Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 13:32, курсовая работа
целью работы является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. даны теоретические основы расчета продовольственной и потребительской корзины;
2. проведен анализ структуры потребительской корзины региона;
3. разработаны предложения по повышению качества жизни населения региона.
Введение
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины
1.1 Продовольственная корзина: сущность и понятие
1.2 Методика расчета потребительской корзины
2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины
2.1 Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона
2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе
Заключение
Список использованной литературы
2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика
Продукты питания, входящие
в потребительскую корзину, едины
для всех субъектов РФ и их количество
рассчитано в соответствии с нормой
потребления, установленной для
мужчины трудоспособного
В 2009-м году потребительские
цены Архангельской области
— товары продовольственные составил 6,8 %;
— товары непродовольственного назначения составил 9,7 %.
Оборот розничной торговли снизился на 1,9 %, при этом оборот:
— продуктов питания упал на 2,5 %;
— непродуктовых товаров снизился на 1,2 %.
Оборот в сфере торговли оптом снизился на 21,5 %.
За февраль 2010-го года стоимость товаров и услуг на потребительском рынке Архангельской области возросла на 0,7 %.
Потребительская корзина
жителя Архангельской обл. увеличилась
по стоимости входящего в нее
минимального набора продуктов питания
за 2009-й год на 1 % и на 1.01.2010 составила
2404 рублей. В целом за 2009-й год
средний показатель дохода на одного
человека в месяц для Архангельской
области составил 16500 рублей, что
превысило аналогичный
За 2009-й год самый
В феврале 2010-го года существенно возросли цены на следующие продукты питания:
Овощи и фрукты:
— белокочанная капуста на 8,9 %;
— репчатый лук на 5,1 %;
— свекла на 2,8 %;
— бананы на 8,5 %;
— виноград на 4,3 %.
Другие продукты питания:
— куриные яйца на 4,6 %;
— мякоть говядины на 2 %;
— говяжья печень на 3,1 %;
— гречка на 1,9 %;
— сыр на 3,8 %.
Среди прочих продуктовых товаров рост цен на 1-1,7 % зафиксирован на мясной фарш, баранину (кроме мякоти), пастилу, зефир, сахар, соль, сметану, детские овощные консервы, кондитерскую сдобу. Небольшое снижение цен было зарегистрировано на пшеничную муку, вареную колбасу и копченые мясные изделия, некоторые виды рыбы и творог. Значительно подешевела отечественная красная икра – на 3,5 %.
В среднем по РФ в конце
января 2010-го года стоимость потребительской
корзины составила 2193 рубля: повышение
по отношению к концу декабря
2009-го года составило 2,9 %. Максимальная
стоимость потребительской
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе
В Конституции Российской Федерации[1] п. 1 ст. 7 сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Поясняется, что на практике это означает направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство возлагает на себя ряд социальных обязательств, связанных с гарантированием населению страны, каждому отдельно взятому человеку некоего достойного и приемлемого с точки зрения общества уровня реализации его базовых потребностей: в жилье, пище, реализации своих способностей социально приемлемым образом... Именно этого ориентира и предполагается в первую очередь придерживаться при разработке и реализации государственной политики.
Однако в настоящее
время можно констатировать, что
проводимая в последние годы в
России политика реформ не оправдала
возлагавшихся на нее ожиданий. Намечалось
освободить государство от "перегружающих"
аппарат государственного управления
несвойственных ему (и, как правило,
неэффективно им выполняемых) функций
по прямому управлению хозяйственной
деятельностью предприятий и
организаций с тем, чтобы оно
могло сосредоточиться на выполнении
полномочий по обеспечению обществу
тех услуг, для "производства"
которых оно и существует, в
том числе и на обеспечении
необходимого уровня социальных гарантий
населению. Вместе с тем, если судить
по результатам, несмотря на то, что
государственные структуры в
нашей стране уже не участвуют
прямо в управлении функционированием
отдельных экономических
В качестве одной из основных
причин подобного положения авторы
концепции монетизации льгот
населению видят необоснованную
завышенность уровня социальных гарантий
населению. Подобные высказывания - фактически
результат "оторванности" разработчиков
реформы от реальной жизни. Проблема
вовсе даже не в огромном числе
льготников, проблема - в механизме
реализации льгот: выделяемые средства
превращаются в неприкрытые дотации
тем организациям, которые отвечают
за непосредственное выполнение обязанности
государственных и
Оценка стоимости пакетов социальных льгот производилась чиновниками "навскидку" либо их стоимость была сознательно занижена. Это не замедлило сказаться: повсеместно возникли проблемы в связи с реализацией известного Федерального закона N 122 о монетизации льгот.
Кроме того, выяснилась и слабая проработанность самого механизма замены льгот денежными пособиями, никто почему-то не подумал о том, как это сделать и что должно быть сделано до того, как, собственно, начать переход к новой системе оказания социальной помощи. Результат - многочисленные выступления жителей по всей стране (несколько поутихшие в последнее время - но этим не следует обольщаться). В итоге на сегодня, собравшись сэкономить, Правительство Российской Федерации уже израсходовало на проведение реформы по монетизации льгот в 1,5 - 2 раза больше запланированного.
Хронический недостаток бюджетных
средств существенно
В этой связи насущной необходимостью
является разработка и реальное воплощение
в жизнь системы минимальных
стандартов социальных гарантий и социальной
помощи малоимущим гражданам страны,
в целом - системы обеспечения
населению возможности
Первое. Решение данной наиважнейшей
проблемы во многом зависит от политики
государства в области
Второе. С одной стороны,
понимая неотложность (неизбежность)
монетизации льгот, с другой, полагаем,
будет правильным отменить их вообще
и сделать конкретной адресную непосредственную
помощь населению. Ориентир нами предложен
- уже упомянутый "социальный стандарт
жизни". Например, необходимо установить,
базовую пенсию не в 900 рублей и "привязать"
ее размер не к оторванной от реальной
жизни минимальной месячной оплате
труда, а в 2500 рублей, то есть сложившийся
на начало текущего года по стране средний
уровень прожиточного минимума. Такой
уровень должен стать базовым. На
конечный размер пенсии повлияют и
общий трудовой стаж, и "вредность
производства", и "северный" стаж,
и участие в Великой
Такая пенсия может быть от пяти до более чем десяти тысяч рублей, что соизмеримо с уровнем средней заработной платы в России и ее субъектах.
"Повышенный" уровень
расходов реально обеспечить
за счет государственного
Третье. Требуется радикальный подход к определению минимального размера заработной платы. Существующая минимальная месячная оплата труда, мягко скажем, фикция. Это не оплата труда, это минимальное пособие, не обеспечивающее в целом ряде регионов России приемлемого, допустимого уровня жизни людей, и особенно на селе. Даже "притянутый за уши" прожиточный минимум является более реальной оценкой того, сколько одному человеку необходимо просто для поддержания жизнедеятельности.
В качестве базового следует
выделять не абстрактный минимальный
месячный размер оплаты труда, который
как таковой лишь является для
недобросовестных работодателей основанием
занижения заработной платы в
действительности, а минимальную
почасовую оплату труда, как уже
неоднократно предлагалось ранее. Причем
следует четко развести такие
понятия, как минимум социальной
помощи (зависящий напрямую от оценки
социальных услуг, входящих в "социальный
стандарт жизни"), минимальная оплата
труда (как минимальный уровень
стоимости трудовых услуг и также
производный от "социального стандарта
жизни") и минимальная ставка штрафа
(в качестве каковой сегодня зачастую
и выступает минимальная
Минимальный часовой размер оплаты труда может быть обозначен на уровне, например, в 70 рублей (примерно 2,5 долл. США по текущему курсу). При 20 рабочих днях в месяц и 8-часовом рабочем дне это составит 11200 руб. Это не гарантированная за счет бюджета государства оплата труда, это стандарт оплаты труда, устанавливаемый государством. Кроме того, такой уровень оплаты труда будет в какой-то мере стимулировать потребительский спрос, рост которого обычно благоприятно отражается на отечественном производителе в первую очередь.
Конечно, предложенный подход потребует снижения начислений на фонд оплаты труда (единого социального налога). Мы полагаем, что такой шаг станет эффективным стимулом для работодателей вывести из тени значительные объемы средств и, как следствие, в том числе увеличить уровень поступлений в государственный бюджет. Однако данная мера должна сопровождаться парными ей преобразованиями в сфере установления адекватной минимальной оплаты труда, только в этом случае можно рассчитывать на полезный эффект.
Четвертое. Такая постановка
вопроса делает как никогда актуальной
необходимость обязательной разработки
долгосрочной Программы социально-
Современная ситуация на российском рынке труда, которая в некоторой степени стала выправляться к 2008 году, в настоящее время в полной мере ощутила на себе воздействия мирового финансового кризиса. Это требует внимания и действия всех заинтересованных субъектов рынка труда, но в первую очередь государства. Последнее обуславливается не только российской спецификой роли государства в экономической и социальных сферах, но еще и тем, что в сложившихся условиях оно в силу своих общественных функций, наличия наибольших ресурсов, более стабильным положением по сравнению с экономическими субъектами в состоянии нивелировать проблемы, возникшие в сфере труда.
Информация о работе Анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе