Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:00, реферат
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют от фирм повышения качества предоставленных услуг, а для достижения данных требований, необходимо, внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (предприятий) и форм собственности повысили заинтересованность в изучении и практическом применении анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………...
1.Анализ затрат на рубль товарной продукции………………………………………
2.Анализ предприятия за три года…………………………………………………….
Заключение………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра «Инновационный менеджмент»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
на тему «Анализ затрат на рубль товарной продукции»
Выполнил: Климко Е.П., слушатель гр. 2020911-В
Проверила: Куприк А.В.
Минск 2011 г.
Рыночные отношения на сегодняшний день требуют от фирм повышения качества предоставленных услуг, а для достижения данных требований, необходимо, внедрение новых технологий, эффективные формы хозяйствования и управления фирмой. В свою очередь, совершенствование экономического механизма через рыночные отношения, конкуренция фирм (предприятий) и форм собственности повысили заинтересованность в изучении и практическом применении анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Проблема снижения затрат на производство и реализацию продукции - одна из актуальных для предприятий в условиях рыночных отношений. Основными требованиями для конкурентно-способной продукции является хорошее качество и более низкие затраты по сравнению с другими предприятиями. Возможности снижения затрат имеются на каждом предприятии. Выявить эти возможности помогает анализ основных показателей деятельности предприятия. Необходимость анализа изменения затрат на продукцию возрастает с расширением работ по экономии всех видов ресурсов, механизации и автоматизации производства, совершенствованию организации производства и управления.
Значение снижения затрат на предприятии является одним из главных аспектов планирования и ведения финансово-хозяйственной деятельности. Во-первых, это возможность увеличения прибыли, за счет которой можно развивать собственное производство, решать социальные задачи и т.д. Во-вторых это способствует повышению конкурентоспособности производимой продукции - предприятие может предложить покупателю более низкую цену по сравнению со своими конкурентами и при этом обеспечить себе не меньшую прибыль. В третьих, снижение затрат может приводить к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия в сфере производства.
Затраты на один рубль продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий её прямую связь с прибылью. Он отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.
Показатель затрат на 1 рубль продукции – универсальный показатель. Он может рассчитываться в любой отрасли экономики, наглядно показывает связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах. На его уровень оказывают влияние как объективные, так и субъективные, как внешние, так и внутренние факторы.
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают факторы, которые находятся с ним в прямой функциональной связи: изменение объёма выпущенной продукции, её структуры, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат. Схема факторной системы затрат на 1 руб. товарной продукции представлена на рис.1
Рис.1. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции
На изменение затрат на 1 рубль продукции оказывают влияние следующие факторы:
1.изменение структуры
ассортимента отдельных
2.изменение затрат
в себестоимости отдельных
3.изменение оптовых цен на продукцию;
4.изменение цен на потребляемые ресурсы.
ЗW – затраты на 1 рубль продукции;
N – количество произведенной продукции в натуральных единицах;
Ипер – ставка переменных расходов на единицу продукции;
Ипост – сумма постоянных расходов;
Ц – цена единицы продукции.
Показатель затрат на 1 рубль продукции выражает совокупность материальности, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а его анализу позволяет разложить общее отклонение фактических затрат на 1 руб. продукции от затрат предшествующего периода по удельному весу отдельных элементов производственного процесса и определить направление поиска резервов снижения затрат.
Чем выше этот показатель, тем меньше доля прибыли в объеме выпускаемой продукции. Максимально он может быть равен 1. Если по периодам этот коэффициент снижается, то деятельность предприятия, направленная на уменьшение затрат на производимую продукцию (по экономии ресурсов), эффективна.
Метод анализа
При анализе затрат на 1 рубль продукции используются два метода: метод сравнения и сопоставления элементов (метод алгебраической суммы частных показателей сметы затрат) и метод цепных подстановок.
Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемого явления, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее показателями, с целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденций и закономерности их развития.
Сравнения используются при:
- Сопоставление плановых
и фактических показателей для
оценки степени выполнения
- Сопоставление фактических
показателей с нормативными
- Сравнение фактических
показателей с показателями
- Сопоставление показателей
анализируемого предприятия с
достижениями науки и
- Сравнение показателей
анализируемого хозяйства со
средними показателями по
- Сопоставление параллельных
динамических рядов для
- Сопоставление различных
вариантов управленческих
- Сопоставление результатов
деятельности до и после
Различают:
- горизонтальный (используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового),
- вертикальный (изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора),
- трендовый (применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики),
- одномерный (сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю),
- многомерный (проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей) сравнительный анализ.
При проведении анализа
затрат на 1 рубль продукции метод
сравнения применяется при
Где
Уд.вес – удельный вес статьи сметы в 1 рубле выпуска продукции
А – величина статьи сметы в руб.
WT – объем выпуска продукции в руб.
Необходимо помнить, что при проведении вертикального анализа сметы по периодам исключается влияние изменения цены, то есть текущий выпуск продукции исчисляется по базисным ценам.
Потом проводится горизонтальный
сравнительный анализ рассчитанных
показателей – выявление
Изменение = Текущий – Базисный
Затраты на 1 рубль продукции – модель смешанная и анализируется по методу цепных подстановок.
Ипер – ставка переменных расходов на единицу продукции;
Ипост – сумма постоянных расходов
Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.
Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.
Затраты на 1 рубль продукции зависят от следующих факторов:
Так как модель пятифакторная, анализ будет содержать шесть цепочек (одна базисная и пять постепенных изменений по факторам). Первая часть анализа проводится путем постепенного подставления текущих значений факторов в базисную цепочку.
1.Затраты на 1 рубль продукции в базисном периоде:
2.Затраты на 1 рубль
продукции при влиянии
3.Затраты на 1 рубль продукции при влиянии изменения структуры:
4.Затраты на 1 рубль
продукции при влиянии
5.Затраты на 1 рубль
продукции при влиянии
Информация о работе Анализ затрат на рубль товарной продукции