Антиинфляционная политика в России: краткосрочные и долгосрочные меры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определяет постановку следующего круга задач:
- определение инфляции как экономической категории,
- охарактеризовать причины инфляции в экономике,
- охарактеризовать проблемы измерения инфляции,
- определить влияние инфляции на современную российскую экономику,
- выделить приоритеты политики регулирования доходов населения на перспективу.

Содержание

Введение
1. Сущность инфляционных процессов в современном мире
1.1 Понятие, причины и механизм инфляции
1.2 Основные виды инфляции и их характеристика
1.3 Инфляция как феномен и ее влияние на социальную сферу
2. Анализ инфляционных процессов в России за 2006-2009 года
2.1 Актуальность измерения инфляции в России и за рубежом
2.2 Моделирующий и статистический подходы к измерению базовой инфляции
2.3.Инфляционные процессы за 2006-2009 гг. и их анализ
3. Антиинфляционная политика в России: краткосрочные и долгосрочные меры
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в России
3.2 Развитие антиинфляционной политики в России
3.3 Перспективы антиинфляционной политики 2010 – 2012
Заключение
Список литературы
Словарь
Аннотация

Работа содержит 1 файл

Inflyatsia.doc

— 462.00 Кб (Скачать)

Среди основных групп непродовольственных товаров в декабре опережающими темпами подорожали трикотажные изделия - на 1,1 %; одежда и белье, обувь - на 1 %.  Цены на стройматериалы в НСО повысились на 0,6 %, на ткани, чистящие и моющие средства - на 0,5 %.

Автомобильный бензин в декабре в среднем подорожал также на 0,5 %. Цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им повысились на 0,5 %; марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им - на 7,6 %, марок АИ-95 и выше - на 0,4 %.

Среди платных услуг населению НСО в декабре 2011 г. значительнее всего выросли тарифы на услуги связи - на 2,5 %. Среди наблюдаемых Росстатом услуг связи более всего выросли тарифы на услуги почтовой связи - на 10 %, городской телефонной - на 5,2 %, телеграфной - на 3 % В то же время услуги междугородной телефонной связи стали дешевле на 2,2 %.

Далее по убыванию темпов роста тарифов следовали медицинские услуги - 1,6 %, услуги дошкольного воспитания и бытовые услуги - 1,1 %.

В группе медицинских услуг на фоне роста цен на все наблюдаемые их виды наиболее значительно выросла стоимость физиотерапевтического лечения - на 3,2 %, ультразвукового исследования - на 2,1 %, первичного приема к врачу специалисту - на 1,9 %.

Интересным фактом является то, что в Новосибирске среди бытовых услуг в наибольшей степени подорожали услуги бань и душевых - на 2,3 %.

Кроме того, ремонт и пошив одежды, ремонт холодильников, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, выполнение обойных работ, химическая завивка волос стали дороже на 1,4-1,8 %.

Тарифы на услуги образования в 2011 г. повысились на 0,7 %, на жилищно-коммунальные услуги - на 0,4 % Санаторно-оздоровительные услуги за месяц подешевели в среднем на 1,1 %.

За январь-март 2011 года потребительские цены выросли на 6,5% (в январе рост цен составил 2,6%, в феврале - 1,2%, в марте - 1,3%).

Генеральный директор ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» Валерий Окулов сказал, что причиной высокой инфляции в России в январе является увеличение стоимости сырьевых ресурсов – результат монополизма в экономике и отсутствия биржевых инструментов продажи сырьевых ресурсов.


3. Антиинфляционная политика в России: краткосрочные и долгосрочные меры


3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в России

 

В антиинфляционной стратегии особое место зани­мает проблема урегулирования сложной ситуации вок­руг кредитного пакета международных финансовых институтов для России.

Установленная этими органи­зациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.

Регулирование внешних факторов инфляции тре­бует разработки валютной стратегии и стратегии вне­шних заимствований. В России пока преобладают по­жарные меры текущей политики.

Концепция валютной стратегии должна включать отношение России к струк­турным принципам мировой валютной системы, ев­ропейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая имеет для нашей страны практическое значе­ние в аспекте использования евро во внешнеэкономи­ческих контрактах, а также для диверсификации валют­ных резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золото-валютных резервов, чтобы противосто­ять периодическим кризисам, присущим рыночной эко­номике тем более в условиях «догоняющего развития».

В современной России золото-валютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 2009 г.) ниже международного стандарта их достаточности, определяемой в размере трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому крите­рию следовало бы добавить предстоящие платежи по внеш­нему долгу. Для пополнения золотых резервов необхо­дима государственная поддержка золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей.

Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка — одна из причин как дестабилизации экономи­ки, так и инфляционных ожиданий в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности ры­ночной экономики в них. Для нормализации предприни­мательской деятельности необходим также механизм реализации законов, контроль за их исполнением.

Для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности, упрочить поли­тическую стабильность в стране. Не менее важно по­высить профессионализм управленческих структур.

Инфляция может быть контролируемым и регули­руемым процессом. Для этого важно использовать го­сударственное регулирование экономики в дополне­ние к рыночным регуляторам. Монетаризм, утвержда­ющий будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско на Западе и в чистом виде ни в одной стране (кроме Рос­сии) не возведен в ранг официальной доктрины.

Односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы способствовала десятилетнему эконо­мическому спаду в экономике, оставшейся без госу­дарственного надзора и регулирования.

3.2 Развитие антиинфляционной политики в России

 

 

Наметившийся с конца 2002 г. поворот к государственному регулиро­ванию экономики (экономическими, а не админист­ративными методами) в сочетании с рыночными ре­гулирующими механизмами вселяет надежду, что ин­фляция в России будет поставлена под контроль в це­лях стимулирования подъема национальной экономики.6

Проблема ограничения уровня инфляции, стабилизации экономики на основе комплексной политики регулирования доходов населения создаст дополнительный резерв для экономического роста РФ.

Благодаря денежной эмиссии, осуществляемой ЦБ РФ, в России продолжается рост экономики. Вместе с тем не следует забывать, что денежная эмиссия — своеобразный наркотик для экономики любой страны, и злоупотребление данным финансовым инструментом может привести к отрицательным необратимым последствиям для нее.

Основная задача Центрального банка России и заключается в том, чтобы найти необходимый уровень денежной базы в экономике, который способствовал бы экономическому развитию страны. Но данный уровень нельзя определить, не экспериментируя с денежной эмиссией.

Российский кризис носит системный  и структурно-технологический характер. Он возник из-за того, что прежняя система экономики, основанная на командах сверху, жесткой централизации материальных и финансовых ресурсов, подавлении рыночных механизмов и конкуренции, на уравнительности и иждивенчестве предприятий, завела страну в тупик.

Прежняя система обусловила: технологическую и экономическую стагнацию, структурные перекосы в экономике, дефицитность, запущенность потребительского сектора, перегруженность базовыми производствами при гигантской милитаризации. Эти недостатки препятствовали переходу к новому технологическому укладу, развернувшемуся в мировой экономике.

Главная причина Российской инфляции – диспропорции в процессе общественного воспроизводства. Следствие инфляции – нарушение закона денежного обращения.

Интересно привести мнение Белякова А.Ю., высказанное в статье « Еще раз о природе инфляции»:

«Однако история хранит и иные стереотипы. Осмысливший и нейтрализовавший схемы глобального ростовщического ограбления, И.В. Сталин, опередив время, впервые в истории человечества продемонстрировал возможности безинфляционного развития экономики, опираясь на закон сохранения денег как технологической среды.

 

3.3 Перспективы антиинфляционной политики 2011 – 2012

 

Минэкономразвития РФ разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2012 г по двум основным вариантам и двум дополнительным вариантам. В качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2012 г предлагается второй вариант прогноза - инновационный. Об этом говорится в материалах, подготовленных к сегодняшнему заседанию правительства РФ.

В основных вариантах прогноза заложены одинаковые прогнозные оценки мировых цен на нефть - умеренное снижение средней цены на нефть Urals с 112 долл/баррель в 2011 г до 88 долл/баррель в 2012 г.

Различия по вариантам объясняются, прежде всего, изменением динамики конкурентоспособности российского бизнеса и эффективностью реализации правительственных мер по усилению инновационного характера российской экономики и ее диверсификации.

Первый вариант – инерционный - отражает развитие российской экономики в условиях замедления роста экспорта углеводородов при относительном ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции на фоне нарастающих кризисных процессов на рынке ипотеки в США и мировых финансовых рынках. Это проявляется в торможении инвестиционной активности, значительном снижении темпов роста банковского кредитования и относительно более высоком вкладе импорта в удовлетворение внутреннего спроса. Темпы роста ВВП снижаются с 8,1 проц в 2011 г до 5,4-5,9 проц в 2012 г.

Второй вариант – инновационный - ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса, сохранение высокой инвестиционной активности и осуществление ряда крупных инфраструктурных проектов, устойчивое развитие банковской системы и повышение ее вклада в рост экономики. Темпы роста ВВП в 2012 г прогнозируются на уровне 6,2-6,7 проц.

В инновационном варианте предусматривается увеличение затрат на НИОКР, образование и здравоохранение и повышение эффективности этих сфер, что влияет не столько на текущие темпы роста экономики, сколько на качество экономического роста и разворот российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Дополнительно проработаны варианты, учитывающие различные сценарии развития ситуации на мировом рынке нефти и мировой экономической конъюнктуры.

Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, в значительной степени определявший высокие темпы роста в предшествующие годы, заметно снижается. Если в 2007 г 42 проц роста экономики обеспечивалось внешними факторами, то в 2011 г их вклад в структуру роста не превысил 26 проц. На протяжении последующих лет прогнозного периода вклад внешних факторов в прирост экономики стабилизируется на уровне 1,3-1,5 процентных пункта прироста ВВП. Доля внешних факторов будет обеспечивать лишь 22-26 проц прироста ВВП.

Рост стоимостного объема экспорта будет определяться сдержанной динамикой цен на нефть и другие топливно-энергетические товары российского экспорта. Таким образом, в отличие от прошлых лет, рост экономики будет опережать динамику экспорта и не сможет поддерживаться на прогнозируемом уровне внешнеэкономическими факторами.

Внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно возрастает роль инвестиционного климата и государственной экономической политики.

В рамках первого варианта развития ухудшение внешнеэкономических условий не компенсируется соответствующим улучшением качества экономического роста и конкурентоспособности российского бизнеса. Это ведет к снижению темпов роста до 5,4-6 проц в 2012 г.

Для стабилизации траектории экономического роста на уровне не ниже 6-7 проц в год, соответствующей второму варианту развития, необходимо существенное увеличение эффективности и конкурентоспособности экономики и усиление инвестиционной составляющей экономического роста.

Инновационный сценарий предполагает, во-первых, более активное поведение компаний по повышению конкурентоспособности своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в совместных с государством инновационных и структурных проектах. Повышение конкурентоспособности выражается в более высоких темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и относительно более низкой эластичности импорта по внутреннему спросу.

Второе - формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье - проведение более активной социальной политики, в т.ч. в бюджетном секторе, что сдерживает увеличение дифференциации доходов.

Четвертое - эффективное использование инструмента госинвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ /в т.ч. реализации программ развития гражданской морской техники, гражданской авиации, федеральной космической программы, программы производства стратегических материалов и др./.

Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по второму варианту. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено до 0,2 процентных пункта прироста ВВП.

Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики будет увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал. В 2012 г предполагается увеличение бюджетного и частного финансирования секторов НИОКР, образования и здравоохранения, а также повышение показателей инновационной активности.

В секторах здравоохранения и образования в среднесрочной перспективе предполагается рост частного финансирования в меру роста ВВП при некотором опережающем росте бюджетных расходов.

Расходы на образование повышаются с 4,8 проц в 2011 г до 5,6 проц в 2012 г. Этот рост связан с началом реализации системы преобразований, в том числе инновационных программ в образовании, развитии исследовательских вузов, программ поддержки талантливой молодежи и детей, образования инвалидов, непрерывного образования и начала модернизации системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров. В полной мере предусмотренные преобразования в сфере образования требуют увеличения расходов на образование в 2012 г до 5,6-5,8 проц ВВП.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России: краткосрочные и долгосрочные меры