Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

Содержание

Введение
Инфляция как показатель экономической нестабильности.
причина возникновения инфляции.
виды и типы инфляции.
последствия инфляции.
Сущность антиинфляционной политики.
антиинфляционные методы и
теория адаптивных и рациональных ожиданий.
антиинфляционная стратегия.
Инфляция и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
инфляция в Республике Беларусь.
антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 505.50 Кб (Скачать)
    Период Средневзвешенный  курс белорусского рубля  по отношению к:
    евро российскому рублю украинской  гривне доллару США
    январь 4 086.75 95.80 335.55 2 874.64
    февраль 3 987.12 96.30 349.09 2 910.61
    январь–февраль 4 023.29 96.06 343.56 2 895.73
    март 4 012.47 100.11 361.37 2 961.38
    1 квартал 4 020.46 97.61 350.97 2 916.51
    апрель 3 995.41 101.70 367.55 2 976.80
    январь–апрель 4 016.93 98.76 356.28 2 931.33
    май 3 853.48 98.15 373.10 2 998.70
    январь–май 3 992.29 98.63 361.18 2 941.68
    июнь 3 691.87 96.59 384.99 3 018.88
    2 квартал 3 852.08 98.74 376.57 2 995.26
    I полугодие 3 962.90 98.23 367.52 2 951.18
    июль 3 841.24 97.61 386.61 3 004.76
    январь–июль 3 952.46 98.13 372.64 2 957.46
    август 3 820.84 98.34 382.86 2 994.27
    январь–август 3 941.51 98.16 374.68 2 961.44
    сентябрь 3 960.52 98.09 373.79 3 032.58
    3 квартал 3 893.20 98.02 381.81 3 011.20
    январь–сентябрь 3 943.99 98.15 374.56 2 968.91
    октябрь 4 158.77 99.18 370.60 3 020.19
    январь–октябрь 3 970.23 98.27 374.16 2 975.55
    ноябрь 4 153.77 98.23 371.91 3 041.09
    январь–ноябрь 4 006.10 98.26 373.98 2 987.60
    декабрь 4 009.98 98.31 371.87 3 025.93
    4 квартал 4 103.66 98.57 371.43 3 030.47
    II полугодие 4 041.40 98.30 377.77 3 024.61
    за  год 4 006.64 98.27 373.81 2 993.74

      Рост  ВВП в Беларуси по итогам 2010 года составит 107,4%. Валовой внутренний продукт Беларуси в январе-ноябре 2010 года увеличился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года при прогнозе роста на 2010 год на 11-13%.

      Инфляция  в Беларуси по итогам 2010 года составит менее 10%. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления макроэкономического анализа и  прогнозирования Минэкономики Александр  Ярошенко.

      В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7,5-8,5%. Это предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

      Внешнеэкономический оборот республики вырос на 19% по сравнению  с прошлым годом. Беларусь активно  наращивает экспорт. По группе инвестиционных товаров, продовольственных товаров рост экспорта составил почти 1,5 раза.

      Если  говорить об изменении цен в 2010 году, то индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,9%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 108,9%, а индекс цен производителей промышленной продукции в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,2%, в том числе на  инвестиционные товары – 100,8%, промежуточные товары – 101,2% и потребительские товары – 101,2%. Более подробно индекс цен на 2010год можно увидеть в Приложении 1.

      Индекс  цен на продовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,6%, а с декабрем 2009 г. – 111,3%. (Приложение 2).

      Индекс  цен на непродовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,4%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 107%.  (Приложение 3).

      Столкнувшись  с проблемой ухудшения финансового положения и экономического кризиса в стране, некоторые организации, предприятия  и учреждения прекращали, приостанавливали или снижали свою производительность и работу.

      Экономическая система не позволяет частным предприятиям  иметь хорошие и чистые результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Польшу, Украину, Россию.

      За  январь-ноябрь 2010 года убыточными были 583 организации, или 6,5: от общего числа  организаций, учитываемых в текущем  порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций составила 1,1 трлн. руб., или на 11,2% меньше чем за январь-ноябрь 2009 года.

      Рекомендации  на будущее достаточно просты. 

      Для начала необходимо активнее привлекать частный капитал  к  участию  в  экономике  страны  путем  ускорения  темпов  приватизации  с  приданием ей  более последовательного характера вместе с устранением барьеров  для частной предпринимательской деятельности.

      Затем, конкурентоспособность белорусских предприятий должна  быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации.  Более активному притоку прямых иностранных инвестиций  будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес  у инвесторов. 
 

      
    1. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
 
 
 

            В настоящее время  резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки  неиспользуемых  мощностей, которые сыграли существенную роль, в основном  исчерпаны.  Поэтому необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной  продукции, что требует направления дополнительных  финансовых  ресурсов в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы. 

      Решение  задачи   снижения инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную траекторию ее снижения. 

      Макроэкономическая, монетарная и фискальная  политика  должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции  необходимо использовать соответствующие меры, как  монетарного  характера,  так  и  со стороны издержек производства. Глубинной причиной  инфляции в  республике  является низкий  уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого  удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и  дефицит оборотных средств у предприятий в реальном  секторе экономики,  обусловленные низкой эффективностью  хозяйствования,  создают постоянный  спрос на   финансовые ресурсы.

      Поэтому решение задачи  поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы  должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр  объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства.

      Политика  финансовой стабилизации должна  сопровождаться  активной приватизацией и реструктуризацией  реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной  среды для развития  предпринимательства и привлечения иностранных  инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем  на  государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий, ростом  безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

      С целью минимизации издержек и  негативных эффектов  стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения  инфляции и ужесточения монетарных   параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами,  интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

      Важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию  (установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки) инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства, которое  заинтересовано  в  выполнении  им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения   Национального банка с исполнительной властью.

      Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно  отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют  более  60%, затраты на энергоресурсы (топливо,  электроэнергию  и  теплоэнергию) - соответственно около 20%.

Сокращение  ресурсопотребления достигается, с  одной стороны, на  основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях,  с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на  уровне  народного хозяйства и  отдельных  отраслей. Первый путь  в  большей  мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных  вложений  при определенном временном лаге.

      Второй  путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку

способствует  развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

      Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов,  сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход  к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо-и  энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами  ресурсов.  При  этом  значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

      • совершенствование отраслевой, технологической и  территориальной структуры народного хозяйства в направлении  сокращения  доли  ресурсо  и энергоемких производств;

      • увеличение масштабов внедрения  ресурсо и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

      • расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

Информация о работе Антиинфляционная политика