Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей использования анкетных опросов для сбора информации.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
- определить место и роль анкетных опросов в сборе информации;
- описать организацию анкетных опросов;
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Анкетирование как метод сбора социологической информации……..5
1.1. Сущность анкетного опроса, его виды………………………………….5
1.2. Анкета: понятие, структура, вопросы…………………………………..9
1.3. Организация анкетного опроса и показатели оценки его эффективности……………………………………………………………...17
Глава 2. Основные направления совершенствования анкетного опроса……...22
2.1. Проблемы, возникающие при проведении анкетного опроса………..22
2.2. Особенности проведения анкетного опроса в рыночных условиях…24
Глава 3. Новые подходы к проведению анкетного опроса……………………..28
Заключение………………………………………………………………………...31
Список используемой литературы……………………………………………….32
Учитывая психологию респондента, социологи разработали трехступенчатую форму основной части:
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих паспортную характеристику респондента: фамилию, пол, возраст, спортивную квалификацию и т.п. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста для заполнения. Основное назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранного материала и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
В результате длительных дискуссий ученые пришли к выводу, что демографическая часть анкеты должна быть расположена в конце ее. Хотя не исключается расположение ее в начале анкеты (так сказать, для установления контакта с респондентом, для введения его в процесс работы) или рассредоточение демографических вопросов среди других частей анкеты.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".
Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки ( компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования)3.
Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
В подобной же форме строится обращение к респонденту с просьбой принять участие в проводимом исследовании.
Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.
Знание классификации вопросов позволяет грамотно решить сложную задачу разработки вопросника.
Вопросы анкеты различаются по:
Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Основанием деления по содержанию является информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом.
По форме вопросы делятся на:
Содержащееся в преамбуле к вопросу указание на то, что далеко не все люди поступают так, как, кажется, принято позволяет респонденту более свободно рассказать о своем поведении.
6. Вопросы таблицы очень удобны для исследователя. Это трудные вопросы, при которых респонденту приходится прилагать ряд усилий для ответа на них.
В таких вопросах речь идет о вещах, ответить на которые можно лишь тогда, когда используются знания и умственные способности респондентов. После таких вопросов желательно переходить к более простым.
Такие вопросы не следует повторять часто, т.к. у респондентов возникает утомление, рассеивание внимания, возникает эффект излучения.
Обычно в анкете чередуются различные виды вопросов.
По предметному содержанию вопросы можно разделить на:
Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоянии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информацию, о его действиях, поступках или их последствиях.
Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает, и что может изложить респондент. Как правило, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знания в определенной области. Такие вопросы могут содержать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использования определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.
Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого респондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлениях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.
Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей деятельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлинную картину мотивации деятельности, для этого необходим целый комплекс подобных вопросов.
В группе вопросов на одну тему нетрудно выбрать основные и контрольные вопросы. Роль основного может играть вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
В анкете можно и нужно ставить:
ющих друг друга варианта ответа (типа «да - нет»).
Этапы и процедура анкетного опроса:
1. Подготовительный этап.
1.1. Разработка
программы опроса, постановка целей,
задач. Обоснование
1.2. Проектирование инструментария (анкеты, плана интервью, кодировочных листов), его размножение.
1.3. Выборка. Установление правил отбора респондентов. (При необходимости – составление их списков).
1.4. Определение способов обработки и анализа данных.
1.5 Подготовка
технических средств (
2. Оперативный этап сбора данных.
2.1. Уточнение места проведения опроса. Согласование с респондентом, его мотивация и инструктаж.
2.2. Опрос респондента, регистрация его ответов.
2.3. Уточнение
записей после беседы. Фиксация
сопутствующих факторов, характеризующих
поведение респондента,
3. Результирующий этап.
3.1. Ручная обработка данных.
3.2.
Обработка и контент-анализ
3.3. Перевод данных на машинные носители и машинная обработка.
3.4. Статистическая обработка по программе анализа. Построение и исчисление показателей.
3.5.
Характеристика состава
3.6.
Иллюстрация, доказательство
3.7. Анализ
и оценка эффективности
3.8. Выработка рекомендаций по теме анализа, по решению поставленных задач. Подготовка отчета.
Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.
Таким образом, проведение социологического исследования – процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Каждому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих вкус к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных. Надо предусмотреть организационное и материально-техническое обеспечение, быть готовым к оперативному решению возникающих вопросов. Словом, социологическое исследование проводится тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к ним научными требованиями4.
Надежность данных анкетного опроса результат действия множества факторов:
1)привычность анкетного опроса в сообществе;
2)адекватная адресация;
3)мотивировка респондента ;
4) валидность анкетных вопросов;
5)хорошая структурированность
опросника (от простого к