Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является изучение инфляции в условиях экономики Беларуси, анализ недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией и предложение варианта по борьбе с этим социально-экономическим явлением. В связи с этим, задачами данной курсовой работы являются:

Определение сущности инфляции, её видов и механизмов развития
Выявление особенностей инфляции на современном этапе
Анализ мер по борьбе с инфляцией

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

   Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

   Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

   По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%.  В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD.

   В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП 109-110%.

Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем  роста заработной платы, заложенным в программе.[13]

   Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго- и газоснабжении.

   В первой половине 2005 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2005 г. составит 29%.

   По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.

   Рекомендации на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской деятельности.

   Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.

   Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Основные направления  и методы  антиинфляционного 

       регулирования в Республике Беларусь. 

   Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

   Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

   Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2005-2008 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

   В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

   Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.

   Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

   Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

   С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

   Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения        Национального банка с исполнительной властью.

   В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2007 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2006 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.

   В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой, чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару — 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно, Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля (превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно на 6%.

   В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2007 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е. Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

   Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2008 г. были выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.

   Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2005 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2008 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

   Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2008 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.

   Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.  
   Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

   Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь