Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
раскрыть сущность инфляционного процесса;
изучить причины возникновения инфляции, ее виды;
проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
- обосновать и исследовать необходимость проведения антиинфляционной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….4
1.Антиинфляционная политика. Содержание, цели, направления ……..6
1.1. Антиинфляционная политика: цели напрапвления ………………..6
1.2. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования .…………10
2. Методы и инструменты антиинфляционной политики………………13
2.1. Антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика……13
2.2. Методы и механизмы преодоления инфляции..14
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в РБ………18
3.1. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия
в РБ…………………………………………………………………………18
3.2. Основные направления реализации антиинфляционной политики
в РБ………………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в.doc

— 287.50 Кб (Скачать)

       "Гетеродоксальные" стабилизационные программы —  это те программы, которые наряду  со стандартными монетарными  и фискальными мерами предусматривают прямое вмешательство в установление цен и заработной платы. Гетеродоксальные программы исходят из того, что инфляция обладает значительной инерционной составляющей, которая приводит к ее самовоспроизведению. Инфляционная инерция возникает из-за долгосрочных контрактов, индексации заработной платы по прошлому опыту и других механизмов, приводящих к автоматическому пересмотру заработной платы и цен на основе прошлой инфляции.

       Из  гетеродоксального подхода следует, что сбалансированность бюджета и жесткая кредитно-денежная политика сами по себе недостаточны для обуздания высокой инфляции. Как утверждается, в условиях инерционной инфляции использование одних лишь ортодоксальных мер может привести к глубокому спаду, отнюдь не являющемуся неотвратимым. . Сторонники гетеродоксальных стабилизационных программ утверждают, что политика доходов, т.е. некая форма контроля за заработной платой и ценами, должна быть ключевым элементом стабилизационной программы. Впадая в крайность, отдельные апологеты гетеродоксального подхода доходят до утверждения, будто один только контроль за заработной платой и ценами достаточен для обуздания инфляции и что ортодоксальные фискальные и кредитно-денежные ограничения не играют никакой роли.

       Тем не менее гетеродоксальные стабилизационные программы обладают рядом заметных потенциальных изъянов. Во-первых, контроль над заработной платой и ценами может быть излишним. Если инфляционная инерция незначительна, инфляция скоро прекратится сама по себе. Во-вторых, контроль за ценами, выходящий за рамки узкой группы товаров, может быть трудноосуществим, и ограниченные административные возможности могут сделать такой контроль по большей части неэффективным. В-третьих, контроль может быть предвосхищен. Предприятия, знающие о предстоящем введении режима контроля, могут заранее "раздуть" свои цены даже на несколько сот процентов. В-четвертых, контроль может оказывать "наркотическое воздействие", приучая политиков к мысли, что инфляция может быть остановлена без лишений, связанных с осуществлением основополагающих изменений в кредитно-денежной и фискальной политике. В-пятых, контроль может сделать очень жесткой структуру относительных цен в экономике, что способно породить дефициты. Наконец, контроль может оказаться трудноустранимым. В ходе неудавшихся попыток стабилизации наличие значительного бюджетного дефицита задержало стабилизацию обменного курса более чем на несколько месяцев.

       Во-первых, для успешной стабилизации абсолютно необходима серьезная корректировка бюджета. Во-вторых, один лишь контроль за заработной платой и ценами недостаточен для прекращения инфляции. В-третьих, не существует однозначных выводов относительно применения контроля за заработной платой и ценами в дополнение к пакету ортодоксальных мероприятий. Весьма вероятно, в стране, переживающей подлинную гиперинфляцию, инфляционная инерция исчезает, так что гетеродоксальный контроль за ценами и заработной платой нецелесообразен. Когда темпы инфляции ниже,  инфляционная инерция может быть достаточной для того, чтобы осуществлять дополнительный контроль за ценами и заработной платой.[16, с.806-817]. 

 

       

       3. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

       3.1. Причины инфляции и ее социально-экономические последствия в Республике Беларусь 

       Инфляция  является основным дистабилизирующим  фактором экономики и оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Она тормозит естественное расширение производственной активности экономики. Поэтому в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный обьем экономики невозможны. Существует два типа инфляции: инфляция спроса и инфляция издержек. В нашей экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и объектов хозяйствования не встречает требующих по качеству отечественных изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением, В результате падает валютный курс, и вместе с ним растут рублевые цены на импортные факторы производства, которые в свою очередь через инфляцию издержек повышает цены на отечественные товары. С 1995 года в Беларуси доминирующим типом инфляции является инфляция издержек. Причем стоимость факторов производства в Беларуси растет, поэтому производители пытаются передать дальше возросшие затраты, назначая у Министерства экономики более высокие цены.

       Развитие  инфляционных процессов в Беларуси на протяжении последних лет является одной из наиболее значимых причин нарастания негативных процессов  в экономике, противодействующих устойчивому развитию и эффективности функционирования экономического механизма. Среди стран Восточной и Центральной Европы, а также стран бывшего СССР Беларусь по-прежнему является бесспорным «лидером» по уровню инфляции.

       Как бы это не было болезненно, упорядочение бюджета и последующий отказ от монетаризации его дефицита будут являться центральным звеном в мерах по достижению макроэкономической и финансовой стабилизации, снижению инфляции в долгосрочной перспективе.

       Одними  из самых важных факторов снижения инфляции являются:

       - получение независимости Центрального  Банка;

       -повышение  эффективности банковского сектора  путем снижения затрат, ранняя  санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияний и привлечения новых акционеров;

       - удержание Нацбанком обьявленной  траектории обменного курса и  инфляции;

       - поощрение конкуренции и отмена  правил, ограничивающих развитие рынков;

       - структурное реформирование экономике.

       Основная  цель 2006 года – добиться неукоснительного возврата ранее выданных кредитов возможно даже и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.

       Наиважнейшая  задача 2006 г. – снижение норм резервов при едином подходе ко всем банкам и переход к мировым стандартам расчета.

       Если  нашей стране удастся хотя бы частично решить перечисленные задачи, то темп роста денежной базы по сравнению  с инфляцией будет превышен, а это позволит увеличить денежное предложение, что, в свою очередь, приведет к росту коэффициента монетизации и даст бюджету необходимый сеньераж.

       В соответствии с Межправительственным соглашением о мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы НБ РБ должен в ближайшие годы проводить привязку белорусского рубля к российскому.

       Для компенсации укрепления реального  курса рубля необходимо предпринимать активные действия по повышению конкурентоспособности белорусской экономики. Наиболее важными сейчас представляются проведение структурных реформ в промышленности и сельском хозяйстве, сокращение перекрестного субсидирования, уменьшение налоговой нагрузки на предприятия, обеспечение единых цен на сырье и энергоносители в пределах Союзного государства.

       Анализируя  проблему инфляции, нельзя не рассмотреть  ситуацию, сложившуюся в Республике Беларусь. В настоящий момент проблема инфляции, сьедающей денежные средства субьектов хозяйствования и граждан, представляется если и не настолько острой, как при гиперинфляции в 1993-1994 г., то, по крайней мере, заслуживающей внимания с нашей стороны.

       Предпосылки роста инфляции были заложены прежде всего в самой структуре экономики республики. Её корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности советской экономики. В Беларуси получили развитие такие отрасли как машиностроение, станкостроение, приборостроение , химическая и нефтехимическая. В то же время отрасли, которые должны были обеспечивать потребности населения в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты. В результате доля потребительского сектора в валовой продукции промышленности значительно снизилась и составила в 1990 г. 32,6 %. Ситуацию усугубила неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг. Значительную долю средств от потребления отвлекала высокая милитаризация экономики. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платёжеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно падал. К началу 1990 г. он составил менее 40 % в ВНП республики.

       Таким образом, к началу экономических  реформ инфляция существовала в скрытом виде. Либерализация цен в январе 1992 г. превратила подавляющую инфляцию в открытую, создав условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Однако скачкообразный рост цен привёл к значительному превышению предложения над платёжеспособным спросом. Возник кризис неплатежей.

       В целом, мягкая финансовая политика государства  в этот период стала одним из генераторов инфляции, Причем вместо открытой инфляции спроса в экономике проявилась и стала развиваться преимущественно инфляция издержек.

       Исследователи феномена инфляции в белорусской  экономике пост советского периода в числе основных ее причин структурно-производственного порядка выделяют следующие:

       -кризис    в    сфере    производства,    носящий    характер    дефицита    и 
обусловленный как технологической отсталостью, так и хроническими 
неплатежами;

       -монопольный   характер   экономики,   препятствующий   ее   быстрой   и 
эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в 
условиях монополизма производителя;

       -режим малого взаимодействия с мировым рынком;

       -"импортируемая" инфляция.

       За  период с 1990 года масса белорусских денег в республике номинально увеличилась более чем в 20 000 раз, а сами рубли за это время обесценились инфляцией более чем в 2 000 000 раз. Другими словами, реальных денег в Беларуси, если оценить их по курсу к доллару, стало значительно меньше (в десятки раз), чем было в 1990 году. И сегодня нх меньше, чем но 100 у.е. на душу населения. Это в 200 раз меньше, чем обращается на душу населения в финансовой системе США.

       На  конец 2000 года в экономике республики накопился инфляционный потенциал, который в первую очередь обусловлен:

       - превышением темпов роста рублёвой денежной массы над темпами инфляции (темп роста   рублёвой денежной массы за 1 полугодие 2000 
года составил 55,2%, темп инфляции -53,9%).

       Программа   антиинфляционных   мер   была   принята   в   виде   постановленияправительства 29 декабря 2000 года.

       В целях сдерживания роста рублёвой денежной массы Национальным банком осуществлялся ряд мероприятий - это и привлечение средств на депозиты Национальным банка, и выпуск векселей, и валютная интервенция, и многие другие;

       - опережающим ростом цен на продукцию производителей по сравнению с ростом потребительских цен.

       В соответствии с Законом «О бюджете  Республики Беларусь на 2000 год» допустимая инфляция определена на уровне 170-190%. Предполагалось, что удастся сохранить уровень инфляции путем снижения темпа прироста чистых внутренних рублёвых кредитов или кредитной эмиссии Нацбанка.

       В результате в первом полугодии эмиссия  осуществлялась строго в запланированных объемах, и « не было превышения не только на миллионы, но даже и на рубли». Весь прирост чистого внутреннего рублёвого кредита Национального банка за первое полугодие составил 36,6 млрд. BYB. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года его реальный размер уменьшился в 1,6 раза. [24, с. 5]

       Однако, среди стран СНГ в 2001 году самый  высокий уровень инфляции на потребительском рынке зафиксирован в Беларуси, цены выросли на 8,8 %. При этом продовольственные товары подорожали на 8,4 %, непродовольственные - на 5,5 %, платные услуги населению - на 16,5 %. По состоянию на первое полугодие 2001 года темпы инфляции среди стран СНГ в Беларуси составили 24,4 %.[25, с. 2]

       С 1996 года темпы роста цен значительно  снизились. Так, в 1996 году среднемесячный уровень инфляции составлял 2,8%. Кризис российской финансовой системы в 1998 году оказал негативное влияние на экономику Беларуси, в результате чего среднемесячный уровень инфляции увеличился за 1998 год до 9%. Достичь снижения уровня инфляции удалось лишь в 2000 году: среднемесячный уровень инфляции составлял 6,3%. В 2001 году среднемесячный уровень инфляции составил 3,2%, в 2002 году -2,5%.

       Проведение  эффективной ценовой политики и  стабилизация валютного курса позволила в 2003 году снизить инфляцию до 1,9% в среднемесячном исчислении. Индекс потребительских цен снизился с 207,5% в 2000 году до 125,4% в 2003 году. Индекс цен производителей промышленной продукции снизился с 268% в 2000 году до  128,1% в 2003  году и составил  102,1% в среднемесячном исчислении.[17, с.565,Приложение А].

Информация о работе Антиинфляционная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь