Автор: l**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение повышения качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические подходы понятия качества продукции;
- определить направления повышении качества продукции;
- приобрести навыки оценки экономической эффективности мероприятий направленных на снижение себестоимости.
На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние (рис. 2).
К
внутренним относятся такие, которые
связаны со способностью предприятия
выпускать продукцию
Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции [12, c. 338].
Организационные
факторы связаны с
Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции [12, c. 339].
Социально- экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.
Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные [12, c. 340].
Среди
рассмотренных факторов внешней
среды конкурентные факторы занимают
особое место. Ни одна организация не
может себе позволить игнорировать
фактические или возможные
В условиях рыночных отношений изменяются
цели предприятия, которые объединяют
в себе следующие вопросы: обеспечение
выживаемости, максимизация загрузки,
максимизация текущей прибыли, завоевание
лидерства на сегменте рынка, завоевание
лидерства по показателям качества товара,
достижение конкретного объема сбыта,
рост продаж, завоевание расположения
клиента [12, c. 340].
Конкурентоспособность
продукции (услуги) зависит от ряда
факторов, влияющих на предпочтительность
товаров и определяющих объем
их реализации на данном рынке. Эти
факторы можно считать
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др [6, c. 311].
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны) [6, c. 311].
Нормативно-правовые
факторы отражают требования технической,
экологической и иной (возможно,
морально-этической) безопасности использования
товара на данном рынке, а также патентно-правовые
требования (патентной чистоты и
патентной защиты). В случае несоответствия
товара действующим в рассматриваемый
период на данном рынке нормам и
требованиям стандартов и законодательства
товар не может быть продан на данном
рынке. Поэтому оценка этой группы факторов
и компонент с помощью
Рисунок
– 2 Классификация факторов влияющих на
качество продукции
Эти
факторы определяющим образом влияют
на конкурентоспособность
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.
Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции [18, c. 236].
Стандартизация и сертификация - это основа для выпуска в стране высококачественной продукции. Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое [12, c. 341].
Стандарт
- нормативный документ по стандартизации,
разработанный, как правило, на основе
согласия, характеризующийся отсутствием
возражений по существенным вопросам
у большинства заинтересованных
сторон и утвержденный признанным органом
(или представителем), в котором
могут устанавливаться для
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории: государственные стандарты РФ - ГОСТ Р; отраслевые стандарты - ОСТ; технические условия - ТУ; стандарты предприятия и объединения - СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО [12, c. 342].
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов [12, c. 343]:
- стандарты основополагающие;
- стандарты на продукцию, услуги;
- стандарты на процессы;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на [12, c. 343]:
- национальные;
- региональные;
- межгосударственные;
- международные.
Национальный стандарт (ГОСТ Ρ) - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации [2, cт. 44].
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации [13, c. 233].
Международный стандарт - стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО) [12, c. 344].
Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых, максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов, во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и окружающей среды, технической и функциональной совместимости и взаимозаменяемости [12, c. 345].
Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере техники и технологии [13, c. 235].
Таким
образом, можно сделать вывод, что все
факторы в совокупности имеют значительное
влияние на качество товаров и услуг, и
это влияние может быть как положительным,
так и отрицательным.
В современных условиях объективная необходимость повышения уровня качества продукции обусловлена несколькими причинами [9, c. 141]:
- качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;
- выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб, как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;
- изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;
- качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.
Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов [9, c. 142].
Рост качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции [9, c. 146].
По
мере снижения качества продукции возрастает
необходимость дополнительных затрат
труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности.
Так, при снижении надежности и срока службы
технических устройств
Два аспекта продукции - качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве [6, c. 342].
Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе