Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 19:29, курсовая работа
целью курсовой работы является изучение инфляции в условиях экономики Беларуси, анализ недостатков экономической политики по борьбе с инфляцией и предложение варианта по борьбе с этим социально-экономическим явлением. В связи с этим, задачами данной курсовой работы являются:
Определение сущности инфляции, её видов и механизмов развития
Выявление особенностей инфляции на современном этапе
Анализ мер по борьбе с инфляцией
Одним из первых механизмов открытой инфляции можно назвать адаптивные инфляционные ожидания. Они представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных ожиданий – темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени, предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и услуг; производители и торговцы устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.
Причиной инфляции издержек является рост издержек производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).
Покажем инфляцию издержек на графике (рис. 3):
Рис. 3.
Инфляция издержек [18, с. 403]
Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения влево. Это отражает увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены и сокращается объем реального валового национального продукта.
Причиной инфляции спроса является увеличение
платежеспособности спроса на товары,
по сравнению с его прежней величиной.
В самом общем плане инфляция спроса означает
нарушение равновесия между совокупным
спросом и совокупным предложением
со стороны спроса. Покажем инфляцию спроса
на графике (рис. 4):
Рис. 4. Инфляция спроса [18, с. 402]
Сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 К AD2 ведет к росту цен если экономика находится на промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. Такой вид инфляции является наиболее изученным. Вычислить темп инфляции для данного года можно следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса последующего года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.
Предотвратить инфляцию спроса можно двумя путями: во-первых, путем законодательного замораживания заработной платы; сокращения бюджетного дефицита, который может стать важным источником дополнительного спроса; ограничения массы денег в обращении; во-вторых, путем насыщения рынка товарами и услугами.
Причина возникновения монетаристской инфляции: часто государство в силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы денег, производить эмиссию денег. Если наращивание массы денег не сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается покупательная способность денег и по определению наступает инфляция. Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией. Последнее приводит к внутренней инфляции в форме инфляции издержек за счет удорожания импортируемых товаров.
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон, в среднем, до 10% в год. При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост.
Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от 20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег. Такие высокие темпы инфляции в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии.
Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. В Венгрии, например, после второй мировой войны индекс цен с августа 1945г. по июль 1946 г. рос в среднем за месяц на 19800%. Такой стремительный взлет инфляции возможен только при бумажном денежном обращении и неконвертируемой денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и одновременное падение уровня производства. В связи с тем, что инфляционные ожидания – главная причина гиперинфляции, с этим трудно бороться. Можно устранить объективные предпосылки к росту цен, но они будут расти за счет исключительно ожиданий. Другая особенность гиперинфляции – быстрое сокращение реальной массы денег.
Поэтому достаточно продолжительная гиперинфляция неминуемо приводит к катастрофе всей финансовой системы. Экономика не может нормально функционировать с такими темпами роста цен. Из трех функций денег средства сохранения стоимости, единицы счета, средства обращения остается только последняя, да и то относительно. Если гиперинфляцию вовремя не остановить, то она приведет к развалу экономической системы. Во всей мировой истории зарегистрировано всего 15 случаев гиперинфляции, но почти все они приходятся на последнее столетие. Четко выделяются временные вехи гиперинфляции: окончание первой мировой войны, окончание второй мировой войны, долговой кризис 80-х годов. При гиперинфляции рост цен становится основным фактором, определяющим экономическое поведение. Население стремительно сокращает объем имеющихся у них реальных кассовых остатков, чтобы избежать инфляционного налога. Цены измеряются не в местной валюте, которая слишком быстро изменяет свою реальную стоимость, а в устойчивой инвалюте (например, в долларах). Общей чертой всех гиперинфляций является колоссальное увеличение номинального предложения денег, возникающее из-за необходимости финансировать громадный бюджетный дефицит. Она порождает резкое падение реальной величины собранных налогов, что увеличивает бюджетный дефицит или требует нового сокращения государственных расходов только для сохранения прежнего уровня дефицита. Дело в том, что в начислении и в уплате налогов существуют запаздывания. Если цены возросли за это время в 10 раз, то реальная стоимость налогов соответствует лишь одной десятой той, какой она должна быть при отсутствии лага.
Такое влияние инфляции на реальную стоимость налоговых поступлений называют «эффектом Танзи-Оливера» - желая увеличить инфляционный налог, государство увеличивает эмиссию денег, что, как мы видели в предыдущем параграфе, приводит к ускорению темпов инфляции. Величина реальной денежной базы, которую население держит в наличии, становится все меньше по мере того, как оно пытается избежать инфляционного налога, а государство печатает деньги все быстрее, пытаясь покрыть свои расходы. Постоянный темп инфляции исчезает, и она вступает в режим самоускорения. Кредиторы более не хотят финансировать государственный дефицит, и государство приступает к печатанию денег.
Опыт показывает, что для возникновения гиперинфляции устойчивый дефицит, финансируемый за счет эмиссии, составляет примерно 10-12% ВВП. Но даже при таком дефиците гиперинфляция не наступает сразу после перехода к эмиссионному финансированию. Постепенно домашние хозяйства пересматривают свои инфляционные ожидания в сторону их роста. Таким образом, действуют три канала непрерывного роста цен: печатание новых денег правительством (сеньораж); рост инфляционных ожиданий; уменьшение совокупного дохода. В результате, спустя некоторое время, в экономике возникает гиперинфляция.
Необходимо различать прогнозируемую инфляцию и неожиданную инфляцию. При прогнозируемой инфляции, во-первых, возникает инфляционный налог, а всякий налог удаляет экономику от эффективного использования ресурсов. Во-вторых, повышаются номинальные процентные ставки и увеличиваются номинальные издержки хранения денег. В-третьих, искажается действие других налогов. Налоговое бремя уменьшается, а налоговые льготы обесцениваются из-за того, что налоги исчисляются в одно время, а реально выплачиваются в другое (более позднее).
Для непредвиденной инфляции верные прогнозы о будущем (о прибылях и убытках) составить невозможно. Следовательно, искажаются такие основополагающие отношения, как кредитор – заемщик, труд – заработная плата, предприниматель – прибыль. Предположим, что инфляция выше ожидаемой. Цены на продукцию фирмы растут в среднем выше ожидаемого. Руководство фирмы может предположить, что имеет место рост спроса именно на продукцию этой фирмы, т.е. она ошибочно принимает общую инфляцию за рост спроса на свою продукцию. В результате фирма может сделать ложный выбор в пользу роста выпуска своей продукции. Если так же поступят и другие фирмы, то возникнет избыточный выпуск. При неизвестных (непредсказуемых) темпах инфляции неопределенность в экономике быстро растет со временем. Поэтому с ростом непредсказуемости инфляции все долговременные инвестиционные проекты становятся чрезмерно рискованными. Выгодными становятся в основном спекулятивные вложения денег (в товары, валюту и пр.), главная привлекательная особенность которых состоит в очень коротком периоде окупаемости: через месяцы, недели, дни и даже часы. В результате такого изменения структуры инвестиций падают объемы производственных инвестиций и, следовательно, объемы выпуска, возникает угроза декапитализации экономики. Экономическая активность сдвигается от реального сектора к номинальному.
При сбалансированной инфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению к друг другу, причем в различных пропорциях.
Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров: сырье подорожало в 10 раз, и вы соответственно увеличиваете цену своей конечной продукции. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю. Заниматься этим бизнесом опасно, акции соответствующих фирм лучше не приобретать.
Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы
– это относительные
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:
Таким образом, необходимо подчеркнуть,
что в современной экономической действительности
достаточно сложно отделить один вид инфляции
от другого, ибо часто она порождается
комплексом взаимосвязанных экономических,
социальных и политических причин, субординировать
которые далеко не просто, тем более что
сама инфляция весьма динамична и изменчива.
Инфляцию можно разделить на два вида: спроса и предложения.
Первая (инфляция спроса) (demand-pull inflation) имеет место в том
случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального
объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики: MSхV=PхQ Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая
дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика
функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возростание предложения денег(MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.
Инфляция спроса
Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.
С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих
процессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.
По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.
Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость
распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.
Информация о работе Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь