Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

Содержание

Введение
Инфляция как показатель экономической нестабильности.
причина возникновения инфляции.
виды и типы инфляции.
последствия инфляции.
Сущность антиинфляционной политики.
антиинфляционные методы и
теория адаптивных и рациональных ожиданий.
антиинфляционная стратегия.
Инфляция и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
инфляция в Республике Беларусь.
антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 505.50 Кб (Скачать)

Д ля поддержания последний Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса - весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете, полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена, не имеет принципиального значения.

     Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4-5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15-20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.

     Анализирую выше сказанное, можно сделать следующие выводы.

     В экономике Республики Беларусь достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. В данном случае монетарная политика является преимущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется, прежде всего, во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне.

     В этом случае: создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен, как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 

      На  основе проделанной работы можно  сказать, что в настоящее время  инфляция в Республике Беларусь во многом изменилась в отличии с предыдущими годами.

      В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования. По своему характеру, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и имеет один термин. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, так как рост цен оказывается неизбежным результатом больших процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, накоплением и потреблением, производством предметов потребления и средств производства и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит устойчивый характер.

      К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение  сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, студентов и др.).

      Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование   налоговой   системы,   создание   рыночной инфраструктуры, изменение обменного курса, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

      Многие  задаются вопросом, а существует ли вообще в природе первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая проявляется в росте издержек производства. В основе ее лежит увеличение средних издержек при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

      Таким образом, можно говорить о том, что первопричина инфляции лежит не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.

      Следует отметить, что антиинфляционная полтика в Республике Беларусь видится по одному из следующих условий:

      Благоприятное - совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;

      нейтральное - сохранение в целом текущей экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы.

      неблагоприятное - отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия.

      Эффективная антиинфляционная политика Республики Беларусь должна содержать комплексную систему мероприятий, которая бы подходила к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

  • денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;
  • налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию;
  • политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики;
  • социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.

      Таким образом, предлагаемый подход к снижению уровня инфляции  в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных  государственных структур как в рамках Правительства, так и  в сфере его взаимодействия с Национальным банком, так как большую роль играют действия Национального банка такие как:

    • использование обменного курса для борьбы с инфляцией, но противоречащую интересам внешней торговли;
    • формирование денежного предложения в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты;
    • совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков с исключением любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности.

      Таким образом, антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Эти меры подразделяются на антиинфляционную стратегия, включающую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику, охватывающую набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты. К антиинфляционным мерам относят дефляционную политику, политику доходов, политику валютного курса и денежные реформы. Антиинфляционные программы стабилизации экономики подразделяются на подавление инфляции, которое осуществляется преимущественно мерами денежно-кредитной и бюджетной политики, сопровождаясь либерализацией цен и заработной платы и для преодоления хронической инфляции, помимо ужесточения денежной политики, предлагается использование политики доходов в качестве дополнительного стабилизирующего «якоря». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 
 
 

      1. Алексеенко Т.С., Дмитриева Н.Ю. и др.Макроэкономика. Под ред. Зеньковой Л.П. г. Гомель УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2004-220с..

      2. Базылев Н.И. и Базылева М.Н. Экономическая теория. Мн. Книжный Дом, 2004.-608с.

      3. Лутохина Э.А. Макроэкономика: социально-ориентированных подход. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 400 с.

      4. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы / Белорусская нива, 24 февраля 2006 г.

      5. Пинигина В.В. Антиинфляционная политика: пути реализации. Под ред. Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002 - 176 с.

      6. Плотницкого М.И. Макроэкономика: Учеб. пособие.: Новое знание, 2002. 462 с.

      7. Тихонов А. Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность / Банковский вестник, 2002 № 13.

      8. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки. Мн. Книжный Дом: Мисанта, 2005. - 512 с.

      9. Шимова В.Н. Национальная экономика Беларуси: Мн.: БГЭУ, 2006.-751 с.

      10. www.economy.gov.by

      11. www.uabanker.net

      12. www.government.by.ru

      13. www.nbrb.by

      14. www.bibliotekar.ru

      15. http://belstat.gov.by

      16. http://library.by 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 1 
     
     
     
     

Индексы цен в Республике Беларусь  

(в процентах)

  Ноябрь 2010 г. к Январь-ноябрь 
2010 г. к  
январю-ноябрю 
2009 г.
октябрю 
2010 г.
декабрю 
2009 г.
ноябрю 
2009 г.
Индекс потребительских  цен 100,9 108,9 110,3 107,5
Индекс цен  производителей 
промышленной  продукции
101,2 118,0 119,4 113,1
Индекс цен  на строительно- 
монтажные работы
1)
101,5 115,6 116,2 110,4
Индекс тарифов  на грузовые перевозки 100,7 130,3 134,6 140,1
Индекс тарифов  на услуги связи для юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей 100,0 101,8 100,9 99,8
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

Индексы цен по основным группам  продовольственных  товаров

(в процентах)

  Ноябрь 2010 г. к Январь-ноябрь 
2010 г. к  
январю-ноябрю 
2009 г.
октябрю 
2010 г.
декабрю 
2009 г.
ноябрю 
2009 г.
Продовольственные товары – 
всего
101,6 111,3 113,9 108,8
продукты  питания 101,8 112,1 114,7 108,4
      из них:
       
мясо и  птица 100,9 109,9 110,2 105,9
колбасные изделия и копчености 100,7 109,3 108,7 105,0
рыба и  морепродукты,  
включая сельди
100,6 104,3 104,3 101,5
консервы  рыбные 102,8 107,4 108,0 105,2
молоко и  молочные продукты 100,4 114,6 115,4 109,1
сыры 102,7 117,5 118,9 109,0
масло животное 102,2 132,7 135,6 121,3
масло растительное 104,2 133,6 136,4 113,2
яйца 102,3 112,7 113,4 109,1
хлеб и  хлебобулочные изделия 100,4 104,0 104,4 104,1
мука пшеничная 99,9 100,9 99,95 99,3
макаронные  изделия 100,9 101,8 100,7 94,6
крупы 101,5 137,4 137,3 109,7
сахар 100,0 127,8 127,8 129,4
кондитерские  изделия 101,9 115,2 115,3 110,0
чай 100,5 109,7 111,1 110,8
картофель 106,6 146,8 157,8 137,3
фрукты 106,9 116,9 123,3 107,5
овощи 112,9 97,5 140,6 124,5
алкогольные напитки 100,5 108,7 112,0 110,7
табачные  изделия 100,0 102,5 102,7 104,9

Информация о работе Антиинфляционная политика