Анкетирование как основной метод опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей использования анкетных опросов для сбора информации.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- определить место и роль анкетных опросов в сборе информации;
- описать организацию анкетных опросов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации……..5
1.1. Сущность анкетного опроса, его виды………………………………….5
1.2. Анкета: понятие, структура, вопросы…………………………………..9
1.3. Организация анкетного опроса и показатели оценки его эффективности……………………………………………………………...17
Глава 2. Основные направления совершенствования анкетного опроса……...22
2.1. Проблемы, возникающие при проведении анкетного опроса………..22
2.2. Особенности проведения анкетного опроса в рыночных условиях…24
Глава 3. Новые подходы к проведению анкетного опроса……………………..28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по Экономике и социологии труда.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Объектами исследований могут выступать:

  • люди (индивидуумы) - например, при анализе потребительского поведения, информационных предпочтений
  • семьи (домашние хозяйства) — например, при изучении структуры потребления;
  • фирмы — например, при конкурентном анализе или отраслевых исследованиях;
  • товары (услуги) — получение данных о наличии товаров и ассортименте (ревизии), ценовые обзоры или статистические обзоры рекламы;
  • процессы (явления) — например, при построении карты-схемы пассажиропотоков.

Можно выделить следующие основные стадии проведения маркетингового анкетного опроса:

  1. Выявление проблемной ситуации и формирование целей и задач маркетингового исследования;
  2. Выбор вида маркетингового исследования;
  3. Определение размера выборки;
  4. Определение метода сбора данных (личные, телефонные, уличные, интернет интервью или анкета на самозаполнение);
  5. Разработка инструментария исследования;
  6. Сбор данных;
  7. Обработка и анализ данных;
  8. Подготовка отчета (презентации) о результатах маркетингового исследования.

 

Глава 3. Новые подходы к проведению анкетного опроса.

Одним из эффективных инструментом сбора первичной информации в сети Интернет являются интернет-опросы.

Высокая эффективность метода проведения опросов в Интернете связана  с тем, что благодаря своим  коммуникативным свойствам, он максимально  «сближает» анкетируемого и интервьюера. Кроме того, Интернет позволяет существенно снизить время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке «интервьюер — анкетируемый — заполненная анкета — введение анкеты в базу данных — анализ анкеты — представление результатов в графическом виде». Современные информационные средства позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения, выполнение всех этих этапов вручную требует, по меньшей мере, нескольких дней.

К числу отличительных особенностей проведения опросов с использованием Интернета также относится их невысокая стоимость, автоматизация процесса опроса и анализа его результатов, и возможность сосредоточения опроса на целевой аудитории.

Основным условием, обеспечивающим эффективность анкетирования через Интернет, является существование в его среде целевой аудитории.

  1. Планирование выборки

Одним из ключевых вопросов при проведении интернет-опроса является формирования выборки, то есть определение контактной аудитории, на которой будет проводиться исследование. Важными аспектами в данном случае являются репрезентативность выборки (т.е. соответствие характеристик выборки характеристикам генеральной совокупности) и ее несмещенность.

Репрезентативность выборки в  значительной степени связана с тем, насколько широко представлена целевая аудитория в Интернете. Конечно, сегодня в практически любой целевой аудитории потребителей некоего продукта или услуги есть определенная доля пользователей Интернета. Однако их количество среди потребителей в данной группе может быть очень невелико и вероятность получения достаточной для исследования окончательной выборки, репрезентативно представляющую генеральную совокупность, очень мала.

Другой важный вопрос — несмещенность  выборки. Очевидно, что чем больше аудитория Интернета будет приближаться по размерам к генеральной совокупности, тем меньше будет вероятность получить смещенную выборку. Например, в США, где интернет-аудитория уже сегодня составляет более 60 % от всего населения страны, проблема ее смещенности не является столь острой, а для большого числа целевых групп и вовсе неактуальна. С другой стороны, в российском секторе Интернета результаты большинства опросов, не затрагивающих его тематики, сегодня чаще всего являются смещенными.

  1. Место проведения

Опрос может проводиться путем  размещения анкеты на сайтах, посещаемых целевой аудиторией, ее рассылки по электронной почте, предложения  заполнить ее в телеконференциях.

Метод проведения опроса посредством  размещения анкет на web-сайтах возможен как при наличии собственного сайта, так и при его отсутствии, например, за отдельную плату владельцу сервера.

Заполнение анкеты требует некоторых  усилий от посетителей, поэтому необходима достаточная мотивация, чтобы убедить  их потратить несколько минут  на эту процедуру. Проведение анкетирования наиболее удобно в случае предоставления пользователям каких-либо услуг, как платных, так и бесплатных, например, бесплатных услуг электронной почты. В этом случае при регистрации для получения доступа к услугам им может быть предложено заполнение небольшой анкеты.

Можно комбинировать анкетирование  на web-сервере компании c участием в  телеконференциях. Во-первых, активное участие в телеконференции может  добавить известности в сообществе Интернета, и анкеты на web-сервере будут заполняться более активно. Во-вторых, вместе с ключевыми вопросами в конференции можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на web-сервере.

Для повышения интереса пользователей  к заполнению анкет в Интернете  в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата. Например, может применяться практика начисления бонусов на счета клиентов за заполнение анкеты, цифровые купоны (скидки при покупке) и т. п6.

 

Заключение

В моей работе было рассказано о наиболее популярном методе опроса. Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения.

Особенность социологического метода, исследования заключается в  двух принципиальных моментах: первое - он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию.  Второе - социологический    метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т.е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.

В социологии сочетаются многие направления человеческих знаний (психология, философия, логика, естествознание и т.д.). Социологу необходим большой опыт и запас знаний для того, чтобы хорошо научиться исследовать человеческое общество.

В будущем социологию наверняка ждет большое распространение. Конечно, она и сейчас распространена, но не так как хотелось бы. Например, было бы неплохо в наше время практиковать социологию на крупных предприятиях, как это делается за рубежом. Это сильно помогло бы принимать правильные решения руководителям, которые толком не знают о том, что творится в коллективах их предприятий. Зачастую принимаются решения, которые противоречат мнению коллективов и общественности, чего помогли бы избежать социологические исследования.

 

 

Список используемой литературы

  1. Бабосов Е. М., Общая социология: Учеб. пособие для студентов./Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
  2. Батыгин Г. Лекции по методологии социологических исследований. – М.: РУДН, 2008. – 368 с.
  3. Беляевский И.К. Маркетинговые исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 320с.
  4. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. – М., 1989. – 176 с.
  5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 512 с : ил.
  6. Воронов, Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. / Ю.П. Воронов. - М.: Наука, 1988. – 453 с.
  7. Габдуллина К., Раисов Е., Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нур-пресс», 2005 – 202 с.
  8. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999., 704 с.
  9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 1998.
  10. Горшков М.К., Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М.: Владос, 2000. – 288 с.
  11. Девятко И. Методы социологического исследования. – М.: Университет, 2002. – 295 с.
  12. Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с.
  13. Зборовский Г.Е., Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.
  14. Капитонов Э.А. Социология XX века, Ростов – на - Дону: издательство «Феникс», 1996 г. – 512 с.
  15. Ковалевская Е.В. СОЦИОЛОГИЯ: Учебное пособие, практикум по дисциплине /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.: МЭСИ, 2004. – 164 с.
  16. Кравченко А.И., Социология: Учебник для вузов. —М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. — 508 с.
  17. Курбатов В.И. Социология. – М.: Март, 2000, 512 с
  18. Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова О.А., Лукашова Г.С.; Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. Лавриенко В.Н.. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
  19. Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А., Основы научных исследований: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Лудченко. - 2-е изд., стер. - К.: О-во "Знания", КОО, 2001. - 113 с.
  20. Лукашевич Н.П., Туленков Н.В. Социология. Учебное пособие. Киев: МАУП,  2002, 272 с.
  21. Михайлова В.А., Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ,2004.– 207 с.
  22. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в демоскопию. Пер.с немецкого. - М.: Прогресс, 1978.
  23. Овсянников В. Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 547 с.
  24. Осипов Г.В., Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов — М.: Норма, 2003. - 912 с.
  25. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. Москва, ИНФРА – М: Инфра-М, 2000. – 512 с.
  26. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.
  27. Рой о. М., Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 364 с: ил.
  28. Сурмин Ю. П. , Туленков Н. В. Методология и методы социологических исследований. — К.: МАУП, 2000, 304 с.
  29. Тавокин Е. Основы методики социологического исследования: Учеб. по-собие. – М: Инфра-М, 2009. – 239 с.
  30. Татарова Г.Г., Методология анализа данных в социологии / Учебник для вузов. – М. NOTA BENE, 1999. – 224 с.
  31. Токарева Е.М., Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
  32. Ханин Ю.Л. Личностные опросники в прикладных исследованиях: Проблемы и перспективы. // Социальная психология и общественная практика. - М., 1985. - С. 172.
  33. Харчева В., Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Логос, 2000. — 302 с.: ил.,
  34. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Самарский университет, 1995. – 332 с.
  35. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 7-е изд. - М.: "Добросвет", 2003. - 596 с.

1 Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1988 г.

2 Харчева В., Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Логос, 2000. — 302 с.: ил., стр. 281

3 Зборовский Г.Е., Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с., стр. 170

4 Тощенко Ж.Т., Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

5 Добреньков В.И., Кравченко А.И., Методы социологического исследования: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 768 с., стр. 131-132

6 И.В. Успенский ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ Учебник.- СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. 197 с.

 


Информация о работе Анкетирование как основной метод опроса