Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

целью курсовой работы является изучение инфляции в условиях экономики Беларуси, анализ недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией и предложение варианта по борьбе с этим социально-экономическим явлением. В связи с этим, задачами данной курсовой работы являются:

Определение сущности инфляции, её видов и механизмов развития
Выявление особенностей инфляции на современном этапе
Анализ мер по борьбе с инфляцией

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

   Остается отметить, что инфляция спроса известна уже  давно,  причины  и

механизм  ее  достаточно  просты,   поэтому   при   своевременном   принятии

антиинфляционных  мер, борьба не составляет большого труда.

Второй  вид -  инфляция  предложения  (cost-push  inflation)   или

производителей, где рост цен  объясняется  возрастанием  издержек  источника инфляции,  обусловленной  ростом  издержек,  -  это  увеличение  номинальной заработной платы или цен  на  сырье  и  энергию.  Первый  объясняется  силой профсоюзов,   возрастающей    с    полной    занятостью,    и    психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки  и простой  производства,  а  некоторое  повышение  зарплаты  и   себестоимости продукции.  Второй  обычно  связан  с  воздействием  экзогенных  факторов  - неурожаев, стихийных бедствий  или,  например,  подорожанием  нефти  в  70-х годах, связанным  с  деятельностью  ОПЕК.  В  результате  инфляция  издержек сокращает  прибыли  и  объем   продукции,   которые   предприятия   намерены

предложить  при существующем уровне цен, и смещает  кривую предложения  влево.

   В  итоге,  через  определенное  время  баланс  спроса  и  предложения  опять восстанавливается, но уже при более высокой цене.  А  повышение  цены  может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

   Инфляция  производителей  гораздо  сложнее  инфляции   спроса,   т.к.

правительство в данном случае встает перед дилеммой:  либо  увеличить  спрос для  стимулирования  производства,  что  чревато  еще  большим   обострением инфляции и скачком  цен;  либо  бездействовать,  что  приведет  к  глубокому спаду, который может  вернуть  к  прежнему  уровню,  но  это  обернется  для экономики значительной потерей реального выпуска.    

   Причинами увеличения издержек могут  быть  олигополистическая  практика ценообразования и  финансовая  политика  государства,  рост  цен  на  сырье, действия  профсоюзов,   требующих   повышения   заработной   платы   и   др.

   Теория инфляции, обусловленной ростом издержек,  объясняет  рост  цен

такими  факторами,  которые  приводят  к  увеличению  издержек  на   единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки  при  данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив  общие  затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть: общие затраты.

   Повышение издержек на единицу продукции  в  экономике  сокращает  прибыли  и объем продукции, который фирмы готовы  предложить  при  существующем  уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг  в  масштабе  всей экономики. Это уменьшение предложения,  в  свою  очередь,  повышает  уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а  не  спрос  взвинчивает  цены,

как это  происходит при инфляции спроса.

  В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции - стагфляцию.  Как  известно  стагфляция  одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов  производства  и,  следовательно,  увеличение безработицы. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения  и  спроса.  А причинами   являются   структурное   несовершенство   рынка   и   отсутствие конкуренции, т. к. у монополий нет стимулов для  снижения  издержек.  Многие исследователи  также  полагают,  что  причиной  стагфляции   могут   служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного  спроса  владельцы  факторов производства начинают  завышать  стоимость  своих  услуг,  ожидая  возможное

падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту  издержек  производства и уменьшению совокупного  предложения.  Наблюдается  процесс  одновременного роста цен (из-за инфляции спроса) и падение объемов производства.  

  Сейчас в России  идет  процесс стагфляции,  порожденный структурной

диспропорцией, отсутствием  инноваций,  кризисом  отраслей  производственной сферы, сложившейся формой управления,  специфическими  видами  монетарной  и финансовой политики, и начавшийся галопирующей инфляции как следствие  после

попытки правительства фиксировать денежную массу.  Тогда  сокращение  спроса при инфляционных ожиданиях и интернациональном росте цен на сырье привели  к спаду производства и повышению себестоимости продукции.

   Таким  образом,  стагфляция  -  наихудшее  из  всех   зол   инфляции,

сочетающее  в себе проблемы инфляционного спроса и издержек,  поэтому  борьба с  этим  явлением  крайне  сложна.  На   практике,   часто   виды   инфляции переплетаются, поэтому многие экономисты как  за  рубежом,  так  и  в  нашей стране рассматривают инфляцию  как  многофакторное  явление,  противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны.  Борьба  с ней не может быть рассчитана на  какой-либо  конкретный  срок  и  составлять экономическую программу нового лидера, но является постоянной,  повседневной обязанностью правительства. 

                            Способы измерения инфляции.

      

   Для правильного планирования хозяйственной  деятельности  в  условиях

инфляции  люди должны учитывать силу инфляционных процессов.  Существует  три способа их измерения.

   Первый - измерение с помощью индекса  цен.  Используется  индекс  цен

валового  национального  продукта,  индивидуальных  потребительских  цен   и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут  соотношение  между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной  корзиной") выражается в процентах.

  Второй способ определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и  более  короткие  периоды  (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).

   Для вычисления темпов  инфляции  за  год  нужно  вычесть  индекс  цен

прошедшего  года из индекса цен этого года, разделить  эту  разницуна  индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%.  Если  темп  инфляции  получиться отрицательным, значит наблюдалась дефляция (падение цен).

   Третий способ- это  вычисление  "по  правилу  величины  70".  Правило

помогает  быстро подсчитать количество лет, необходимых  для  удвоения  уровня цен: надо только разделить число 70 на  темп  ежегодного  увеличения  уровня цен в процентах.  Имея  ввиду  эти  основополагающие  сведения,  перейдем  к рассмотрению причин инфляции. Главная из них - это  дисбаланс  национального хозяйства, приводящий к превышению спроса  над  предложением,  что  получило название инфляционного разрыва. Причин, вызывающих дисбаланс много. Их  роль каждой из них зависит от конкретной ситуации.

   И так,  для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса

потребительских цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ)  измеряет  соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских  товаров  и  услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной  ценой идентичной  и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

   Индекс потребительских цен является наиболее широко  распространенным

официальным показателем инфляции.

    

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В    

                   РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

  3.1. Особенности инфляционных процессов в Республике   

         Беларусь. 

   Жесткое административное регулирование белорусской экономики в 1997-2000 гг. было оправданно, ибо либерализация цен в отсутствие рыночных институтов в начале 90-х гг. привела к неуправляемому росту цен. Сегодня необходимости в жестких командных мерах нет. Правительство знает о проблемах белорусской экономики (в первую очередь, о дефиците инвестиций в развитие) и подготовило план ее оздоровления. Среди первоочередных мер оно назвало снижение налоговой нагрузки, рост реальных доходов населения, борьбу с «теневыми» доходами в бизнесе.

Резко снизить темпы инфляции сейчас невозможно. Хотя положительная процентная ставка по депозитам населения сохраняется, в Национальном банке понимают, что кредитные ресурсы для коммерческих банков достаточно дорогие, а это неизбежно означает постепенное снижение ставки рефинансирования.

   Стратегической задачей Нацбанка является выравнивание темпов инфляции в Беларуси до темпов инфляции в России. Поэтому в следующем году главной задачей станет привязка курса белорусского рубля к российскому, которую намечено осуществить с 1 января 2004 г. Планируется также, что Нацбанк откажется от эмиссионного кредитования дефицита бюджета. Но реализовать эти планы будет непросто, ибо бюджету придется изыскивать источники, которые могли бы стать заменой кредитам Нацбанка.

   Политика, направленная на денежную стабилизацию в стране и имеющая яркую антиинфляционную направленность, не находит логического продолжения в реальном секторе экономики.

   Столкнувшись с проблемой нарастающего ухудшения финансового положения большинства госпредприятий и недостатком средств для финансирования запланированных бюджетных расходов, правительство и Нацбанк прибегли к стратегии использования монетарных инструментов в качестве «якоря» в борьбе с инфляцией. С помощью валютных интервенций главный банк страны постоянно сдерживал темп понижения обменного курса белорусского рубля на уровне более низком, чем рост потребительских цен и цен в промышленности.

   Постоянные валютные интервенции привели, в свою очередь, к заметному снижению размера чистых иностранных активов органов финансового регулирования. Эти активы удалось пополнить только благодаря продаже пакета акций «Славнефти».

   С целью финансирования бюджетных расходов правительство не только увеличило свой рублевый долг перед центральным банком на 21,8 млрд. руб., но и снизило собственный валютный депозит в нем более чем на 60 млн. USD.[17, с. 14] Оно также активно заимствовало денежные средства у банков, превратившись из кредитора банковской системы в дебитора. На 1 апреля 2003 года общая задолженность правительства банкам страны достигла примерно 340 млрд. руб. Причем около 90% этой задолженности выражено в иностранной валюте.

   Очевидно, что нынешняя экономическая политика не позволяет белорусскому правительству найти общий язык с международными финансовыми организациями и привлечь кредитные ресурсы для выхода из кризиса. Поэтому перспективы таковы: либо правительство отказывается от поддержки рубля, либо в ближайшие 1-2 года будет спровоцирован системный кризис банковской системы, в результате чего все обязательства банков перед домашними хозяйствами и предприятиями будут фактически аннулированы.

   У этого сценария есть одна альтернатива — продажа наиболее ликвидной госсобственности. Это позволит сохранить нынешнюю денежную политику еще на 3-4 года.

   В стране отсутствуют мотивы для бизнеса, лишь единицы предприятий, прошедшие этап формальной приватизации, смогли приступить к реструктуризации, большинство акционированных предприятий не являются бизнесами, потому что не ставят перед собой цель зарабатывать прибыль. Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь прозрачные результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Украину, Польшу, Россию.

   За 10 месяцев 2003 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов фигурирует рост ВВП в рамках прогноза — 106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А вот ситуация в сельском хозяйстве упорно не желает подстраиваться под прогнозные показатели — 105,8%.

   Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь