Анкетирование как основной метод опроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение особенностей использования анкетных опросов для сбора информации.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- определить место и роль анкетных опросов в сборе информации;
- описать организацию анкетных опросов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации……..5
1.1. Сущность анкетного опроса, его виды………………………………….5
1.2. Анкета: понятие, структура, вопросы…………………………………..9
1.3. Организация анкетного опроса и показатели оценки его эффективности……………………………………………………………...17
Глава 2. Основные направления совершенствования анкетного опроса……...22
2.1. Проблемы, возникающие при проведении анкетного опроса………..22
2.2. Особенности проведения анкетного опроса в рыночных условиях…24
Глава 3. Новые подходы к проведению анкетного опроса……………………..28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК по Экономике и социологии труда.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Учитывая психологию респондента, социологи разработали  трехступенчатую форму основной части:

  • первая треть вопросов предназначена для того, что бы заинтересовать респондентов и включить их в работу. Вопросы этой части должны отличаться сравнительной простотой и в большей мере касаться фактов, событий;
  • вторая треть вопросов направлена на решение главных задач исследования и касается, как правило, мотивов, мнений и оценок. Именно поэтому подобные вопросы являются наиболее сложными для респондентов;
  • последняя треть включает вопросы, которые детализируют ответы на предыдущую часть вопросов, а также контрольные вопросы (сущность их раскрывается ниже) и наиболее интимные, требующие индивидуального мнения респондента. Исследователями отмечено, что на интимные вопросы респонденты наиболее правдиво отвечают в конце анкеты.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.

В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.

Разрабатывая текст  анкеты, следует избегать однообразия  используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет  свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о  последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.

Важно подчеркнуть необходимость  соблюдения правила системности  анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и  ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя  от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".

Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки ( компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования)3.

Проводимый опрос  должен отвечать ряду требований:

  • Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.
  • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и восприятию) вопросы должны следовать за более простыми.
  • Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.
  • Трудные вопросы целесообразно поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему.
  • Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).
  • Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его оценке. Это самое важное требование социологического исследования.
  • Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Это делается  с помощью обращения к респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…».

В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Это введение коротко  знакомит опрашиваемого с целью  опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

Знание классификации  вопросов позволяет грамотно решить сложную задачу разработки вопросника.

Вопросы анкеты различаются  по:

        • содержанию;
        • форме.

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот  или иной вопрос. Основанием деления  по содержанию является информация о  фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом.

По форме вопросы  делятся на:

  1. Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой, что неизбежно приводит к существенному ограничению использования ЭВМ.
  2. Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором определенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляться возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.
  3. Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель. Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.
  4. Альтернативные вопросы предполагают ответы по принципу “да - нет”, носят взаимоисключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.
  5. Вопрос с преамбулой. Вопрос о фактах, как любой другой, может быть воспринят как оценочная характеристика респондента, поэтому целесообразно в некоторых случаях задавать его в такой форме, которая несколько ослабляет его оценочный характер. Например: “Одни люди ежедневно убирают квартиру, другие делают это от случая к случаю. Как чаще всего поступаете Вы?”

Содержащееся в преамбуле  к вопросу указание на то, что  далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет  респонденту более свободно рассказать о своем поведении.

6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.

В таких вопросах речь идет  о вещах, ответить на которые  можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности  респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.

Такие вопросы не следует повторять  часто, т.к. у респондентов возникает  утомление, рассеивание внимания, возникает  эффект излучения.

Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.

По предметному содержанию вопросы можно разделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.

           Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.

В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и  контрольные вопросы. Роль основного  может играть вопрос, который задается в более широком смысловом  диапазоне, в прямой форме.

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.

В анкете можно  и нужно ставить:

  1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса.
  2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию: "Что Вы думаете о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д.  Так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы: "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?"
  3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты.
  4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным.
  5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов.
  6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов.
  7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
  8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключа-

ющих друг друга варианта ответа (типа «да - нет»).

  1. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
  2. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц.
  3. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо.
  4. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы.
  5. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.
  6. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты.
  7. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

1.3. Организация  анкетного опроса и показатели  оценки его эффективности

Этапы и процедура анкетного опроса:

1.     Подготовительный  этап.

1.1.         Разработка  программы опроса, постановка целей,  задач. Обоснование необходимости  его применения и выбор вида  опроса.

      • Определение предмета опроса на основе выделенных гипотез исследования, его концептуальной схемы.
      • Определение объекта опроса; предварительная характеристика генеральной совокупности.
      • Выделение состава задач, категорий анализа и ситуаций для проектирования вопросника.

1.2.         Проектирование  инструментария (анкеты, плана интервью, кодировочных листов), его размножение.

1.3.         Выборка. Установление правил  отбора респондентов. (При необходимости  – составление их списков).

1.4.         Определение  способов обработки и анализа  данных.

1.5          Подготовка  технических средств (аудиовизуальной  аппаратуры, средств регистрации  и обработке данных).

2.  Оперативный этап сбора  данных.

2.1.         Уточнение  места проведения опроса. Согласование  с респондентом, его мотивация  и инструктаж.

2.2.         Опрос  респондента, регистрация его  ответов.

2.3.         Уточнение  записей после беседы. Фиксация  сопутствующих факторов, характеризующих  поведение респондента, обстановку  проведения опроса. Обработка аудиовизуальных  технических записей.

3.  Результирующий этап.

3.1.         Ручная  обработка данных.

3.2.         Обработка и контент-анализ открытых  вопросов.

3.3.         Перевод данных на машинные  носители и машинная обработка.

3.4.         Статистическая обработка по  программе анализа. Построение и исчисление показателей.

3.5.         Характеристика состава опрошенных, репрезентативности данных опроса.

3.6.         Иллюстрация, доказательство гипотез  на основе полученных результатов.  Построение выводов.

3.7.         Анализ  и оценка эффективности применения  метода опроса. Степень соответствия  полученных данных целям исследования. Выявление ошибок, новаций. Перевод  полученных результатов в банки  данных.

3.8.         Выработка  рекомендаций по теме анализа,  по решению поставленных задач. Подготовка отчета.

Основным средством  коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление  анкеты, так и способы работы с  ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому  социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих вкус к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями4.

 Надежность данных анкетного опроса результат действия множества факторов:

1)привычность анкетного  опроса в сообществе;

2)адекватная адресация; 

3)мотивировка респондента ;

4) валидность анкетных вопросов;

5)хорошая структурированность  опросника (от простого к более  сложному и снова к более  простому);

Информация о работе Анкетирование как основной метод опроса