Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор: l**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение повышения качества продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические подходы понятия качества продукции;
- определить направления повышении качества продукции;
- приобрести навыки оценки экономической эффективности мероприятий направленных на снижение себестоимости.

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 85.62 Кб (Скачать)

     1.2 Факторы, влияющие на качество продукции

 

     На  каждом предприятии на качество продукции  влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние (рис. 2).

     К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические [12, c. 338].

     Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции [12, c. 338].

     Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и  соответствующего уровня квалификации персонала [12, c. 339].

     Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции [12, c. 339].

     Социально- экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

     Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. Внешняя или окружающая среда  является неотъемлемым условием существования  любого предприятия и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней  среды можно разделить на следующие  отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные [12, c. 340].

     Среди рассмотренных факторов внешней  среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить игнорировать фактические или возможные реакции  своих конкурентов. 
В условиях рыночных отношений изменяются цели предприятия, которые объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента [12, c. 340].

     Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти  факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности  и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

     Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или  услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности  труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др [6, c. 311].

     Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они  включают: конъюнктуру рынка (острота  конкуренции, соотношение между  спросом и предложением данного товара); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны) [6, c. 311].

     Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования  товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и  патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый  период на данном рынке нормам и  требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению [6, c. 312]. 

  

 
 

 

 

 
 

Рисунок – 2 Классификация факторов влияющих на качество продукции 

     Эти факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов. Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров. Обеспечение конкурентоспособности продукции и пути её повышения. В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

     Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и  стоимостных характеристик, которая  обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно  для покупателя отличает от аналогичных  товаров – конкурентов.

     Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств  продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции [18, c. 236].

     Стандартизация  и сертификация - это основа для  выпуска в стране высококачественной продукции. Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое [12, c. 341].

     Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием  возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором  могут устанавливаться для всеобщего  и многократного использования  правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации. [12, c. 341]

     Стандарты основываются на обобщенных результатах  науки, техники и практическом опыте  и направлены на достижение оптимальной  пользы для общества.

     В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие  категории: государственные стандарты  РФ - ГОСТ Р; отраслевые стандарты - ОСТ; технические условия - ТУ; стандарты  предприятия и объединения - СТП; стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО [12, c. 342].

     В зависимости от специфики объекта  стандартизации и содержания устанавливаемых  к нему требований разрабатывают  стандарты следующих видов [12, c. 343]:

     - стандарты основополагающие;

     - стандарты на продукцию, услуги;

     - стандарты на процессы;

     - стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

     В зависимости от масштабности распространения  стандартов они подразделяются на [12, c. 343]:

     - национальные;

     - региональные;

     - межгосударственные;

     - международные.

     Национальный  стандарт (ГОСТ Ρ) - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.

     Региональный  стандарт - стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации [2, cт. 44].

     Межгосударственный  стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации [13, c. 233].

     Международный стандарт - стандарт, принятый Международной  организацией по стандартизации (ИСО) [12, c. 344].

       Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых, максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов, во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и окружающей среды, технической и функциональной совместимости и взаимозаменяемости [12, c. 345].   

         Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере техники и технологии [13, c. 235].

     Таким образом, можно сделать вывод, что все факторы в совокупности имеют значительное влияние на качество товаров и услуг, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. 

    1.  Пути  повышения качества
 

       В современных  условиях объективная  необходимость  повышения     уровня     качества    продукции   обусловлена   несколькими  причинами  [9, c. 141]: 

     - качество продукции становится одним из решающих факторов повышения эффективности производства и интенсивного развития экономики в целом;

     - выпуск некачественной продукции наносит большой экономический ущерб, как отдельным предприятиям, так и всей национальной экономике;

     - изменяется психология потребителя и его требования к качеству продукции;

     - качество является одним из важнейших факторов конкурентоспособности продукции в условиях усиления конкурентной борьбы за рынки сбыта.

     Повышение качества продукции есть процесс, ориентированный  на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также  создание и освоение   качественно  новых   ее  видов  [9, c. 142]. 

     Рост  качества продукции имеет ограничители двоякого рода: научно-технические достижения и производственный потенциал общества, обусловливающий величину затрат совокупного общественного труда, необходимых на создание и использование продукции. Обществу небезразлично то количество труда, которое требуется на создание конкретной продукции и удовлетворение ею общественной потребности. С экономической точки зрения целесообразно не любое повышение качества изделий, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет эти потребности с наименьшими затратами. Высокое качество продукции - свидетельство достижения максимальной экономии труда на удовлетворение определенной потребности за счет оптимизации затрат труда на стадиях изготовления и потребления продукции [9, c. 146].  

     По  мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока  службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание.

     Два аспекта продукции - качество и количество в определенных пределах взаимозаменяемы в удовлетворении общественных потребностей. Отдельная единица продукции с данным уровнем качества способна удовлетворить единичную потребность. Весь объем удовлетворяемой потребности в данной продукции определяется произведением ее количества на уровень ее качества. Таким образом, заданный объем потребностей можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве [6, c. 342].

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе