Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
- обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….4
1.Антиинфляционная политика. Содержание, цели, направления ……..6
1.1. Антиинфляционная политика: цели напрапвления ………………..6
1.2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования .…………10
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………13
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……13
2.2. Методы и механизмы преодоления инфляции..14
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ………18
3.1. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия
в РБ…………………………………………………………………………18
3.2. Основные направления реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

       Что касается политики градуирования, то она может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30%.

       Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптационную политику, которая рассматривается как альтернатива монетарным методам ограничения инфляции. В рамках этого направления чаще всего применялась так называемая политика цен и доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий. Кроме того, "замораживание" цен и заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов.

       Однако  противники политики цен и доходов  высказывают серьезные сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции, и прежде всего под действием отложенных инфляционных ожиданий, а также подтягивания "замороженных" цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса и предложения. Для недопущения подобного исхода политика цен и доходов может быть эффективным антиинфляционным инструментом лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную.

       Таким образом, анализ возможных вариантов  антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п. [6,с.145-147]. 

 

       

       2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

       2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика 

         При разработке антиинфляционной  политики с определенной условностью можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера,  и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся  очевидными  уже в кратковременном периоде.

         Антиинфляционная стратегия включает  четыре основных компонента:

  • Преодоление инфляционных ожиданий, страха перед обесцениванием сбережений. Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений.
  • Долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.
  • Сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры  доходов и расходов государственного бюджета в соответствии с требованиями рыночной экономики.
  • Увеличение совокупного предложения посредством структурного преобразования  народного хозяйства, государственное стимулирование научно-технического прогресса, мотивации инвестиционных процессов, конверсии.

           Меры антиинфляционной тактики  в зависимости от цели условно можно разделить на две группы:

    1. При необходимости увеличения совокупного предложения без адекватного увеличения совокупного спроса применяется льготное налогообложение, приватизация государственной собственности.
    2. Для снижения текущего спроса без соответствующего падения предложения используются повышение процентных ставок по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ.

          Антиинфляционная стратегия и тактика в Республике Беларусь должны учитывать особенности современного состояния ее экономики:

  • Необходимость структурной перестройки народного хозяйства.
  • Запаздывание с формированием рыночной экономики.
  • Монопольный характер экономики.
  • Перекладывание налогового пресса на себестоимость продукции.

         С учетом вышеизложенного антиинфляционная  стратегия здесь должна включать  следующие основные мероприятия:

  1. отказ от контроля над ценами и рентабельностью за исключением сверх монополизированных отраслей;
  2. проведение приватизации с целью создания устойчивой конкурентной среды;
  3. отказ от практики предоставления кредитов убыточным предприятиям, создание института банкротств;
  4. проведение либеральной торговой политики;
  5. радикальную аграрную реформу;
  6. реформу системы налогообложения;
  7. реализацию политики доходов, применяемой при инфляции, сопряженной со спадом.
 

       2.2. Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации 

       Обуздание высокой инфляции требует проведения в жизнь специального пакета экономических  мероприятий, воздействующих на обменный курс государственный бюджет, предложение денег и в отдельных случаях непосредственно затрагивающих заработную плату и цены. Ключевым элементом успеха любой стабилизационной программы является то, насколько позитивно реагируют на нее люди. Критическая роль ожиданий высвечивает значение мероприятий, которые могут создать доверие к программе:

       Стабилизация  обменного курса

       В "долларизованной" экономике паритет покупательной способности выдерживается весьма точно. Большинство цен фактически выражаются в долларах (P*) и затем переводятся в цены в национальной валюте путем умножения на доминирующий обменный курс. Поскольку цены выражаются в долларах, но оплата происходит в национальной валюте, мы приходим к соотношению Р = ЕР*. Следовательно, обменный курс — связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В ходе гиперинфляции обменный курс снижается приблизительно тем же темпом, которым растут внутренние цены. Если обменный курс может быть стабилизирован, внутренние цены также могут быть стабилизированы.

       В условиях гиперинфляции обычно существуют, по меньшей мере, два обменных курса: официальный и свободный рыночный, который существенно выше официального. Расхождение между ними может составлять сотни или тысячи процентов. Для успешной стабилизации экономики обычно требуются вначале значительная девальвация официального обменного курса до свободного рыночного и затем стабилизация единого обменного курса. Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на приемлемом уровне, т.е. на уровне, который может быть защищен центральным банком при отсутствии спекулятивной атаки, истощающей валютные резервы.

       По  этой причине девальвация сама по себе, обычно недостаточна для стабилизации обменного курса. Фискальная политика также должна быть ужесточена, чтобы сбалансировать бюджет в самом начале стабилизационной программы. Если центральный банк обладает некоторыми валютными резервами для защиты валюты или правительство способно договориться об иностранном займе для увеличения резервного фонда, то это увеличивает способность правительства к стабилизации обменного курса в краткосрочном периоде. Но в долгосрочном периоде есть только один способ поддержания стабильности обменного курса — жесткая фискальная политика, которая освобождает правительство от необходимости опираться на сеньоражное финансирование.

       Поскольку большинство внутренних цен связано  с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется. Отметим кратко, что коренным отличием гиперинфляции от очень высокой инфляции является то, что в процессе гиперинфляции исчезают все признаки инфляционной инерции, так как фирмы и работники перестают использовать долгосрочные контракты и индексацию по прошлым темпам. Цены просто долларизуются и, следовательно, увязываются с обменным курсом. Поэтому стабилизация обменного курса прекращает высокую инфляцию.

       Комплексные бюджетные мероприятия

       Ни  один обменный курс не может оставаться стабильным, пока лежащий в его  основе бюджетный дефицит и потребность  в сеньораже не взяты под контроль. Именно поэтому основным шагом в обуздании гиперинфляции является устранение лежащих в их основе бюджетных проблем, которые в первую очередь и приводят к гиперинфляции. В своей основополагающей работе по теории денег Томас Сарджент показал, что гиперинфляции заканчиваются вслед за фундаментальными изменениями в бюджетной политике относительно размеров дефицитов и способов их финансирования. Часто составляющей этого процесса является усиление независимости центрального банка, позволяющей противостоять давлению при финансировании дефицита государственного бюджета с помощью печатного станка. Разумеется, недостаточно прекратить финансирование центральным банком дефицита государственного бюджета, необходимо также улучшить состояние бюджета. Жесткая фискальная политика обычно подразумевает ряд мер. Во-первых, цены на товары и услуги, предоставляемые предприятиями государственного сектора в ходе гиперинфляции, как правило, снижаются в реальном выражении до очень низкого уровня и обычно должны быть значительно увеличены. Цель заключается в том, чтобы устранить дефицит балансов государственных предприятий, которые в конечном счете ложатся на центральное правительство, являясь, таким образом, первейшим источником эмиссии денег. Во-вторых, должны быть увеличены налоговые поступления. Отчасти это происходит автоматически, когда цены (после стабилизации обменного курса) перестают расти.

       Денежно-кредитная политика

       Стабилизация  обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

       Денежная  реформа; введение новой  денежная единицы

       Успешные  попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы При простейшем варианте денежной реформы новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.  При более сложном типе денежной реформы новая денежная единица вводится не только для отбрасывания нулей, но также и для создания специального режима оплаты долгосрочных контрактов, заключенных в прежней денежной единице. Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы и цен. Например, старые деньги могут быть обменены на новые по курсу 10:1 без изменения уровней заработной платы и цен. Это значительно сократит реальные денежные остатки, что обязательно приведет к сильному экономическому спаду. В целом это наиболее полезно в ситуации подавленной инфляции, когда предложение денег резко выросло, а контроль за ценами препятствует их росту в соответствии с увеличением предложения денег. Денежная реформа в таком случае приводит предложение денег в соответствие с ценами, вместо того чтобы позволить ценам резко расти вслед за ростом предложения денег.

       Смягчение внешнего бюджетного ограничения

       Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают  крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

       Гетеродоксальные  стабилизационные программы

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь