Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность инфляции, и ее воздействия на экономику в целом.
- сформулировать основные факторы, влияющие на изменение уровня инфляции.
- анализ антиинфляционной политики России в условиях финансово-экономического кризиса.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Причины и виды инфляции…………………………………………………...6
2. Фискальная политика. Кредитно-денежная политика……………………...21
3. Антиинфляционная политика в России в условиях экономического кризиса…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список использованных источников……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Кафедра
макроэкономики и экономической теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине макроэкономика
Тема:
«Антиинфляционная политика и ее эффективность»
Автор курсовой работы ____________ Сайдашев К. А.
Группа
Руководитель
работы
_____________ д.э.н., проф. Андреев С. И.
Казань 2009
Содержание
Введение
………………………………………………………………………….
1. Причины
и виды инфляции………………………………………
2. Фискальная
политика. Кредитно-денежная политика…………
3. Антиинфляционная
политика в России в условиях
экономического кризиса……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………38
Введение
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Принято считать, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана. Инфляция – это болезнь денег. Если не будет денег, то не будет и инфляции. Но современный человек не может представить рыночную экономику без денежного обращения. Для рассмотрения инфляции сначала проанализируем сущность денег, выясним, откуда они берутся, и какая система регулирует оптимальный объем выпускаемых денег.
Деньги представляют собой необходимый элемент нашей повседневной жизни. Они являются продуктом исторического развития. В процессе своего исторического развития формы и виды денег претерпели серьезные изменения. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар. Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты). Дальнейшее развитие торговли привело к появлению кредитных денег, которые представляли собой обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем и банков [15, с. 438]. Если проследить весь исторический путь форм денег, то можно заметить, что ликвидность денег (то есть способность обмена денег на другое благо) постоянно менялась. Сейчас же деньги обладают абсолютной ликвидностью. Еще одним большим преимуществом денег является возможность экономии транзакционных издержек.
Мы встречаемся с деньгами повсюду. Если взглянуть даже с самой малой доли честности на жизнь среднестатистического человека со стороны, то мы увидим полную зависимость от денег. Мы думаем о том, как заполучить их, разговариваем о том, как потратить, по восемь часов в день мы заняты их поиском и добычей. Но, несмотря на это, мы многого не знаем о них. К примеру, часто мы видим, как меняются цены на окружающие нас товары, огорчаемся этому, во всем начинаем винить чиновников, хотя в действительности не понимаем, кто и как воздействует на цены, почему происходят такие изменения. Какова же природа современных денег? С одной стороны, государство выпускает в обращение деньги как законное средство платежа в экономике. Предложение денег (денежную массу) обеспечивает по согласованию с правительством Центральный банк страны. В таком случае, современные деньги представляют собой декретные деньги, которые правительство провозглашает обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов [15, с. 439].
Теперь, разобравшись в сущности денег, рассмотрим главную тему данной курсовой работы – инфляцию.
Инфляция – это устойчивая тенденция к повышению общего (среднего) уровня цен – выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег [3, с.213]. Наиболее ярко инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги. Речь идет об общем повышении уровня цен. Если время от времени повышаются цены на некоторые товары — это еще не инфляция, возможно, имеет место удорожание в результате улучшения качества товара. Только повышение общего уровня цен означает, что идет давление денежной массы на товарную: деньги обесцениваются — доходы населения снижаются. Несоответствие платежеспособного спроса и товарной массы проявляется в том, что спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители товаров и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек — затрат на создание и реализацию этих товаров [6, с. 162]. Диспропорции между спросом и предложением, превышение денежных доходов над потребительскими расходами могут порождаться различными причинами. Это, прежде всего, дефицит государственного бюджета (превышение государственных расходов над доходами). Сюда же относятся чрезмерное инвестирование, когда объем инвестиционных расходов превышает потребности и возможности национальной экономики (незавершенное производство в советской практике) и сокращение поступлений от импортируемых товаров при сильной зависимости потребительского рынка от внешней торговли [2, c. 145].
Инфляция является одной из крупнейших макроэкономических проблем. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день, так как инфляция оказывает негативное воздействие на экономику России, и государственные органы управления усердно борются с ней, но, к сожалению, хороших успехов в антиинфляционной политике не добиваются. По крайней мере, запланированных уровней инфляции они не достигают.
Следовательно, главной целью курсовой работы является выяснение правильных действий в антиинфляционной политики, знание способов уменьшения инфляции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность инфляции, и ее воздействия на экономику в целом.
- сформулировать основные факторы, влияющие на изменение уровня инфляции.
- анализ
антиинфляционной политики России в условиях
финансово-экономического кризиса.
Причины и виды инфляции
Итак, мы выяснили, что инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране, обесценение денег. Можно также сказать, что инфляция выступает как форма нарушения законов денежного обращения, что означает нарушение макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. У инфляции много причин и разновидностей.
В зависимости от различных критериев, принято выделять 3 основных вида инфляции: умеренная или ползучая инфляция, уровень которой не превышает 10% - 20 % в год. К сожалению, дать однозначный ответ, что сейчас у нас умеренная инфляция было бы не верно. По данным статистики за 2008 год инфляция в России составила 13,5 %.
Рис. 1.1. Индекс потребительских цен за 2007-2008 годы [16]
В связи с начавшимся финансово – экономического кризисом, инфляция практически вышла из-под контроля правительства уже осенью 2008. Тогда неожиданно подросли цены на все продукты питания. С тех пор темпы роста стоимости различных товаров постоянно не укладываются в прогнозные рамки. По итогам 2007 года инфляция в стране составила 11,9 процента. В 2008 году изначально ожидался рост цен менее чем на 10 процентов, однако затем прогноз был повышен.
Центробанк России в октябре уже заявил, что инфляция в стране составит около 13 процентов. Тем не менее, в Минэкономразвития прогноз пока не менялся. По данным Международного валютного фонда (МВФ), цены в России за год вырастут на 14 процентов.
Последние 10-15 лет в нашей стране инфляция сохранялась на уровне 12%. Органы власти твердили, что в какие-то месяцы инфляция будет нулевая, но они нас обманывали, потому что цены на товары продолжали расти, особенно это ощущали бедные слои населения, люди, имевшие фиксированные доходы. Это средене - и низкооплачиваемые бюджетники, пенсионеры, студенты и все, кто получал социальные трансферты. Такая же ситуация наблюдается и сегодня. Так, например, в 2005 г. при росте потребительских цен в среднем на 10,7 % продукты питания подорожали на 12,3%, платные услуги – на 17,7 %, коммунальные услуги – на 23,5 % [1, с. 69]. Индекс потребительских цен является официальным численным показателем инфляции. Он определяется как отношение общего уровня цен в текущем периоде к базисному периоду. Например, цена потребительской корзины (недельного продуктового набора на человека в одном из городов России) в одном году составляла 567 руб., а в декабре следующего года – 789. Значит, индекс потребительских цен равен 100*789/567 =139,2 %. Следовательно, цены подорожали на 39,2%.
Следующим видом инфляции является галопирующая. Галопирующая инфляция – инфляция, при которой цены растут от 10-20 до 200% в год. Она свидетельствует о серьезных нарушениях кредитно - денежной политики (о ней мы поговорим позже) в стране. В такой ситуации деньги теряют свою ценность, поэтому люди хранят только минимум денежных средств, необходимых для совершения сделок. Такая инфляция имела место в нашей стране в 90-е годы. Последние 3-4 года такая же ситуация наблюдается в Украине. Еще в конце 80-х годов начался галопирующий рост заработной платы. С 1 января 1988 г. в соответствии с Законом «О государственном предприятии» трудовые коллективы получили большую самостоятельность в области оплаты труда. Денежные доходы населения в 1988 г. возросли на 41,4 млрд. руб., в 1989 г. — на 63,8 млрд. руб., прирост же национального дохода за этот период — 2,4%, а производства товаров личного потребления — 7,5%. В 1990 г. денежные доходы продолжали расти (14,4% за январь— сентябрь), национальный доход вырос на 2,5%, а производство товаров личного потребления на 6%. Зато денежная эмиссия 1990 г. в три раза превысила ожидаемую, на 1 рубль приходилось товаров на 18 коп. (для сравнения в 1960 г. на 1 руб. приходилось товара на 42 коп.).
В стране осуществлялось государственное регулирование цен, и официальная статистика не признавала наличия инфляции. Решению проблемы не помогали ни купонная, ни талонная системы. Накачка денежной массы продолжалась, резко усилилась инфляция, покупательная способность купонов была еще ниже, чем рубля. Единовременный рост розничных цен на потребительском рынке, спровоцированный, по существу, правительством, массовый уход товаров в теневую экономику привели к тому, что устранить диспропорцию между платежеспособным спросом населения и товарной массой могла лишь либерализация цен [6, с. 164].
И, наконец, самая «разрушительная» - гиперинфляция. Ее темпы превышают 200% в год (критерий П. Самуэльсона) или 50% в месяц (критерий Ф. Кейгана). Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13000%.
Примером может служить Германия 1920-1923 гг., когда средний темп инфляции составлял 322% в месяц. За период гражданской войны 1980-х гг. в Никарагуа цены выросли на 33000%. Высокая гиперинфляция наблюдалась в Венгрии в конце и после Второй мировой войны. Так, с августа 1945 по июль 1946 г. темп инфляции равнялся 19800% в месяц.
Результатом гиперинфляции является полное недоверие к деньгам, вследствие чего наблюдается частичный возврат к бартеру и переход от денежной к натуральной заработной плате.
Информация о работе Антиинфляционная политика и ее эффективность