Антиинфляционная политика и ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность инфляции, и ее воздействия на экономику в целом.
- сформулировать основные факторы, влияющие на изменение уровня инфляции.
- анализ антиинфляционной политики России в условиях финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Причины и виды инфляции…………………………………………………...6
2. Фискальная политика. Кредитно-денежная политика……………………...21
3. Антиинфляционная политика в России в условиях экономического кризиса…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников……

Работа содержит 1 файл

Курсовая!!!! Сайдашев.docx

— 353.40 Кб (Скачать)

  Последующие трудовые контракты будут заключаться уже по более высокой номинальной ставке заработной платы, что снова вызовет рост издержек, сокращение реального объема производства и дальнейшее повышение цен. Так раскручивается инфляционная спираль «заработная плата - цены». Однако долгосрочный уровень производства далеко не всегда будет полностью восстанавливаться. Графически (рис. 1.5.б) это выразится отклонением кривой долгосрочного предложения влево от уровня полной занятости до LRAS1, что говорит о снижении долгосрочного объема производства при одновременном росте цен.

           

Рис.1.5(б). Инфляция издержек и реальный объем  производства [15, с. 565] 

На рисунке  под влиянием эмиссионной накачки  AD реальный объем выпуска, сократившийся в краткосрочном плане до уровня Y2, восстанавливается не полностью. Поэтому кривая LRAS отклоняется влево.

  Важным  критерием инфляции является фактор ожидаемости и неожидаемости  инфляции. Соответственно, выделяют ожидаемую  и неожидаемую инфляцию. Под первой подразумевается, что она прогнозируема  заранее. Например, если фирмы и население знают, что цены вырастут в 10 раз, то они и на свои товары потребуют  повышение цен в 10 раз. При инфляции, которую можно предвидеть и учитывать, имеется возможность скорректировать номинальные доходы (внесение в трудовые договоры поправок на рост стоимости жизни). Если же инфляция принимает непредсказуемый характер, то создается неуверенность в будущем, нарастает риск при принятии хозяйственных решений [12, с. 96].

В случае ожидаемой инфляции можно скорректировать  номинальные доходы с учетом уравнения  И. Фишера:

                          i = r + πе,    (1.3)

где:   πе — уровень ожидаемой инфляции;

     i — номинальная процентная ставка;

     r — реальная процентная ставка.

Если  темпы инфляции превышают 10%, то уравнение  И. Фишера имеет следующий вид:

            r  = ( i - πе ) / (1+ πе)   (1.4.)

  Это знакомое нам уравнение Фишера показывает, что на номинальную ставку процента действуют изменения реальной процентной ставки и темпов инфляции. Отсюда следует и эффект Фишера: номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной, т. е. на сколько процентов вырастет πе, на столько же процентов увеличивается и i. Такая зависимость между номинальной ставкой процента и темпами инфляции действительно наблюдалась в странах с развитой рыночной экономикой. Например, в США на протяжении последних сорока лет эта зависимость прослеживалась в периоды относительно невысоких (до 15% в год) темпов инфляции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Фискальная политика. Кредитно-денежная  политика                                    

Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики посредством государственных расходов и налогов, т. е. она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.

Выделяют  следующие цели фискальной политики:

      - сглаживание колебаний экономического цикла;

      - обеспечение устойчивого экономического роста;

      - достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

      Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика

 Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на инфляцию, реальный объем национального дохода и занятость. В этом случае обычно принимаются новые законы.

Основными инструментами дискреционной политики выступают:

а) изменения ставок налогообложения;

б) проекты общественных работ;

в) трудоустройство населения.

Это активная фискальная политика государства. Дискреционная  фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

  1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетает эти меры (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счет дефицитного финансирования.
  2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочетает эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.

 Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.

 Встроенный (автоматический) стабилизатор — это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.

Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице, пособия по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом, они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема происходит обратный процесс [3, с.297].

Денежно-кредитная  политика — это важнейшая составная  часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной системы. Денежно-кредитная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели.

Выделяют  конечные и промежуточные цели.

Конечные  цели. К ним относят:

а) быстрый рост реального валового внутреннего продукта;

б) низкую безработицу;

в) стабильные цены;

г) устойчивый платежный баланс.

 Конечные  цели осуществляются денежно-кредитной политикой, которая, наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики является важными направлениями экономической политики государства.

Промежуточные цели. К ним относят:

а) денежную массу;

б) ставку процента;

в) обменный курс.

Эти цели непосредственно относятся к  деятельности центрального банка и  реализуются в рыночной экономике  посредством косвенных инструментов. В западной экономической литературе существует мнение, согласно которому промежуточные цели не относятся ни к инструментам кредитно-денежной политики центрального банка, ни к реальным целям этой политики, но представляют собой промежуточные звенья в передаточном механизме, соединяющем инструменты Центрального банка и его цели.

Цели  достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят:

а) лимиты кредитования;

б) прямое регулирование процентной ставки. 

К косвенным  инструментам относят:

а) операции на открытом рынке;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

      Операции  на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, Центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, сокращает их кредитные возможности и денежное предложение.

 Операции  на открытом рынке нередко происходят в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Это происходит следующим образом. Центральный банк продает ценные бумаги с условием их обязательного выкупа по более высокой цене по истечении определенного времени.

 Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

 Норма обязательных резервов устанавливается  центральным банком в процентах  от величины депозитов. Ее величина зависит  от:

    а) вида вкладов (по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);

    б) размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.

 В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

 Уменьшение  нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

 Обязательные  резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы — суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряется доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования ее в обороте.

 Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

 В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем  заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

 Учетная ставка (ставка рефинансирования), как  правило, ниже ставки межбанковского рынка.

 Денежно-кредитная  политика, осуществляемая центральным  банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, сокращает совокупные расходы и ограничивает инфляцию [3, с. 309].

 Используя названные инструменты денежно-кредитной  политики, Центральный банк воздействует на промежуточные цели — денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики. Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде в большей мере влияет на реальный выпуск и в меньшей — на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой мере — на реальный объем выпуска.

 Трансмиссионный механизм – планомерность действий экономических субъектов, возникающая  при осуществлении денежно - кредитной  политики.

Информация о работе Антиинфляционная политика и ее эффективность