Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа
Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.
Введение
Инфляция как показатель экономической нестабильности.
причина возникновения инфляции.
виды и типы инфляции.
последствия инфляции.
Сущность антиинфляционной политики.
антиинфляционные методы и
теория адаптивных и рациональных ожиданий.
антиинфляционная стратегия.
Инфляция и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
инфляция в Республике Беларусь.
антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
Заключение
Список литературы.
• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;
• приоритетное использование
отечественного сырья и
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 5-6% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера.
В сегодняшних условиях неразвитости или отсутствия рыночных механизмов государство может:
- прибегать к аукционам как при закупках товаров и услуг, так и при распределении общественных ресурсов;
- заключать контракты на осуществление значительной части функции, ранее выполнявшихся государством;
- использовать методы оплаты выполненной работы только в зависимости от полученных результатов;
- ориентироваться на рыночную
информацию (например, на рыночные
оценки при осуществлении
Реформирование экономики Беларуси сопровождалось появлением множества самостоятельных предприятий, предпринимателей, обеспечивающих товародвижение: посреднических организаций, складских хозяйств, транспортных систем, информационно-маркетинговых служб, банковских и страховых учреждений. Однако сеть этих предприятий и организаций, их материально-техническая база оказались недостаточными для обеспечения эффективного функционирования товарных рынков. В этом заключается одна из главных причин высокого уровня издержек обращения, медленной оборачиваемости капиталов, несовершенства финансово-кредитных отношений.
Ключевыми проблемами для обеспечения снижения издержек обращения являются:
• сокращение посреднических организаций;
• формирование эффективной
• совершенствование нормативно-правовой базы функционирования товарных рынков.
Важное значение имеет внедрение и более активное применение прогрессивных технологий торгового обслуживания, которые должны быть основаны на широком применении современных, удобных для покупателей методов продажи товаров. Это в первую очередь относится к продаже товаров методом самообслуживания, по образцам, каталогам, по заказам и на дому у покупателей, с помощью банковских пластиковых карточек, в кредит, а также к применению системы бонификации, стимулирующей покупку большего количества товаров одним покупателем. Перспективным является сбыт товаров через Интернет, внедрение системы торговли с использованием телевидения (теле- маркет). Увеличению объемов продаж способствует проведение не реже двух раз в год расширенных сезонных распродаж по сниженным ценам.
Для увеличения торговой площади целесообразно сокращение складских помещений в магазине за счет создания в розничной и оптовой торговле специально оборудованных складцентров. В таких центрах осуществляется хранение, переработка и подсортировка товаров.
Во всех странах государство тем или иным образом воздействует на процесс формирования цен. В этом процессе, однако, необходимо не перейти грань допустимого вмешательства, за которой наступает эффект негативного воздействия на экономику, приводящего к кризису и стагнации производства. С этих позиций концептуальной основой выбора основных подходов и механизмов ценообразования является принцип, согласно которому государственное регулирование ценообразования должно осуществляться тогда и там, когда и где без его участия процесс формирования цен приводит к деформациям в экономике и экономически неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, излишку денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение цен обусловливает неэффективное использование ресурсов, раскручивание инфляционных процессов, снижение уровня жизни населения.
Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих в себя:
• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;
• совершенствование принципов и методов ценообразования;
• упорядочение организации
• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;
• совершенствование ценообразования во внешнеэкономической сфере;
• ценовое стимулирование
• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов,
Основным фактором заниженного уровня потребительских цен по отношению к ценам производителей промышленной продукции является отставание роста доходов населения. В периоды значительного отставания доходов потребителей от выручки по народному хозяйству (вследствие различия в условиях сбыта на внутренний и внешний рынки) рост потребительских цен также отставал от роста цен производителей промышленной продукции. Уровень потребительских цен зависит от покупательной способности населения, причем в периоды относительного ее снижения наблюдается изменение структуры потребления населения и соответственно структуры цен. Таким образом, изменения в ценовой структуре отражают изменения в общеэкономических пропорциях республики, а проблема ее выравнивания сопряжена с необходимостью регулирования общеэкономических показателей системы, в частности, стоимости труда в нашей стране.
Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.
Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции.
Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 года направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития.
В соответствии с основными направлениями в следующем году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения.
На сегодняшний день белорусский рубль к корзине иностранных валют девальвировал лишь на 1,5% по сравнению с началом года. Вклады населения в белорусских банках растут, причем в декабре ситуация даже улучшилась
Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению, к действующему в настоящее время.
В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями было снижение ставки рефинансирования в 2010 году до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.
В 2010 году Национальный банк обеспечил эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов. В целом в 2010 году денежно-кредитная политика содействовала сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения.
Одновременно денежно-кредитная политика будет нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте.
Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции.
В экономике Республики Беларусь в 2010 году было занято 4653,4 тыс. человек, что на 0,2% больше, чем в 2009 году. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2010 г. составил 0,7% от экономически активного населения (на конец декабря 2009 г. – 0,9%).
Организациями
республики (без субъектов малого
предпринимательства
Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5-3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков.