Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
- обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….4
1.Антиинфляционная политика. Содержание, цели, направления ……..6
1.1. Антиинфляционная политика: цели напрапвления ………………..6
1.2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования .…………10
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………13
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……13
2.2. Методы и механизмы преодоления инфляции..14
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ………18
3.1. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия
в РБ…………………………………………………………………………18
3.2. Основные направления реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

       Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. На это направлена Республиканская программа энергосбережения на 2001-2005 годы, а также мероприятия Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики (принята в 2003 году).[22, с.658-661].

       Кроме того, руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, пророста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры  по их взаимоувязанной реализации. Это- ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики.

         В ежегодных Прогнозах социально-экономического  развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.   

 

        

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.

       Анализ  белорусского опыта антиинфляционной политики позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в общем виде сводятся к следующим:

       - с учетом финансовой и экономической  ситуации в Республике Беларусь, размеров золотовалютных резервов  банковской системы наиболее  приемлемым методом антиинфляционной  политики для Беларуси является  прямое инфляционное таргетирование, при которой все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

       - при осуществлении таргетирования  инфляции главенствующее значение  имеет обоснование целевого значения  уровня инфляции на прогнозируемый период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т. д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

       - при осуществлении расчетов на  прогнозируемый период должно  быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития.

       - для достижения целевых показателей  инфляции следует использовать  факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек.

       Наряду  с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по содержанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу невозможно, для этого требуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

  • Дефляционная политика. Она связана с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а в конечном счете платежеспособного спроса. Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого «перегрева» экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей.
  • Политика доходов. Она применима при стагфляции и представляет собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства. Однако это не приемлют так называемые «рыночники», являющиеся сторонниками «нерегулируемого рынка» и не понимающие, что в рыночной экономике действуют два регулятора: рынок и государство. Между тем второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного  выхода из инфляции и экономического спада.

       В Беларуси для осуществления сокращения инфляции необходимо осуществить комплекс мер , направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

       1.Следует регулярно устанавливать ориентиры инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий , стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики.

       2.Целесообразно  ввести прямые ограничительные  меры, направленные против роста  цен в отраслях –монополистах.

       3. Важно ограничить дефицит бюджета  уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета.

       4.Необходимо  поддерживать процентные ставки  на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.

       5. Ужесточение мер против роста  просроченной дебиторско-кредиторской  задолженности помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения.

       6. Важно ограничение доли доходов  посредников в конечных ценах  потребительских товаров.

       7. С тем, чтобы в последующем  перейти к политике стабилизации  реального валютного курса, в первое время целесообразно сохранить « валютный коридор».

       8. Для борьбы с сезонными всплесками  инфляции следует стимулировать  фьючерскую торговлю сезонными  товарами.

       В заключительный период целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня:1-2% в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики , ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.

       В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси является: монетарная политика, политика ресурсосбережения и снижения транзакционных издержек, политика цен.

       Достижение  снижения уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком.

       В рамках этой работы и должны устанавливаться  и реализовываться цели по стабилизации покупательной способности белорусского рубля.

       Проведенный анализ еще раз подтверждает то, что без глубокого понимания инфляционных процессов в переходной экономике Республики Беларусь невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией. 

         
 
 

 

       

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

        1.Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация // Вопросы экономики. № 3, 1995.

       2.Вестник  Ассоциации белорусских банков. 2005. №24,с. 12; № 25,с.6.

       3.Вечканов  Г. С. Макроэкономика: Учебное  пособие для студентов экономики и управления. СПб.:Питер,2002.

       4.Вишневский  А., Глатюк С.Борьба со следствиями, а не с причинами.//Белорусский рынок. 2004. 7 июня,№22.

       5.Заико  Л. Антиинфляция – 2001.//Национальная экономическая газета. 2001,№12, с. 5.

       6. Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учеб.- М.:Дело,2000,-472с.

       7.Инфляция: природа, сущность и регулирование. Серия: "Микроэкономика". Мн.: Право и экономика, 1996.-350с.

       8.Ковалев  М. М. Антиинфляционная политика  для РБ.//Вестник Ассоциации белорусских банков. 2000,№48, с. 17-24.

       9.Курс экономической теории: Учеб. пособие / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: Издательтво "АСА", 1994.-467с.

       10.Лобкович Э. И. Переходная экономика: сущность, особенности развития: Научно-метод. Пособие.- Мн., 1998.-287с.

       11.Макконнелл К., Брю С./Экономикс: Принципы, проблемы и политика/Перевод с англ. М.: Республика, 1992. Т. 1,2.

       12.Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н. И. Базылев, М. Н. Базылева, С. П. Гурко и др.; Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко.- Мн.: БГЭУ, 1998.-216с.

       13.Макроэкономика: учебное пособие для ВУЗов/под ред. Плотницкого М. И.: Новое знание, 2002.- 461с.

       14. Национальная экономическая газета. 9 июля 2004. №51,с.2

       15.Программа  социально-экономического развития  РБ 2001-2005.

       16. Сакс Дж., Ларрен Ф., Макроэкономика: глобальный подход. с. 806-817.

       17.Статистический  сборник «Республика Беларусь 1995-2005».-350с.

       18.В.Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Курс лекций.-Мн. ООО "Мисанта", 1997,-ЗООс.

       19.Теория  переходной экономики: Учеб. Пособие  в 2-х т. Т. 2.

       20.Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под редакцией Сенчалова, Архипова - М.: Финансы, 1997.-320с.

       21.Ценообразование: Учеб. пособие для вузов / Заоч.фин. -экон. ин-т; И.К. Салимжаков, О.В. Португалова, Т.Н. Рощина и др.; под ред. И.К. Салимжакова.-2-е изд., доп. - М.: АО "Финстатисформ", 1996.-538с.

       22. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие/ В. Н. Шимов, Я. М. Александрович, А. В. Богданович и др.; Под общ. ред. В. Н. Шимова.- Мн.: БГЭУ, 2005.- 844с. 

       23.Шишов  А. Л. Микроэкономика. - М.: Ассоциация  авторов и издателей

       "Тандем", Издательство ЭКМОС, 1997.-412с.

       24.Экономика: Учебник /Под ред. доц. А.С. Булатова. — М.: Издательство "Век", 1995.-430с.

       25.Экономическая  теория: учебник/под ред. Н. И.  Базылева, С. П. Гурко:

       Мн.- БГЭУ, 2002 - 743с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       Приложение  А

       Индексы цен по отдельным  отраслям экономики

       (декабрь  к декабрю предыдущего года; в  процентах)

         1992

(в разах)

1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Индекс  потребительских  цен 16,6 344,0 281,7 351,2 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4
Товары всего 16,5 320,3 289,6 355,6 199,1 141,8 124,8 122,7 113,7
Продовольственные товары 20,3 313,0 287,2 370,8 197,2 146,5 125,8 124,6 116,3
Непродовольственные товары 13,4 358,8 297,5 304,0 207,7 127,5 122,1 117,3 106,9
Услуги 17,3 577,0 226,7 312,0 321,9 178,1 201,3 137,5 117,2
Индекс  цен производителей  промышленной продукции 33,7 221,8 300,1 345,1 268,0 139,1 142,6 128,1 118,8
Индекс  цен производителей  на продукцию, реализованную сельскохозяйственными и другими организациями 8,6

(к предыдущему году)

649

(к предыдущему году)

219 499 210 150 120 124 122
Индекс  цен на строительно-монтажные работы        ... 275,2 310,6 388,3 337,2 130,9 132,3 127,6 124,6
Индекс  тарифов на грузовые перевозки 35,5 291,0 226,6 286,3 420,0 145,2 125,3 121,7 108,8

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь