Автор: m**********@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 21:28, курсовая работа
Целью данной работы является:
1. Раскрыть понятия «монополия», « монопольная политика», «монопольное законодательства»
2. Проследить историю развития антимонопольной политики
3. Исследовать опыт антимонопольной политики других стран
4. Выявить особенности антимонопольного регулирования Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 3
Определение монополий 6
1.1 Монополия 6
1.2. Монопольный рынок и его механизмы 6
1.3.Источники монополий 7
1.4. Виды монополий 8
1.5.Способы определения степени монополизации рынков 11
1.6. Необходимость антимонопольного регулирования 12
2. Мировой опыт антимонопольного регулирования 14
2.1. История развития антимонопольного законодательства 14
2.2 Модели антимонопольного регулирования 17
3. Антимонопольная политика РБ 19
Заключение 21
Список использованных источников 24
2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства
7
(проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).
3. Патенты. В
большинстве стран мира
4. Государственные
лицензии или привилегии.
На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.
Виды монополий
Естественная
монополия характеризуется
Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать естественную монополию, необходимо рассмотреть ее основные признаки.
1) фирмы, естественные
монополисты, наиболее
2) барьеры входа
на рынок для других фирм. Издержки,
связанные с осуществлением
8
3) естественная
монополия характеризуется
4) деятельность
фирмы-монополиста построена
Естественные монополии встречаются в двух вариантах.
Первый тип — природная монополия. Она образуется посредством барьеров, создаваемых самой природой. Например, геологоразведочная компания открыла уникальный в своем роде источник природных ресурсов и приобрела в свою собственность участок земли, на котором это месторождение расположено.
Ко второму
типу относятся технико-
Например, просто невозможно представить, чтобы в городе имелась не одна, а две или несколько сетей канализации или несколько способов поступления газа и света в каждую квартиру или любое другое помещение. Если бы так было, такая деятельность сопровождалась бы огромными издержками конкурирующих фирм.
Таким образом,
естественная монополия — это
самый оптимальный вид
9
Экономическая и административная монополия:
Даже чистая
монополия вынуждена считаться
с потенциальной конкуренцией. Эта
конкуренция может обостриться
в связи с нововведениями, возможным
появлением товаров-заменителей, конкуренцией
импортных товаров. Монополия в
условиях административно-командной
системы базируется на государственной
собственности на средства производства
и действует в условиях значительной
ограниченности рынка и товарного
дефицита. Административно-командная
система развивается, как правило,
в условиях закрытой экономики, опирается
на государственную монополию
Следовательно, мы видим, что административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства, предприятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно- технический прогресс в своей стране. Им не грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производство большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надёжно ограждает их от иностранных конкурентов. Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.
Мировой экономической теории и практике известны по крайней мере шесть основных типов монополизма:
1. Монополизм, который вырастает из конкуренции и базируется на концентрации и централизации производства и капитала (производственная, сырьевая и финансовая монополия).
2. Монополизм, представленный
технологической олигополией (
3. Монополизм, обусловленный
дифференциацией продукта. Дифференциация
продукта является одним из
основных признаков
10
Качество продукции: различия по функциональным особенностям, материалам, дизайну, качеству работы и т.д.
Услуги: услужливость работников магазина, репутация фирмы по продаже и обмену ее товаров и т.д.
Размещение: владельцы
маленьких магазинов
Стимулирование
сбыта и упаковка: мнимые различия
могут создаваться за счет рекламы,
необычной упаковки, использования
торговых марок и знаков. В развитых
странах этот тип монополизма
получил самое широкое
4. Монополизм, который
воплощают предприятия,
5. Государственный
монополизм, связанный с потреблением
в масштабе страны таких
6. Монопсония. Это
когда на рынке выступает лишь
один покупатель какого-либо
Способы определения степени монополизации рынков
Монополистические
злоупотребления рыночной
Государство для того, что бы избежать отрицательного влияния на экономику вводит ряд мер для воздействия на такие фирмы. Р. Лифман в свое время считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75% производства. Однако в ряде случаев
монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%.В 1934 г. А. Лернер предложил способ количественного измерения монопольной власти путем определения величины, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Показатель монопольной власти, так называемый
11
коэффициент (индекс степени монополизации) Лернера, рассчитывался по следующей формуле:
L=(P-MC)/P
где Р - монопольная цена, МС - предельные издержки.
Сегодня широко используется индекс Харфиндела—Хиршмана (ИХХ), который определяется по формуле:
ИХХ=∑Xi2 ,
где X - доля i-й фирмы на рынке (в %); i = 1,2,3,...; п - общее число фирм на рынке. Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Его величина зависит от числа предприятий и доли каждого из них в обще» объеме изучаемого признака.
На основании ИXX государство регулирует конкуренцию на рынках. Так, в США, если:
ИXX меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным, и разрешаются любые слияния и поглощения;
ИXX больше 1000, но меньше 1800, то рынок считается умеренно концентрированным, и слияния разрешаются, но вводятся специальные правила, гарантирующие новым предприятиям возможность выхода на уже освоенный рынок;
ИXX больше 1800, то отрасль считается высокомонополизированной, и слияния и поглощения запрещаются.
Необходимость антимонопольного регулирования
Страны, в которых присутствует рыночная экономика, неизбежно сталкиваются с монополизацией рынка. Существование монополий во многом оказывает негативное влияние на рынок.
Одним
из негативных факторов
Следующим
отрицательным фактором
12
крупные фирмы способствуют развитию технического прогресса, т.к. они
обладают средствами на исследования. Но, на самом деле, такое происходит довольно редко, поскольку монопольное положение и, следовательно, выгоды снижают стимул у монополиста для постоянного усовершенствования производства.
Также
достаточно важным негативным
фактором существования
картельных, с
помощью которых поддерживают слабые
предприятия, путём выделения
Вследствие
данных причин необходимо
Антимонопольная
политика(antimonopoly policy)- комплекс государственных
мер ( разработка, принятие и применение
соответствующего законодательства в
области налогообложения, приватизации,
стимулирования и т.п.), направленных против
монополизации производства, но поощряющих
конкуренцию между производителями товаров
и услуг.
13
Мировой опыт антимонопольного регулирования
Основными целями антимонопольной политики являются, во-первых, запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашение о фиксирование цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения; во-вторых, разделение монопольных структур.
Существует
два вида антимонопольной