осуществлением функционирования  естественной монополии, настолько  высоки, что деятельность аналогичных  по специализации фирм в принципе  не может быть окуплена;

8

3) естественная  монополия характеризуется низкой  эластичностью спроса по цене. Товар, который поставляет на  рынок фирма-монополист, уникален  и не имеет заменителей или близких по свойствам аналогов. Поэтому потребительский спрос на него не меняется в зависимости от динамики цены. Данная продукция удовлетворяет важнейшие потребности покупателей, поэтому они в любом случае будут ее потреблять;

4) деятельность  фирмы-монополиста построена по  сетевому принципу. Иными словами,  головная организация имеет широкие  географические и экономические  связи со всеми филиалами и  дочерними структурами. Посредством  этого фирма осуществляет контроль  над рынком и механизмом его  функционирования.

Естественные  монополии встречаются в двух вариантах.

Первый тип  — природная монополия. Она образуется посредством барьеров, создаваемых  самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем  роде источник природных ресурсов и  приобрела в свою собственность  участок земли, на котором это  месторождение расположено.

Ко второму  типу относятся технико-экономические  монополии. Они появляются под воздействием каких-либо веских или экономических  факторов. При этом имеет эффект масштаба, что заставляет фирмы расширять  зону своего влияния и собственные  размеры в целях снижения затрат на единицу изготовленной продукции.

Например, просто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопровождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм.

Таким образом, естественная монополия — это  самый оптимальный вид монопольной структуры. Сегодня такие крупнейшие компании осуществляют общий контроль над использованием ресурсов и занимаются их распределением, однако главным недостатком здесь все же является система «плавающих» цен, поскольку монополист устанавливает их самостоятельно и порой необоснованно. 

9

Экономическая и административная монополия: 

Даже чистая монополия  вынуждена считаться  с потенциальной конкуренцией. Эта  конкуренция может обостриться  в связи с нововведениями, возможным  появлением товаров-заменителей, конкуренцией  импортных товаров. Монополия в  условиях административно-командной  системы базируется на государственной  собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного  дефицита. Административно-командная  система развивается, как правило,  в условиях закрытой экономики, опирается  на государственную монополию внешней  торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение  всех основных ресурсов. Конечным её результатом  становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.

Следовательно, мы видим, что административной монополии  конкуренция угрожает в гораздо  меньшей степени, чем чистой монополии  в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты  через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно- технический  прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надёжно ограждает их от иностранных конкурентов. Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.

Мировой экономической  теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:

1. Монополизм, который  вырастает из конкуренции и  базируется на концентрации и  централизации производства и  капитала (производственная, сырьевая  и финансовая монополия).

2. Монополизм, представленный  технологической олигополией (металлургия,  электроэнергетика, ж/д транспорт  и т.д.). Имеется в виду несколько  крупных корпораций, контролирующих производство и сбыт определенного рода продукции.

3. Монополизм, обусловленный  дифференциацией продукта. Дифференциация  продукта является одним из  основных признаков монополистической  конкуренции. Она может принимать ряд различных форм:

10

Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.

Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы  по продаже и обмену ее товаров  и т.д.

Размещение: владельцы  маленьких магазинов располагают  их вблизи от покупателей, на наиболее оживленных улицах и продажа в  них производится круглосуточно.

Стимулирование  сбыта и упаковка: мнимые различия могут создаваться за счет рекламы, необычной упаковки, использования  торговых марок и знаков. В развитых странах этот тип монополизма  получил самое широкое распространение.

4. Монополизм, который  воплощают предприятия, лидирующие  на тех или иных направлениях  современной НТР. Он исчезает по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок другими субъектами.

5. Государственный  монополизм, связанный с потреблением  в масштабе страны таких общественных  благ, как национальная оборона,  госуправление, единая энергетическая система, фундаментальные науки и т.д.

6. Монопсония. Это  когда на рынке выступает лишь  один покупатель какого-либо товара, услуг или ресурса. Как правило,  монополистом является государство,  выступая в качестве единственного  покупателя. К примеру, советское  государство ранее через Госплан  и систему госзаказов покупало  всю продукцию предприятий и  не только стратегического назначения.

Способы определения  степени монополизации рынков

  Монополистические  злоупотребления рыночной властью  - не выдумка критиков крупных  компаний. История знает много  примеров того, как компании-гиганты  завышали цены, сознательно ухудшали  качество, тормозили внедрение новинок  и т.д.

Государство для  того, что бы избежать отрицательного влияния на экономику вводит ряд  мер для воздействия на такие  фирмы. Р. Лифман в свое время считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства. Однако в ряде случаев

монопольное положение  достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%.В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти, так называемый

11 
 
 
 
 

коэффициент (индекс степени монополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:

L=(P-MC)/P

где Р - монопольная цена, МС - предельные издержки.

Сегодня широко используется индекс Харфиндела—Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:

ИХХ=∑Xi2 ,

где X - доля i-й  фирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п - общее число фирм на рынке. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Его величина зависит от числа предприятий и доли каждого из них в обще» объеме изучаемого признака.

На основании  ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:

 ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;

 ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;

 ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.

Необходимость антимонопольного регулирования

Страны, в которых  присутствует рыночная экономика, неизбежно  сталкиваются с монополизацией рынка. Существование монополий во многом оказывает негативное влияние на рынок.

    Одним  из негативных факторов является  монопольная цена. Покупатели вынуждены  приобретать  товар по ценам  по более высоким ценам, чем  на конкурентном рынке.

    Следующим  отрицательным фактором является  торможение развития научно-технического  прогресса. Многие экономисты  доказывали, что 

12

крупные фирмы  способствуют развитию  технического прогресса, т.к. они

обладают средствами на исследования. Но, на самом деле, такое происходит довольно редко, поскольку  монопольное положение и, следовательно, выгоды снижают стимул у монополиста  для  постоянного усовершенствования производства.

    Также  достаточно важным негативным  фактором существования монополий  является, то что они способны заключать соглашения, типа

картельных, с  помощью которых поддерживают слабые предприятия, путём выделения соответствующих  льгот и установления цен на высоком  уровне.

    Вследствие  данных причин необходимо государственное  вмешательство путём проведения  антимонопольной политики.

    Антимонопольная  политика(antimonopoly policy)- комплекс государственных мер ( разработка, принятие и применение соответствующего законодательства в области налогообложения, приватизации, стимулирования и т.п.), направленных против монополизации производства, но поощряющих конкуренцию между производителями товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

13 

Мировой опыт антимонопольного регулирования

Основными целями антимонопольной политики являются, во-первых, запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашение о фиксирование цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения; во-вторых, разделение монопольных структур.

   Существует  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных  монополий.

Информация о работе Антимонопольная политика государства